О брани помыслов


О хульных помыслах



 
  о брани помыслов - student2.ru

время поможет доброе равнодушие. Однако за ним должен наблюдать духовник. Ему нужно открывать свой помысл духовнику и быть под его наблюдением. В про­тивном случае он может потихоньку стать безразлич­ным ко всему и впасть в противоположную край­ность— превратиться в совершенно равнодушного че­ловека.

— Геронда, почему, когда я впадаю в печаль, у меня появляются хульные помыслы?

— Смотри, что происходит видя тебя опечаленной, тангалашка пользуется этим и подсовывает тебе мир­скую карамельку — греховный помысл. Если ты в пер­вый раз падешь [приняв этот помысл-карамельку], то в следующий раз он расстроит тебя еще больше и у тебя не найдется сил ему сопротивляться. Поэтому никогда не нужно пребывать в состоянии печали, вместо этого лучше заняться чем-то духовным. Духовное занятие по­может тебе выйти из этого состояния.

— Геронда, я очень мучаюсь от некоторых помыслов...

— Они от лукавого. Будь мирна, и не слушай их. Ты человек впечатлительный, чуткий. Диавол, пользуясь тво­ей чувствительностью, внушает тебе [привычку] прида­вать некоторым помыслам излишнее внимание Он «приклеивает» к ним твой ум, и ты понапрасну мучаешь­ся. К примеру, он может принести тебе скверные по­мыслы о матушке-игуменье или даже обо мне. Оставляй эти помыслы без внимания. Если отнестись к хульному помыслу хоть с немногим вниманием, он может тебя из­мучить, может тебя сломать. Тебе необходимо немного доброго равнодушия.

Хульными помыслами диавол обычно мучает благо­говейных и очень чувствительных людей. Он преувели­чивает их падение [в их собственных глазах] с тем, чтобы ввергнуть их в скорбь. Диавол стремится низ­вергнуть их в отчаяние, чтобы они покончили с собой,

а если это ему не удается, то стремится, по крайней мере, свести их с ума и вывести из строя. Если же диаволу не удается и это, то ему доставляет удовольствие навести на них хотя бы тоску, уныние.

Как-то я повстречал человека, который постоянно плевался. «Он одержим бесом», — сказали мне про него. «Да нет, — отвечаю, — бесноватые так себя не ведут». И действительно, как я достоверно узнал по­том, этот бедолага не провинился настолько, чтобы стать одержимым. Он рос сиротой и отличался чувствительностью, впечатлительностью. Вдобавок у него был помысл «слева» и немного болезненное воображение. Диавол все это разжег и стал приносить ему хульные помыслы. И когда он их приносил, несчастный сопротивлялся, подскакивал и, желая из­бавиться от хульных помыслов, «выплевывал» их. А те, кто наблюдали за этим со стороны, думали, что он одержим бесом. Вот так: впечатлительный бедолага выплевывает хульные помыслы, а ему говорят: «Ты одержим бесом!»

Часто хульные помыслы приходят человеку и по за­висти диавола. Особенно после всенощного бдения. Бы­вает, что от усталости ты падаешь как мертвый и не можешь противодействовать врагу. Вот тогда-то злодей диавол и приносит тебе хульные помыслы. А потом, же­лая тебя запутать или ввергнуть в отчаяние, начинает внушать: «Да таких помыслов и сам диавол не прине­сет! Теперь ты не спасешься». Диавол может принести человеку хульные помыслы даже на Святаго Духа, а по­том сказать, что этот грех — хула на Святаго Духа не прощается.

— Геронда, а может ли хульный помысл прийти по нашей собственной вине?

— Да. Человек может и сам дать повод для прихо­да такого помысла. Если хульные помыслы не вызваны



О БРАНИ ПОМЫСЛОВ

О хульных помыслах




чрезмерной чувствительностью, то они приходят от гордости, осуждения и тому подобного. Поэтому, если, подвизаясь, вы имеете помыслы неверия и хулы, знай­те, что ваше подвижничество совершается с гордостью. Гордость омрачает ум, начинается неверие, и человек лишается покрова Божественной Благодати. Кроме то­го, хульные помыслы одолевают человека, который за­нимается догматическими вопросами, не имея для это­го соответствующих предпосылок4.

Презрение к хулъным помыслам

— Геронда, Авва Исаак говорит, что мы побежда­ем страсти «смирением, а не превозношением»5. Пре­зрение к какой-то страсти, превозношение [над ней] и презрение к хульным помыслам — это не одно и то же?

— Нет. В презрении страсти есть гордость, само­уверенность и — что хуже всего — самооправдание. То есть ты оправдываешь себя и «отказываешься» от сво­ей страсти. Ты словно говоришь: «Эта страсть не моя, она не имеет ко мне никакого отношения» — и не подвизаешься, чтобы от нее освободиться. А вот хуль­ные помыслы мы должны презирать, потому что, как я уже говорил, они не наши, а от диавола.

4 То есть духовных предпосылок - благоговения, смирения,
послушания Церкви или предпосылок внешних — образования,
способностей, знания греческого языка и т.п. — Прим. пер.

5 В русском переводе СИ. Соболевского: «Когда
препобедишь страсти смирением, а не превозношением». Ср.

Иже во Святых Отца нашего аввы Исаака Сириянина. Слова Подвижническия. М., 1993. С. 255.

о брани помыслов - student2.ru А если человек притворяется перед другими, что имеет какую-то страсть, например, изображая себя чревоугодником, то тем самым он насмехается над диаволом?

— В этом случае он «лицемерит добрым лицемери­ем», но это не насмешка над диаволом Ты насмехаешь­ся над диаволом, когда он приносит тебе хульные помыс­лы, а ты поешь что-то церковное.

— Геронда, как прогнать хульный помысл во время богослужения?

— Песнопением «Отверзу уста моя…»6Ты что, не умеешь петь по нотам? Не расковыривай этот помысл, отнесись к нему с презрением Человек, который стоит на молитве и собеседует с такими помыслами, подобен солдату, который отдает рапорт командиру и при этом раскручивает гранату.

— А если хульный помысл не уходит?

— Если он не уходит, знай, что где-то в тебе он об­любовал для себя местечко. Самое результативное средство — это презрение к диаволу. Ведь за хульными помыслами прячется он — учитель лукавства. Во время брани хульных помыслов лучше не бороться с ними да­же молитвой Иисусовой, потому что, произнося ее, мы покажем свое беспокойство и диавол, целясь в наше слабое место, будет обстреливать нас хульными помыс­лами без конца. В этом случае лучше петь что-то цер­ковное. Смотри, ведь и малые дети, желая показать презрение своему сверстнику, перебивают его речь раз­ными песенками вроде «тру-ля-ля». То же самое следу­ет делать и нам по отношению к диаволу. Однако бу­дем показывать свое презрение к нему не мирскими песенками, а священными песнопениями. Церковное пение — это не только молитва к Богу, но и презрение

6 Начальные слова ирмоса первой песни канона Благовещению Пресвятой Богородицы.

Наши рекомендации