Глава 5. Всякому ли слову [Божиему] неповиновение достойно гнева и смерти, хотя бы это слово и не было соединено само по себе с грозным предупреждением?

1. О том, что неповиновение всякому слову [Писания] достойно гнева и смерти, сказано более пространно в Послании о согласии[40]. И чтобы теперь нам вспомнить одно или два свидетельства из многих, выслушаем Иоанна Крестителя, говорящего: Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына — это неопределенное возражение относится ко всякому — не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36), и Самого Господа, определенно отвечающего: ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5:18). Если же в Законе так, то насколько больше то, что в Евангелии, как и Сам Господь часто утверждал (Мф. 5:17).

Относительно [второй части вопроса:] «...хотя бы это слово и не было соединено само по себе с грозным предупреждением» — будет достаточно для верных вспомнить слова Самого Господа, сказанные в кратком изложении учения о блаженствах, в котором упомянул и о многом запрещенном и к этому прибавил и грозное предупреждение, говоря: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5:22) и многое подобное тому. А к некоторым не прибавил [угрозы], как, например: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28), и: А Я говорю вам: не клянись вовсе (Мф. 5:34), и немного спустя: Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:37); и еще многое подобное сему сказал, не указав кары, но ответил более общим образом, предрекая: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5:20); а в конце приводит к следующему: А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7:26–27). 2. И неоднократно упоминая о многообразных грехах, Он не упоминал о предлежащем за них наказании, часто довольствуясь сказанным против них в обобщенном смысле.

Поскольку же и более немощные имеют нужду в помощи, то вспомним и сказанное апостолом. Ибо он, подражая Господу, и сам некогда сказал: с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5:11), а в другом месте: не говорите лжи друг другу (Кол. 3:9), а в ином месте: Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф. 4:31) и многое подобное тому — часто без прибавления угрозы; в другом же месте и в более общем смысле он говорит и о наказании: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9–10). А в другой раз и более пространно пишет: И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Oни знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют. Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же (Рим. 1:28–32; 2:1).

Из всего этого становится ясно, что если где-то и не говорится о наказании за каждый вид [греха], то мы непременно должны понять, что с неизбежной необходимостью подпадает под родовое определение, и [хотя бы и] одну заповедь нарушивший, как о том сказал Господь наш Иисус Христос: Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин. 12:48). Иоанн Креститель же, больше которого никого нет [из рожденных женами] (Лк. 7:28), определенно свидетельствует, что Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36).

Это является обычным для Богодухновенного Писания и в Ветхом Завете. Ибо и Моисей, много писавший в Законе без упоминания о наказании для преступающих или небрегущих, налагает на всех поступающих так общее проклятие, служащее причиной ужаснейшего наказания, говоря: Проклят всяк человек, иже не пребудет во всех словесех закона сего (Втор. 27:26), и в другом месте: Проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48:10). И если проклят творящий с небрежением, то не творящий [вовсе] чего будет достоин?

Наши рекомендации