Самосовершенство основы проявляется как восемь врат

Исходная основа изначально чистого (внутреннего) дхармадхату [на­зывается] юным телом-сосудом. Когда печать на нем сломана, ветер-энергия исконной мудрости приходит в движение. Вследствие движе­ния ветра-энергии мудрости из основы бытия проявляется ригпа. Это ригпа предстает как восемь врат самосовершенства бытия. Одновре­менно наверху, словно безоблачное небо, проявляется изначально чистая дхармакая. Прямо напротив возникает проявление заполняю­щих пространство миров ясного света самбхогакаи. Из созидательной энергии ригпа внизу возникает великое проявление основы. Еще ниже, из созидательной энергии ригпа возникает проявление самбхо­гакаи, а [вокруг него] в главных и промежуточных направлениях по­являются миры природной нирманакаи. Еще ниже через врата круго­ворота бытия появляются неисчислимые миры — личные восприятия шести разрядов существ.

Все возникает само собой из проявления восьми врат самосовер­шенства бытия, а потому называется великим одновременным прояв­лением сансары и нирваны. Когда внутренняя ясность проявляется как внешняя ясность [т. е. проявление сансары и нирваны], несконча­емое пространство природы [этого проявления] — это врожденная ясность; проявление природы — это пять светов, изначальное сияние; а проявление ее энергии — это естественное качество пустоты, подобной безоблачному небу.

Восемь врат проявления описываются в«Тантре великой красоты и счастья»:[299]

Нескончаемое пространство — это [врата, через которые основа бытия] проявляется как энергия.

Нескончаемое видение — это [основа], проявляющаяся как света.

Нескончаемое наслаждение — это [основа], проявляющаяся как исконная мудрость.[300]

Нескончаемая сущность — это [основа], проявляющаяся как каи.

Нескончаемое воззрение — это [основа], проявляющаяся как недвойственность.

Нескончаемый метод — это [основа], проявляющаяся как свобода от ограничений.

Чистота исконной мудрости — это врата к совершенству.

Нескончаемая энергия — это [врата] к нечистой [сансаре].

Эти [восемь] — драгоценности, исполняющие желания.[301]

Если объяснить подробнее, то [миры] самбхогакаи проявляются из созидательного движения сущности [основы]. Природные миры нир­манакаи проявляются из созидательного движения способностей [составляющих природу основы]. Врата сансары проявляются из сози­дательной способности энергии как подобное сновидению личное восприятие. Хотя проявления основы происходят именно так, заблужде­ние и свобода от заблуждения не обладают реальностью по отноше­нию к сущности проявлений основы. Врата самосовершенства основы неотъемлемы от проявления основы: это фактор, который делает воз­можным восприятие чистых миров и нечистых иллюзорных види-мостей.

[Проявление основы] — это опора свободы, а изначальная чисто­та — это место свободы; таково ключевое различие. Иными словами, если происходит узнавание сущности проявления, то проявление слу­жит условием освобождения а следовательно, рассматривается как опора освобождения. Если же узнавания не происходит, то проявле­ние служит условием заблуждения, а следовательно, считается опорой заблуждения. Например, белая раковина может служить условием для ошибочного [восприятия ее] как желтой. На самом деле [проявление основы] — не заблуждение, но считается таковым,[302] если служит условием заблуждения.

Освобождение как [<обретение состояния> изначального будды] происходит следующим образом. В то мгновение, когда возникают проявления основы, человек воспринимает их как свое собственное внутреннее сияние, а не как нечто иное. Вследствие этого движение [умопостроений] прекращается само собой: в первое мгновение [дви­жения] узнавание того, что проявления есть внутреннее сияние, влечет за собой постижение. Это постижение и определяет разницу [между свободой и заблуждением].

Сразу после этого заблуждение рассеивается и проявляется искон­ная мудрость. В это время основа полностью развивается в плод [т. е. пробуждение]. Это возврат к просветлению, постижение изначального просветления в собственной природе. Когда самопроявления растворя­ются в изначальной чистоте, плодом становится пробуждение в самой основе бытия, прежде чем [из основы] проявится что-либо еще. [Оли­цетворение] этого пробуждения — просветленный учитель, именуе­мый Всеблагим.

