Огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница

Наставления и мудрые изречения 71

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Величайшая прибыль в этом мире — тратить своё время на то, что приносит наибольшую пользу в мире вечном.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Как может быть разумным тот, кто обменял Рай со всем, что в нём, на кратковременное наслаждение?

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Знающий выходит из мира этого, не насытившись двумя вещами: плачем о самом себе и восхвалением Господа Своего.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Боясь творения, ты относишься к нему настороженно и бежишь от него, а когда ты боишься Аллаха, ты чувствуешь Его близость к тебе и стремишься приблизиться к Нему [ещё больше].

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Если бы знание приносило пользу без действий, то Всевышний Аллах не стал бы порицать учёных людей Писания, и если бы действия без искренности приносили пользу, Он не стал бы порицать лицемеров.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Подавляй внезапно приходящие в голову мысли о скверном, потому что если ты этого не сделаешь, то такая мысль превратится в идею. И подавляй идею, ибо если ты не сделаешь этого, она превратится в страсть. И борись со страстью, ибо если ты не сделаешь этого, она превратится в твёрдое намерение и решимость, и если ты не подавишь её, она превратится в действие, и если ты ничего не противопоставишь ему, оно превратится в привычку, и тогда тебе будет уже очень трудно отказаться от неё.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Богобоязненность имеет три степени. Первая: оберегание сердца и органов тела от грехов и запретного. Вторая: оберегание их от нежелательного. Третья: оберегание их от лишнего и от всего, что их не касается.

72 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Первая даёт рабу жизнь, вторая даёт ему здоровье и силу, а третья приносит ему радость и сияние.

Неясность истины, когда ты её защищаешь,

Уменьшает число защитников той стороны, которая права, Сокрытое и тонкое понять не способны люди,

И они выносят решения в пользу того,

кто суть излагает яснее.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

С помощью Аллаха достигаю и добиваюсь я того,

к чему стремлюсь,

Л не благодаря себе или заступнику своему

из числа людей.

И когда я отчаиваюсь и готово отчаяние одолеть меня,

Надежда спешит мне на помощь после отчаянья...

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Когда Адам огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru захотел получить вечное пребывание в Раю посредством дерева, в качестве наказания он был изгнан из него. И когда Юсуф хотел выйти из тюрьмы с помощью одного из тех, кому он толковал его сон, он пробыл там после этого ещё несколько лет.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Когда раба постигает предопределение, которое неприятно ему, он должен вспомнить в связи с ним о шести вещах.

Первая: единобожие и то, что это Аллах предопределил ему это, пожелал этого и сотворил его, и чего пожелает Аллах, то случается, а то, чего Он не желает, никогда не произойдёт.

Вторая: справедливость и то, что решения Его относительно него непременно осуществятся, а приговоры, выносимые ему Всевышним, справедливы.

Третья: милосердие и то, что Его милость в этом Его предопределении побеждает гнев Его и что ею наполнено Его предопределение.

Наставления и мудрые изречения 73

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Четвёртая: мудрость и то, что мудрость Всевышнего предполагает то, что случилось, и Он предопределил его не просто так, и осуществил его не без смысла.

Пятая: хвала и то, что Всевышнему надлежит полная и совершенная хвала за это, с какой бы стороны мы ни посмотрели на это предопределение.

Шестая: подчинённость Господу ('убудиййа) и то, что он — раб, с какой стороны ни посмотри, и постановления и решения Господа распространяются на него, поскольку он принадлежит Ему и является Его рабом. И Он распоряжается им посредством Своего предопределения и Своих постановлений, касающихся религии, и все эти постановления и решения распространяются на Его раба.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Частые неудачи, неправильные мнения, неспособность познать истину, порча сердца, покинутость14, напрасная трата времени, неприязненное отношение со стороны творений, холодность в отношениях раба со своим Господом, неполучение ответа на мольбы, жестокосердие, отсутствие благодати в уделе и жизни, лишение возможности приобретать знания, унижение, победа врага, стеснение в груди, испытание посредством скверных товарищей, которые портят сердце и заставляют впустую тратить время, продолжительная тоска и печаль, тяжкая жизнь и закоснелость разума... Всё это появляется в результате ослушания Аллаха и беспечного отношения к поминанию Его, подобно тому, как растение появляется от воды, а пожар — от огня. А противоположности упомянутому рождаются от покорности Ему.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

 
  огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

14 То есть о человеке никто не вспоминает.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru Польза

Следует думать об Аллахе благое

и признавать собственные грехи и упущения

Б

лажен тот, кто примерно исполняет свои обязанности перед Господом и признаёт перед Ним собственное невежество, упущения в деяниях своих, собственные пороки и изъяны, недостатки в соблюдении Его права и несправедливость допускаемую по отношению к Нему.

