Ничто не повредит тому, кто трижды произнесёт слова: “А‘узу би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин шарри ма халяк”»[569]. 13 страница

Известно много хадисов о достоинстве восхваления Аллаха. Некоторые из них, где говорилось о достоинстве произнесения таких слов, как “Слава Аллаху”, “Хвала Аллаху” и других, были приведены в начале книги.

Наши товарищи из Хорасана говорили: «Если человек поклянётся в чём-либо, пусть непременно воздаст Аллаху всеобъемлющую хвалу», а некоторые говорили: «...величайшую хвалу». И они говорили: «Для того, чтобы сдержать клятву, ему следует сказать: “Хвала Аллаху, которая позволит сполна (отблагодарить Аллаха) за его благодеяния и которой будет достаточно, чтобы (отблагодарить Его) за новые милости /Аль-хамду ли-Лляхи хамдан йувафи ни‘ама-ху ва йукафи мазида-ху/”». Если человек произносит такие слова, это значит, что он говорит то, за что ему будет оказано ещё больше милостей и благодеяний. Они говорили также: «Если человек поклянётся в чём-либо, пусть воздаст Аллаху наилучшую хвалу, а для того, чтобы выполнить клятву, пусть скажет: «Не перечислить мне (всех) похвал Тебе, (которых) Ты (достоин[808]), так, как Сам Ты (сделал это), воздав их Себе /Ля ухсы сана’ан ‘аляй-кя Анта кя-ма аснайта ‘аля нафси-кя/”». Некоторые добавляли в конце: «Хвала Тебе (столько раз), сколько Ты пожелаешь /Фа ля-кя-ль-хамду хатта тардыйа/». Абу Са’д, занимавшийся вопросом о тех, кто даёт клятву, сказал: «Пусть воздаст Аллаху Всевышнему самую великую хвалу и добавит в начале слова: “Слава Тебе! /Субхана-кя!”»

عن أبي نصر النمار عن محمد بن النضر رحمه اللّه تعالى قال‏:‏ قال آدمُ صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ يا رَبّ‏!‏ شَغَلْتَنِي بِكَسْبِ يَدِي، فَعَلِّمْنِي شَيْئاً فِيهِ مَجَامِعُ الحَمْدِ وَالتَّسْبِيحِ، فأوحى اللَّهُ تبارك وتعالى إليه‏:‏ يا آدَمُ‏!‏ إذَا أصْبَحْتَ فَقُلْ ثَلاثاً، وَإذَا أمْسَيْتَ فَقُلْ ثَلاثاً‏:‏ الحَمْدُ لِلَّهِ رَبّ العالَمِينَ حَمْداً يُوافِي نِعَمَهُ وَيُكافِىءُ مَزيدَهُ، فَذَلِكَ مَجَامِعُ الحَمْدِ وَالتَّسْبِيحِ ‏.‏

Абу Наср ат-Таммар передал, что Мухаммад бин ан-Надр, да помилует его Аллах, сказал:

− Адам, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Господь мой, Ты научил меня, как мне добывать пропитание, так научи же меня и словам всеобъемлющей хвалы и прославления», и Аллах Всевышний ниспослал ему в откровении: «О Адам, каждое утро и каждый вечер говори по три раза: “Хвала Аллаху, Господу миров, которая позволит сполна (отблагодарить Аллаха) за его благодеяния и которой будет достаточно, чтобы (отблагодарить Его) за новые милости /Аль-хамду ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямина, хамдан йувафи ни‘ама-ху ва йукафи мазида-ху/”, что и будет всеобъемлющей хвалой и прославлением»[809].

Аллах же знает об этом лучше.

كتاب الصّلاة على رسول الله صلى اللّه عليه وسلم

Книга о призывании благословения на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ ‏إِنَّ اللَّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ على النَّبيّ يا أيُّها الَّذين آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً‏ ﴾‏ الأحزاب‏:‏ 56

{Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют пророка. О те, кто уверовал, благословляйте его и приветствуйте (часто)!}[810]

Хадисов, в которых говорится о достоинстве мольбы за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, очень много и привести их полностью невозможно, однако мы приведём несколько примеров, чтобы книга, в которой они приводятся, стала благословенной.

