Было уже утро, когда я очнулся; возле меня суетились люди и среди них какой-то седенький господин

— Где я? Что со мной? — спросил я окружающих.

— После, после все узнаете, — ответил мне седой господин, который оказался доктором. Я нетерпеливо ждал объяснения страшного ночного кошмара. "Сон это или действительность?" — думал я и терялся в догадках... Прошло еще несколько томительных часов. Я чувствовал себя настолько уже бодрым, что мог приподняться с постели, и опять назойливо приставал к доктору с вопросом: что со мною было?

— С вами был страшный обморок, — объяснил доктор.

— А мертвец? Неужели он в самом деле приходил ко мне?

— К вам приходил не мертвец, а живой человек.

— Стало быть, он жив?

— Был... несколько часов тому назад, а теперь... — и доктор приподнял портьеру в залу. Покойник опять лежал на столе под парчой, а в ногах его заунывно раздавался голос дьячка.

Вот что узнал я от доктора: покойный друг мой, прежде чем отойти навсегда в вечность, впал в предсмертный летаргический сон. Читавший по нему Псалтирь дьячок вышел ночью из залы и заговорился с людьми. В это время мнимо умерший, очнувшись, встал со стола и по привычке пошел в свой кабинет. Крик вернувшегося дьячка поднял на ноги весь дом.

— Представьте наше изумление, — сказал доктор, — и ужас, когда мы увидали мертвеца, лежащего у вас на груди...

— И он был жив, когда вы вошли?

— Нет. Искра жизни вспыхнула в покойном на несколько мгновений, как будто для того, чтобы исполнить данное вам слово: не умирать, не простившись с вами.»

ЧАСТЬ 3. ДОГМАТ УЧЕНИЯ ЦЕРКВИ О ХОДАТАЙСТВЕ ЖИВЫХ ЗА УМЕРШИХ И ИСПРОШЕНИИ ПРОЩЕНИЯ ГРЕХОВ НЕКОТОРЫМ ГРЕШНИКАМ

На чем основывает Церковь свое учение о возможности спасения некоторых умерших грешников

Мы знаем, что смерть есть только переход от земной жизни в загробную, что соединенные Богом на земле не разлучаются и смертию, что внутренний, духовный союз и взаимное соотношение между пребывающими на земле и перешедшими в загробный мир продолжается как между членами одного духовно-нравственного Царства Христова. Единение, союз, отношение и общение для пребывающих на земле имеют чувственное выражение, видимые знаки, свидетельствующие о неразрывности духовного союза и общения с перешедшими в загробный мир. Показав, в чем состоят союз и общение мира видимого с невидимым, то есть пребывающих на земле с ангелами и падшими духами и со святыми, теперь постараемся показать видимое чувственное выражение видимого мира с перешедшими несовершенными, не достигшими еще совершенной святости, с грешниками, в аду находящимися, однако не потерянными для Царствия Божия.

Чувственное выражение союза и общения пребывающих на земле с перешедшими за гроб несовершенными грешниками составляет содержание этой части. Жизнь и деятельность пребывающих на земле, основанная на вере в Господа Иисуса Христа, есть наивернейшее зеркало союза и общения с несовершенными, перешедшими в загробный мир. Жизнь и деятельность — одно и то же. Где жизнь — там и деятельность, и где деятельность — там и жизнь; следовательно, дела пребывающих на земле покажут, будут свидетельствовать о их союзе и общении с перешедшими. Бог, соединяя людей вечным союзом любви, на случай кратковременной разлуки — смерти — чрез Своего избранного апостола Павла запретил скорбеть о смерти близких сердцу, открыв средства сохранить сей союз и общение с почившими. Эти средства или дела пребывающих на земле суть: 1) самая жизнь пребывающих на земле, 2) их отношения к Богу и к отшедшим, 3) молитва о усопших, 4) милостыня и 5) Божественная литургия.

а) Основания испрошения прощения грехов умершему: любовь и вера

Святая наша Церковь свое учение о возможности облегчения загробного состояния некоторых грешников и даже освобождения их от ада основывает: во-первых, на свойствах духа человеческого — любви и вере, во-вторых, на Священном Писании Ветхого Завета, в-третьих, на евангельском учении, в-четвертых, на предании святых апостолов, в-пятых, на учении святых отцов и учителей Церкви, в-шестых, на постановлениях Соборов и, наконец, в-седьмых, действительные факты по сему предмету мы находим в житиях многих святых.