И если Он накажет его за его грехи, то он считает это справедливостью. А если Он не станет наказывать его, то он считает это милостью.

Если он совершает благое дело, то считает это благодеянием и милостыней со стороны Всевышнего, и если Он примет это дело, то он считает это ещё одним благодеянием и милостыней. Если же Он отвергнет его дело, то он понимает, что причина в том, что дело это не годится для того, чтобы обращать его к Нему.

Если же он совершает скверное дело, то считает, что это Аллах оставил его без Своей помощи и поддержки и лишил Его Своего оберегания, и это справедливо по отношению к нему. И он видит в этом свою потребность в Господе и несправедливость, которую он допускает по отношению к самому себе. И если Он прощает ему содеянное им, то он считает, что это

Следует думать об Аллахе благое и признавать собственные грехи и упущения 75

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

благодеяние в чистом виде и проявленная к нему Всевышним Аллахом щедрость и великодушие.

Суть вопроса в том, что он всегда видит в Господе благодетеля и всегда считает себя поступающим скверно, делающим упущения и нерадивым. И он считает всё, что радует его, милостью своего Господа и Его благодеянием по отношению к нему, а то, что неприятно ему, он считает последствием своих грехов и справедливостью Всевышнего по отношению к нему.

Любящие говорят, когда разрушаются дома их любимых: «Да будут напоены их обитатели!»

Так же и любящий, когда наступают для него годы, которые ему суждено провести под землёй, вспоминает благую покорность Ему в этом мире и то, как он искал приближения к Нему в этом мире и обновление милости Его и Его поение тех, кто обитал в этих тленных телах.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru Польза

Ревность бывает двух видов,

и она бывает похвальной и порицаемой

Р

евность бывает двух видов. Ревновать можно кого-то и к кому-то.

Ревность в отношении объекта своей любви обусловлена твоим нежеланием делить его с кем-то другим.

Ревновать объект своей любви невозможно без наличия того, к кому ты его ревнуешь.

Эта ревность похвальна в том случае, если объект любви относится к тем, которые скверно делить с кем-либо, — речь идёт о творении.

Если же говорить о таком объекте любви, соучастие в любви к которому является благим, например, о Посланнике, учёном или о Любимом и Близком — Всевышнем Аллахе, — то невозможно представить себе ревность в подобных случаях — скорее, это зависть! В данном случае похвальная ревность — ревность, заключающаяся в том, что человек не желает, чтобы любовь его доставалась другим вместо Него. Или же он не желает, чтобы кто-нибудь узнал об этой любви и испортил её для него. Или же он проявляет ревность в отношении своих деяний, не желая, чтобы хоть что-то из них совершалось не ради объекта его любви. Ревность может выражаться и в том, что он не желает, чтобы к его деяниям примешивалось что-то неугодное его Любимому — из

Ревность бывает двух видов, и она бывает похвальной и порицаемой 77

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

совершения дел напоказ, или самолюбования, или желания иметь свидетелей своим деяниям или желания сокрыть от людей милости Всевышнего, которые Он оказывает ему, помогая ему совершать благие дела.

Если говорить в общем, ревность предполагает стремление человека к тому, чтобы его состояния и его деяния были посвящены только Аллаху. Человек также может проявлять ревность в отношении собственного времени, избегая тратить его на неугодное Тому, Кого он любит.

Это ревность со стороны раба Аллаха, и это ревность к тому, кто мешает ему снискать довольство объекта своей любви и возводит препятствия на его пути.

Если же говорить о ревности объекта любви [Всевышнего Аллаха], то это нежелание того, чтобысердце любящего Его испытывало такую же любовь к кому-то ещё,то есть придавало Ему сотоварищей в своей любви к Нему.