عن عبد اللّه بن عمرو بن العاص رضي اللّه عنهما؛ أنه سمع رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول‏:‏ ‏" ‏مَنْ صَلَّى عَليَّ صَلاةً صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْراً‏ " ‏‏.

311. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Того, кто (один раз) призовёт на меня благословение, Аллах благословит за это десять (раз)».[811]

عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم- قَالَ " مَنْ صَلَّى عَلَىَّ وَاحِدَةً صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ عَشْرًا " .

قال الترمذي‏:‏ حديث حسن‏.‏

312. Передают со слов ‘Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Того, кто призовёт на меня благословение, Аллах благословит десять (раз)».[812]

عن عبد الله بن مسعود رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال ‏:‏ ‏"‏ أولى الناس بي يوم القيامة أكثرهم علي صلاة ‏"‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن ‏غريب.‏

قال الترمذي‏:‏ وفي الباب عن عبد الرحمن بن عوف وعامر بن ربيعة وعمّار وأبي طلحة وأنس وأُبيّ بن كعب رضي اللّه عنهم‏.

313. Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В День воскресения ближе всех людей ко мне окажутся те, которые чаще (других) призывали на меня благословения».[813]

عن أوس بن أوس رضي اللّه عنه، قال‏:‏ قال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏"‏إِنَّ مِنْ أفْضَلِ أيَّامِكُمْ يَوْمَ الجُمُعَةِ، فأكْثِرُا عَليَّ مِنَ الصَّلاةِ فِيهِ، فإنَّ صَلاتَكُمْ مَعْرُوضَةٌ عَليَّ‏"‏ فقالوا‏:‏ يا رسول اللّه‏!‏ وكيف تُعرض صلاتنا عليك وقد أرَمْتَ‏؟‏ ـ قال‏:‏ يقول‏:‏ بليت ـ قال‏:‏ ‏"‏إنَّ اللّه حَرَّمَ على الأرض أجْسادَ الأنْبِياءِ‏"‏‏.‏

314. Сообщается, что Аус бин Аус, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, пятница относится к числу наилучших дней ваших, так почаще же призывайте на меня благословения в этот день, ведь ваши благословения будут представляться мне». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, как же наши благословения будут представляться тебе, когда ты уже истлеешь?!» − (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах сделал тела пророков запретными для земли[814]».[815]

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏"‏لا تَجْعَلُوا قَبْرِي عِيداً وَصَلُّوا عليَّ، فإنَّ صَلاتَكُمْ تَبْلُغُنِي حَيْثُ كُنْتُمْ‏"‏‏.‏‏

315. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не превращайте (посещение) моей могилы в праздник[816] и призывайте на меня благословения, ибо, поистине, ваше благословение дойдёт до меня, где бы вы ни были».[817]

عن أبي هريرة أيضاً أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏"‏مَا مِنْ أحَدٍ يُسَلِّمُ عَليَّ إِلاَّ رَدَّ اللَّهُ عَليَّ رُوحي حتَّى أَرُدَّ عَلَيْهِ السَّلامَ‏"‏‏.‏

316. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бы ни приветствовал меня (после моей смерти), Аллах непременно будет возвращать мне мой дух, чтобы я (мог) ответить на его приветствие».[818]

بابُ أمرِ مَنْ ذُكِرَ عندَه النبيُّ صلى اللّه عليه وسلم بالصَّلاة عليه والتسليم، صلى اللّه عليه وسلم

Глава 70. О велении человеку, в присутствии которого будет упомянут пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносить слова “да благословит его Аллах и приветствует”

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏"‏رَغِمَ أنْفُ رَجُلٍ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَليَّ‏"‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن‏.‏

317. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да постигнет унижение того человека, который не призовёт на меня благословение, когда в его присутствии упомянут обо мне!»[819]

عن أنس رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏"‏مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلْيُصَلِّ عَليَّ، فإنَّهُ مَنْ صَلَّى عَليَّ مَرَّةً، صَلَّى اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ عَلَيْهِ عَشْراً‏"‏‏.‏

318. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, в присутствии кого упомянут обо мне, призовёт на меня благословение, ибо, поистине, того, кто призовёт на меня благословение (один раз), Всемогущий и Великий Аллах благословит десять (раз)».[820]

عن جابر رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏"‏مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَليَّ فَقَدْ شَقِيَ‏"‏‏.‏

319. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В бедственном положении окажется тот, кто не призовёт на меня благословение после того, как в его присутствии упомянут обо мне».[821]

عن عليّ رضي اللّه عنه قال‏:‏ قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏"‏البَخِيلُ مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَليَّ‏"‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن صحيح‏.‏

320. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Скупцом является тот, кто не призывает на меня благословения, когда обо мне упоминают в его присутствии[822]».[823]

Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал:

− Сообщается, что один из улемов сказал: «Если человек один раз призовёт благословение на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в собрании, это послужит заменой всему, что он должен был говорить[824]».