II. 2.3.2.2.2.2. Почему существа не узнают основу бытия

В этом разделе две части: 1) общее описание возникновения за­блуждения и 2) подробное описание формирования тела.

II. 2.3.2.2.2.2.1. Общее описание возникновения заблуждения

Когда возникают шесть видов познавания, три причины и четыре условия [создают заблуждение]: <если> нет понимания природы проявлений основы, [возникают] совокупности из пяти факторов, основанные на <представлении> о субъекте и объекте. Вследствие процесса двенадцатичленного взаимозависимого возникновения [колесо] вращается.

Как возникает заблуждение? [Если обрисовать кратко]: вследствие причины (трех неведений) и четырех условий (нечистого представления об объекте) сознание ошибочно понимает видимости [основы] из-за [двойственного] восприятия субъекта и объекта. Когда это про­исходит, ничем не сдерживаемое действие шести [видов] хватающегося познавания вызывает возникновение шести клеш [303], проявляющихся как скрытые кармические следы, которые сковывают ригпа. В этот момент наступает заблуждение относительно видимостей шести объектов [304], выражающееся в неузнавании, что такие видимости по своей сути есть [исконная мудрость — ригпа], то есть основа их проявления.

По мере того как кармические следы усиливаются, вследствие [двойственного восприятия] субъекта и объекта возникают различные факторы, такие как скандхи, объекты чувств и прочее (объединенные в группы по пять). Двенадцать звеньев взаимозависимого возникно­вения развертываются в своей последовательности и побуждают вра­щаться подобный сновидению круговорот бытия.

Объясню подробно: когда из основы проявляются [видимости], созидательное движение энергии естественно проявляется как позна­ние, то есть ясность и ригпа, способные различать объекты. Вследствие неузнавания сущности [видимостей], вместе с видимостями про­являются три аспекта неведения. Неведение, по природе тождествен­ное [ригпа] [305], причина [заблуждения], — это неспособность постичь, что познание и есть само [ригпа]. Вместерожденное неведение — это одновременное возникновение познания и неузнавания его истинной природы. Неведение как следствие представлений — это восприятие собственных проявлений как чего-то «другого».

Далее заблуждение усугубляется из-за четырех условий: условие-причина — это неузнавание того, что проявление основы возникает из себя самого; объективное условие — это проявление [основы] как [внешних] объектов; господствующее условие — это восприятие [объектов] как «я» и «мое»; а непосредственное условие — это соче­тание трех предшествующих условий.

В общем, неведение служит причиной заблуждения, а явление объектов познанию служит дополнительным условием.

Шесть омрачений проистекают из аспекта сущности неведений. В тантре «Самопроявленное ригпа» [306] говорится:

Неведение-ум — корень всего круговорота бытия;

Неведение, пронизывающее область объектов, которое ведет к заблуждению;

Неведение внутри своей основы — опора заблуждения;

Неведение умопостроений — хватающегося субъекта;

Неведение, следующее по пути, им же искусственно сотворенному;

Неведение заблуждения — неузнавание.

Из-за этих шести родов неведения [природа] самопроявления не видна.[307]

Неведение порождает возникновение шести хватающихся познавании: это 1) ум и его движения; 2) сознание, познающее само себя; 3) вос­приятие объектов; 4) распознавание объектов; 5) отвлечение на объек­ты; 6) грубые клеши. Все это разновидности настойчивого схватыва­ния, и все вместе они составляют шесть омрачений.

Эти факторы заблуждения гонят живых существ через двенадцать звеньев зависимого возникновения. Взаимосвязь между двенадцати­летним [циклом] и двенадцатью месяцами [года] с внешней стороны и двенадцатью клешами с внутренней стороны делает возможной ра­боту двенадцати опор чувств [308]. Таким образом, двенадцать звеньев зависимого возникновения развиваются из нечистого [фактора неведе­ния] в такой последовательности.