Поэтому ревность Всевышнего предполагает, что Eгo раб не должен совершать то, что Он запретил15. И ревность Его — причина того, что Он запретил мерзости, совершаемые явно и тайно16, потому что творения — Его рабы, и Он ревнует рабов Своих так же, как хозяин ревнует своих невольниц — а Аллах, разумеется, совершенени ни с кем не сравним. Он ревнует рабов Своих, и эта ревность предполагает, что они не должны обращать свою любовь ни к кому, кроме Него, потому что любовь эта побуждает их страстно любить образы [творения] и совершать мерзость с ними.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

15 Хадисы на эту тему приводят аль-Бухари и Муслим.

16 Хадисы на эту тему также приводят аль-Бухари и Муслим.

78 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Кто почитал Аллаха так, что это удерживало его от ослушания Его, тому Аллах дарует уважение к нему со стороны людей, так что они не станут унижать его.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Если корни знания приживутся в почве сердца, в нём вырастает дерево любви, и когда оно становится прочным и сильным, оно начинает приносить плоды — покорность Ему, и это дерево «плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа» (сура 14 «Ибрахим», аят 25).

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Первая остановка на пути идущих: «Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом» (сура 33 «Союзники», аяты 41-42);

Вторая остановка: «Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету» (сура 33 «Союзники», аят 43). И последняя остановка: «В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: "Мир!"» (сура 33 «Союзники», аят 44).

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Почва естественной природы человека плодородна и принимает то, что сажают в неё, и если будет посажено дерево веры и богобоязненности, то оно принесёт вечную сладость. А если будет посажено дерево невежества и страстей, то плоды его будут горькими.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Устремись к Аллаху и требуй этого от глаза своего, от слуха своего, от сердца своего и от языка своего и да не уклонятся от этого возвращения эти четверо, ибо тот, кому Аллах помогает устремиться к Нему, делает это посредством них, и тому, кому не удаётся сделать это, потому что Аллах оставляет их без помощи, также не удаётся сделать это именно их посредством. Тот, кому Всевышний оказывает помощь, слышит, видит, говорит и берёт что-

Ревность бывает двух видов, и она бывает похвальной и порицаемой 79

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

то благодаря своему Господу, а тот, кого Он оставляет без помощи и поддержки, совершает те же самые действия в угоду душе своей и страстям своим.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Рождение покорности, её рост и приумножение осуществляется так же, как и в случае с косточкой, которую ты сажаешь в землю, и в конце концов она превращается в дерево и приносит плоды, и ты ешь его плоды и сажаешь в землю косточки от них, и каждый раз, когда оно приносит плоды, ты срываешь их и сажаешь косточки от них... То же самое можно сказать и о грехах, которые выстраиваются в подобную цепочку.

Пусть же разумный человек задумается над приведённым примером. К награде за благое дело относится и совершение следующего благого дела, а к наказанию за скверное дело — совершение следующего скверного дела.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Не стоит удивляться рабу, который смиряется пред Аллахом, поклоняется Ему и без устали служит Ему, нуждаясь в Нём и будучи не в состоянии обойтись без Него. Удивление вызывает Властелин, Который помогает рабу Своему полюбить Его, оказывая ему многочисленные милости и благодеяния притом, что Он совершенно не нуждается в нём.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Достаточный почёт для тебя — то, что ты являешься Его рабом. И достаточный повод для гордости для тебя — то, что Он — твой Господь.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru Польза

Мудрые изречения, наставления и выводы из истории Адама огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

О

стерегайся грехов, ибо поистине, они унизили величие «Падите ниц...»17 (сура 2 «Корова», аят 34) и изменили «Поселись...»18 (сура 2 «Корова», аят 35).

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

О мгновенье, которое породило жар тысячелетней тревоги!..

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Он [Адам] писал кровью сожаления строкипечали в историях и посылал их с горестными вздохами, пока не пришла подпись: «И Он принял его покаяние» (сура 2 «Корова», аят 37).

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Иблис обрадовался изгнанию Адама из Рая, не зная о том, что ныряльщик, погружаясь глубоко в море, поднимается на поверхность, да ещё и с жемчугом.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

17 Подразумевается отданное Господом ангелам веление пасть ниц перед Адамом огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru .

18 Подразумевается отданное Господом веление поселиться в Раю месте со своей женой Хаввой.