بابُ صفةِ الصَّلاة على رسولِ اللّه صلى اللّه عليه وسلم

Глава 71. О том, как следует призывать благословение на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

В книге о словах поминания, которые желательно произносить во время молитвы, мы уже приводили примеры того, как следует обращаться с мольбами за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упоминали обо всём, что имеет к этому отношение, и указывали на то, что следует считать совершенным, а что − наименьшим. Что же касается утверждений наших товарищей, а также Ибн Абу Зайда аль-Малики, считающих, что к этому следует добавлять слова «...и помилуй Мухаммада и семейство Мухаммада», то это является нововведением, которое не имеет под собой никаких оснований. В комментариях к “Сунан” ат-Тирмизи имам Абу Бакр бин аль-‘Араби аль-Малики выражает резкое порицание Ибн Абу Зайду, обвиняет его в ошибках и указывает на невежество тех, кто поступает подобным образом. Имам Абу Бакр бин аль-‘Араби пишет: «Объясняется это тем, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил нас, как следует обращаться к Аллаху с мольбами за него, и поэтому добавлять что-либо к этому значит считать недостаточным то, что было сказано им, и поправлять его, а Аллах знает об этом лучше».

Человек, который станет обращаться с мольбой за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, должен объединить такое обращение с таслимом, не ограничиваясь чем-либо одним и не говоря только «да благословит его Аллах /саля-Ллаху ‘аляй-хи/» или только «мир ему /‘аляй-хи-с-салям/».

Желательно, чтобы человек, читающий хадисы или иные религиозные книги, повышал голос при обращениях к Аллаху с мольбами за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, при каждом упоминании о нём, но произносил эти слова не слишком громко. Сообщается, что так поступал имам Абу Бакр аль-Хатиб аль-Багдади и другие улемы. Улемы из числа наших товарищей и других людей указывали, что желательно также громко обращаться с мольбами за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время произнесения тальбийи, а Аллах знает об этом лучше.

بابُ استفتاحِ الدُّعاء بالحمدِ للّه تعالى والصَّلاة على النبيّ صلى اللّه عليه وسلم

Глава 72. О том, что обращения с мольбами желательно

начинать с хвалы Аллаху Всевышнему и мольбы за пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

عن فَضَالة بن عُبيد رضي اللّه عنه، قال‏:‏ سمع رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم رجلاً يدعو في صلاته لم يمجّدِ اللّه تعالى، ولم يصلّ على النبيّ صلى اللّه عليه وعلى آله وسلم، فقال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم وعلى آله وسلم‏:‏ ‏"‏عَجِلَ هَذَا‏"‏ ثم دعاه، فقال له أو لغيره‏:‏ ‏"‏إذَا صَلَّى أحَدُكُمْ فَلْيَبْدأ بِتَمْجِيدِ رَبِّهِ سُبْحانَهُ وَالثَّناءِ عَلَيْهِ، ثُمَّ يُصَلِّي على النَّبِيّ صلى اللّه عليه وسلم، ثُمَّ يَدْعُو بَعْدُ بِمَا شاءَ‏"‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن صحيح‏.‏

321. Сообщается, что Фадаля бин ‘Убайд, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышал, как один человек во время своей молитвы стал обращаться с мольбами к Аллаху, не восславив (перед этим) Аллаха Всевышнего и не обратившись к Нему с мольбами за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Этот (человек) поспешил», после чего подозвал его к себе и сказал ему (или: кому-то другому): «Когда кто-нибудь из вас (пожелает) обратиться к Аллаху с мольбой, пусть начнёт с того, что воздаст хвалу своему Преславному Господу и восславит Его, потом пусть призовёт благословение на пророка, а уже потом просит, чего пожелает».[825]

Наши рекомендации