История свидетельствует нам, что не было и нет народа, на какой бы степени образования он ни находился, который не сознавал бы и не верил бы в бессмертие души, а потому и в загробную жизнь; и, судя по земной жизни, верит в счастливое или мучительное загробное состояние. Сознавали и верили народы сей истине, которая, следовательно, была общею для всего человечества и общим достоянием человеческого духа. Кроме сей истины, общей человеческому духу, естественна была ему и другая принадлежность, характеризующая его Божественное происхождение, — любовь.

Человеку естественны любовь и ненависть: любовь к истине и ненависть ко злу. Христианин со времени святого крещения усваивает себе не только внешнее имя Христа — имя христианина, но и обязан воспитать в себе дух Христов — небесную, божественную любовь к Богу и к ближним, пребывающим еще на земле, а равно и к перешедшим в другой мир, о чем свидетельствует апостол Павел, когда говорит: "Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе" (Флп. 2, 5).

Бессмертная любовь есть основание молитвы вообще и заупокойной, в частности. Пределы любви, определенные Господом, полагать души свои за ближних, и живое сочувствие живых состоянию душ, нас любивших и теперь еще любящих, но отделенных от нас переходом в загробный мир, естественно производят в душе прежде всего молитву как принадлежность человеческого духа. Естественно, заповедано и Спасителем повторено, на основании закона любви, желать себе того же самого, чего и ближнему. Спасение, Царствие Небесное — предмет желания человека и себе, и всем.

Вот основание ходатайства и заупокойной молитвы, скрывающееся в духе человека: в любви Один Бог безгрешен; все согрешаем, в беззакониях зачинаемся, во грехах рождаемся, живем и умираем (Рим. 3, 10-13; 7, 18). Вся деятельность человека представляет смешение добра со злом, в большей иди меньшей степени. Вот побудительная причина для любви ходатайствовать за умерших пред источником любви — Богом.

Дух человека, имеющий Божественное происхождение, должен заключать в себе и нечто Божественное: как Отец ваш Небесный совершен, так будьте и вы совершенны (см. Мф. 5,48), учил Господь наш Иисус Христос; "сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе", учил святой апостол. Любовь Господа должна быть примером и нашей любви к ближним. Господь пришел в мир для спасения всех. Все верующее человечество спасается, которое естественно начинает свое существование на земле, а отсюда переходит к своему вечному назначению. Посему-то апостол и учит, что Господь обладает и живыми и мертвыми, и что те и другие поэтому — Господни. Господь возлюбил нас, пребывающих еще на земле, а также и перешедших за гроб; возлюбил так, что для нашего спасения принес Себя в умилостивительную жертву Богу Отцу. Такой любви Бог требует и от нас, чтобы все видели, что "вы Мои ученики"; любви не только к живым, но и к перешедшим за фоб: любите друг друга так, как Я возлюбил вас. Сам Иисус Христос и его святые ученики — апостолы учили бессмертной любви. Они не учили любить только живых, еще пребывающих на земле. Говоря о бессмертии души, о вечной загробной жизни, о свойстве истинной любви, учили, что любовь не умирает, что переходит за гроб с ее предметом, с любимым лицом, что истинной христианской любви неестественно даже охладеть.

Что сделалось с душою умершего? Она переменила только свое положение, состояние и местопребывание. Она — не на земле. Но дух и свойство ее остались при ней, как и прежде, во время пребывания на земле. Любимые предметы остались для нее любимыми и за гробом, она по-прежнему любит своих и горит любовью к Богу. Ежели так, то возможно ли живым не любить перешедших в загробный мир? Пусть докажут, что заповедь о любви простирается только на живых, ограничивается только земным странствованием. Ежели докажут это, то вместе с тем и покажут, что у них нет Бога, нет души, нет загробной жизни! Без любви — что же будет в загробной жизни?.. Живые, ежели только они имеют в себе дух Христов, обязаны любить, да даже и не могут действовать наперекор природе, не любить своих усопших. Это — священная обязанность, это — требование веры Христовой, это — доказательство, что мы содержим православную веру, что веруем несомненно в бессмертие души и в загробную жизнь, в которую веровало и верует все человечество. Как объяснить равнодушие некоторых к умершим, как будто уже к не существующим? Неверие и жестокость — характер такой души! Ежели закон Христов — закон духа, требует любить врагов, то как же мы делаемся равнодушными к нашим умершим, любившим и любящим нас?

Наши рекомендации