Мудрые изречения, наставления и выводы из истории Адама огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru 81

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Какая разница между словами «Поистине, Я поставлю на земле наместника...» (сура 2 «Корова», аят 30)19 и словами «Ступай! И если кто-то последует за тобой, то Геенна будет для вас воздаянием...» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 63)20!

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

To, что произошло с Адамом, и есть цель его существования: «Если бы вы не грешили...»21

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

О Адам! Да не опечалят тебя слова Мои, сказанные тебе: «Выйди отсюда» (сура 7 «Преграды», аят 18). Ведь Я создал Рай для тебя и на пользу твоим потомкам.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

О Адам! Ты входил ко Мне, как входят цари к царям, а теперь ты входишь ко Мне, как входят рабы к царям.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

О Адам! Не огорчайся из-за чаши проступков, которые помогли тебе образумиться, ибо она изгнала из тебя недуг самолюбования и облачила тебя в одеяние покорности Всевышнему: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас» (сура 2 «Корова», аят 216).

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

О Адам! Я не отбирал у тебя то, чем наделил тебя. Я лишь отвёл тебя в сторону, дабы завершить преобра-жение этого места для тебя и чтобы работники посы-

 
  огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

19 Имеется в виду Адам огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru .

20 Эти слова обращены к Иблису.

21 Это указание на хадис, который приводит Муслим со слов Абу Хурайры- Посланник Аллаха огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы вы не грешили, то Аллах уничтожил бы вас и привёл бы на ваше место людей, которые грешили бы и просили бы у Аллаха прощения, и Он прощал бы их»

82 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

лали мне плату: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура 32 «Земной поклон», аят 16).

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Клянусь Аллахом, когда он [Адам] ослушался Господа, ему не принесло пользы ни величие: «Падите ниц» (сура 2 «Корова», аят 34), ни почёт «И Он научил Адама...»(сура 2 «Корова», аят 31), ни особенность: «кого Я сотворил Своими обеими Руками» (сура 38 «Сад», аят 75), ни гордость «и вдохнул в него от Моего духа» (сура 15 «Хиджр», аят 29), но ему принесло пользу смирение: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе...» (сура 7 «Преграды», аят 23).

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Когда кольчуга единобожия надевается на тело благодарности, вражеская стрела наносит не смертельную рану, и человек накладывает на нее повязку смирения и становится таким, каким был до ранения, и раненый поднимается так, будто с ним ничего и не случилось.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Раздел

Следование прямым путём и заблуждение —

от Аллаха

С

пасательные средства подготовлены, а ноги гонимого закованы в колодки.

Буря предопределения поднялась во Вселенной, и всё перевернулось, и родилось благо. А когда ветер стих, стало ясно, что Абу Талиб тонет в море погибели, а Сальман — на берегу благополучия, и аль-Валид ибн аль-Мугира возглавляет свой заблудший народ, Сухайб прибыл с караваном византийцев, а негус в Эфиопии говорит: «Вот я перед Тобой, о Аллах!» А Биляль провозглашает: «Молитва лучше сна!», а Абу Джахль занят противоречиями.

Сальману было предопределено благо и благополучие, и провидение заставило его отклониться от пути своих предков, которые были огнепоклонниками и он стал вести полемику с отцом на тему придавания Аллаху сотоварищей. И когда ои одолел его в споре, тот не нашёлся что ответить и вместо ответа заковал сына в цепи. К этому прибегают приверженцы ложного с того момента, как они сбились с истинного пути. Именно такой ответ дал фараон Мусе: «Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня...» (сура 26 «Поэты», аят 29).

И такой же ответ дали джахмиты имаму Ахмаду, когда подвергли его бичеванию. И такой же ответ дали

84 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

приверженцы нововведений шейху ислама Ибн Таймийе, когда бросили его в тюрьму.