Когда возникают проявления основы, благодаря созидательной способности ригпа появляется познавание, вместерожденное с неузна­ванием [собственной природы как проявления основы], — это и есть неведение. Проистекающие от него заблуждения, или «формирующие действия», приводят к исследованию внешнего объекта, то есть к со­знанию. Сознание влечет за собой различение объектов, обозначая их как «это объект», «это видимое» и т. д. Природа объекта различения воспринимается как «форма». Это составляет первичное заблуждение бытия — «имя и форму». Имя и форма порождают шесть чувств, благодаря которым появляются и развиваются познавания, соответ­ствующие шести разновидностям объектов. Это приводит к восприя­тию объектов, то есть к «соприкосновению» [объекта, чувств и созна­ния]. Соприкосновение влечет за собой переживания влечения, неприязни или безразличия, то есть «чувство». Вследствие этого развивает­ся привязанность к объектам, то есть «вожделение». Затем происходит «схватывание», «присвоение», что подразумевает того, кто присваивает, и соответствующее действие присвоения объекта. Развитие непредсказуемых переживаний, связанных с различными иллюзорны­ми видимостями, — это «становление». В итоге человек рождается в мире без форм, в мире форм или в мире желания — это «рождение». Далее в этом процессе следуют старость и немощь и, наконец, смерть [т. е. звенья «старость» и «смерть»]. Эта последовательность повто­ряется снова и снова. Так из проявления основы разворачивается последовательность из двенадцати звеньев взаимозависимого возникно­вения, порождающая круговорот бытия.

Подчиняясь последовательным звеньям зависимого возникнове­ния, человек [блуждает из одной жизни в другую], проходя через различные миры круговорота бытия. Когда минует [проявление] дхарматы [309] [и перед тем как возникнет бардо бытия], неведение природы [ригпа] порождает формирующие действия для следующей жизни. Сознание стремится обрести воплощенное бытие; после того как оно войдет во чрево, на протяжении этапов внутриутробного развития раз­виваются имя и форма. Появляются шесть чувств, а схождение содей­ствующих факторов [т. е. объекта, чувства и сознания] создает сопри­косновение. Затем [возникает] ощущение удовольствия или боли, что приводит к жажде переживания [удовольствия]. За присвоением объектов и актом присвоения следует усиленное присвоение [т. е. вхождение в новую жизнь], что представляет собой «становление». Человек рождается из чрева и постепенно претерпевает изменения, сопровождающие переход от юности к старости и, наконец, к смерти. Все эти звенья возникают во взаимозависимости друг от друга.

Вследствие неузнавания пяти светов как собственных проявлений и восприятия их как [внешних] объектов, во время переживания кру­говорота бытия возникают пять объектов (например форма). Вслед­ствие неузнавания природы пяти исконных мудростей возникают пять клеш. Вследствие нечистоты [т. е. неузнавания] природного ясного света дхарматы возникают пять [совокупностей] (такие как тело, ум и т. д.), представляющие собой собрания составляющих их частей. Вследствие нечистоты [неузнавания] пяти ветров-энергий возникают пять [психических явлений] (например вечно ищущее познавание). Поскольку движения [умопостроений] не прекращаются сами собой, возникают пять представлений о своем «я» (мышление и память вос­принимаются как «я»; многообразие объектов воспринимается как «я»; различные потоки мыслей воспринимаются как «я»; основной аспект сознания воспринимается как «я»; явления и различение явле­ний воспринимаются как «я»).

Если подытожить, то нечистые явления круговорота бытия возни­кают в непрерывном ригпа, пребывают в ригпа и есть просто игра ригпа. Они никогда не существовали вне ригпа, как сновидения никог­да не бывают нигде, кроме сна. Различные описания круговорота бы­тия учат, что, по сути, [явления] — это пустые формы, просто чудесная игра ярких видимостей, которые на самом деле не существуют.

II. 2.3.2.2.2.2.2. Образование тела

В этом разделе четыре части: 1) общее описание образования тела в каждом из трех миров; 2) развитие тела в чреве; 3) взаимосвязь меж­ду относительными и абсолютными [элементами] и 4) разъяснение, касающееся присутствия всепроникающих элементов.

II. 2.3.2.2.2.2.2.1. Образование тела в каждом из трех миров

Наши рекомендации