Итак, история Сальмана. Пришёл к нему гость: «дабы испытать вас»(сура 2 «Корова», аят 155). И благодаря радушному приёму этого гостя он заслужил степени: «Сальман — из нас, людей дома22». Услышав о том, что некие люди отправляются в путь, он выкрал самого себя у отца и, оседлав решимость, отправился на поиски заветного счастья. Он погрузился в море поисков, дабы найти жемчужину мироздания, и добровольно служил указующим путь, как служат смиренные. И когда монахи почувствовали, что время их подходит к концу, то сообщили ему приметы нашего Пророка огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru и сказали Сальману: «Время его пришествия настало, остерегайся же впасть в заблуждение!» И он отправился в путь в сопровождении людей, которые отнеслись к нему без всякого сострадания и жалости и продали его на рынке за ничтожную цену в несколько дирхемов. Его купил один из иудеев Медины, и когда Сальман увидел лавовые поля, стремление найти Пророка огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru усилилось в нём. При этом хозяин его ничего не знал о желании Сальмана. Потянулись долгие часы ожидания, и вот наконец прибыл благой вестник. Сальман в это время был на вершине пальмы и едва не свалился с пальмы от объявшего его беспокойства, но решимость помогла ему удержаться, как в тот день, когда: «Она [мать Мусы] готова была раскрыть его[свой поступок], если бы Мы не укрепили её сердце»(сура 28 «Рассказы», аят 10). Он поспешно спустился, дабы принять радостную весть.

Там друг возлюбленный, которого искал я,...

Я чувствую: из мест тех дует ветер.

 
  огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

22 То есть членов нашей семьи.

Следование прямым путём и заблуждение — от Аллаха 85

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Его хозяин крикнул ему: «Что с тобой?! Иди, займись своим делом!» Он же сказал в ответ [нечто подобное]:

Как мне уйти, когда в вашей земле

есть у меня занятие...

И он пребывал в таком состоянии, о котором сказал поэт:

Друзья мои, клянусь, я не из вас, когда

Мне открывается семейства Лейлы дом...

Встретившись с Посланником, он сравнил копию, хранившуюся у монахов, с оригиналом, и увидел полное соответствие.

О Мухаммад! Ты желаешь, чтобы ислам принял Абу Талиб, а Мы желаем, чтобы его принял Сальман...

Когда Абу Талиба спрашивали, как его зовут, он отвечал: «'Абд Манаф». И при этом гордился своими предками. А когда речь заходила об имуществе, он называл число верблюдов. А когда Сальмана спрашивали, как его зовут, он отвечал: «'Абдуллах». А когда его спрашивали об имени его отца, он отвечал: «Я — сын ислама». А когда спрашивали его об имуществе, он отвечал: «Бедность». Когда спрашивали о его лавке, он говорил: «Мечеть». А когда его спрашивали о его способе добывания хлеба насущного, он отвечал: «Терпение». А о своей одежде он говорил: «Богобоязненность и скромность». О своей подушке он говорил: «Ночные бдения». А его поводом для гордости был хадис «Сальман — из нас». А о своей цели он говорил: «И стремятся к Лику Его» (сура 6 «Скот», аят 52). А когда его спрашивали о том, куда он идёт, он отвечал: «В Рай». А когда его спрашивали, кто показывает ему дорогу, он отвечал: «Предводитель творений и указующий путь предводителям».

86 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Когда мы в путь отправляемся и ты — наш предводитель,

Твоё поминание для верблюдов —

лучшая песня погонщика,

И когда, заблудившись, дорогу не можем найти,

Лик твой светлый достаточно путь освещает...

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Грехи — ранения, а ранения бывают смертельными.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Когда разум твой выходит из-под власти страстей твоих, сила оказывается на его стороне.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Входя в обитель страстей, ты ставишь на кон свою жизнь.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Если взгляд твой случайно упал на запретное, то знай, что это та самая искра, от которой возгорается пламя войны, так закройся от него покровом: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры...» (сура 24 «Свет», аят 30). И тогда ты избегаешь скверных последствий, и Аллах избавляет верующих от сражений.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Когда море страсти становится обширным, в нём можно утонуть, и самое опасное для пловца — открывать глаза в воде.

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Нет никого почтеннее лежащего в могиле,

Которому дела благие одиночество скрасили,

Наслаждается он в Садах, и он не подобен

Рабу, для которого стала могила тюрьмою...

огрн 1057748943284 от 26 октября 2009 г. 5 страница - student2.ru

Каков человек, таковы и его испытания,

Познать его можно, увидев его терпение,

Кто нетерпелив при встрече с тем, чего опасается,

Наши рекомендации