Основы исламского вероучения

В основе исламского вероучения лежат те шесть основ веры, о которых неоднократно упоминали как Аллах Всевышний, так и посланник Аллаха, (С.Г.В.).

Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Не в том благочестие, чтобы вы обращали лица свои к вос­току и западу, но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний День, в ангелов, в Писание и пророков...» (Сура «Аль-Бакара», 177 аят).

Аллах Всевышний также сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что было ниспос­лано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, в Его ангелов, Его Писания и Его посланников...» (2:285)

Аллах Всевышний также сказал: «Тот, кто не верует в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и в Последний День, впал в глубокое заблуждение». (Сура «Ан-Ниса», 136 аят).

Аллах Всевышний также сказал:

«Поистине, каждую вещь сотворили Мы по предопределению..» (Сура «Аль-Камар», 49 аят).

А в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима и сборниках других мухаддисов приводится хадис, передаваемый со слов Умара бин аль-Хаттаба и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обо­ими, где сообщается, что в ответ на вопрос Джибрила, мир ему, о вере посланник Аллаха, (С.Г.В.)сказал:

«Суть веры состоит в том, чтобы верил ты в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в Последний День, а также в том, чтобы верил ты в предопределённость как хорошего, так и дурного».

Иман (вера) делиться на два вида:

1.Иджмали иман - вера во все то, что донес до нас наш Пророк (с.а.в.) в откровениях от Всевышнего Аллаха. Если человек, зная смысл и веруя в его содержание, скажет слова шахада (свидетельство веры), его вера будет иджмали. Слова шахады: «Ашхаду алля иляхя илляллах ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюх» - (Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад его раб и посланник).

2. Тафсили иман – вера во все, что донес до нас Пророк (с.а.в.) от Всевышнего Аллаха, доказательствами. Иначе говоря, знание шести условий веры (вера в Аллаха, в ангелов,в посланников, в книги, в Судный день и в судьбу т.е. в такдир); что намаз, ураза, хадж, пост, закят являются обязательными, и что такие деяния как распитие спиртного, игра в азартные игры, убиийство человека, зина (прелюбодеяние) запрещены, а также распознавать разрешенное – халяль и запретное – харам.

В семени растений должно произойти множество различных изменений, чтобы из него выросло дерево. Так и в жизни человека происходит различные перемены. Вера человека делится на два вида:

1. Таклиди иман – вера человека приобретенная не в результате какого-то умственного труда, а перенятая от учителей, от бабушки с дедушкой, от отца с матерью. Эта вера слабая и беспомощная. Такой человек не знает всесторонне основ своей веры. Из-за этого вера его неполная, он способен уклониться от истины под натиском сомнений и искушений. Человек, имевший возможность, но не перешедший в тахкики (истинную) веру, будет нести за это ответственность.

2. Тахкики иман – во все вопросы веры верить осознанно, с доказательствами, без сомнений. Такая вера перед сомнениями и искушениями не дрогнет. Чтобы поднять уровень веры каждого мусульманина от степени таклиди до тахкики, понадобится очень много сил.

У веры тахкики есть три степени:

а) степень гильмяль йакин – вера достигнутая при помощи знаний, углубленная вера с доказательствами;

б) степень гайналь йакин – когда человек верит, как будто своими газами видел, был свидетелем. Видеть своими глазами это сильнее, чем знать, используя знания. Человек может знать о чем-то, но если увидит это своими глазами, то вера его во много раз увеличиться (усилиться);

в) степень хаккаль йакин – принятие вопросов веры не только потому, что видел их своими глазами, но и почувствовав их. Чтобы лучше понять эти степени веры, можно привести такой пример. Увидев как в дали к небу поднимается дым сказать: «Оказывается там есть огонь», - означает уверовать степенью гильмял йакин.А если, пойти на то место откуда исходит дым и увидев огонь поверить в его существование, это вера будет гайналь йакин. А если, приблизившись к огню и почувствовать его жар поверить, что огонь действительно существует, такая вера будет хаккаль йакин. Человек верующий степенью тахкики, во всем во всем видит и узнает силу Всевышнего Аллаха, Его мудрость, красоту, Его справедливость и будет доволен всеми неприятностями, несчастьями. Такой верующий человек сдаст экзамен в этой жизни и в следующей жизни достигнет благ, обещанных Всевышним Аллахом. И достигнет такой степени, что какие бы искушения не использовал шайтан во время смерти этого человека, он не сможет вырвать или испортить веру, расположившуюся в его сердце.

Развод по причине пороков.

Вопрос: Мужчина женится на невесте с телесными пороками, может ли он заранее поставить условие, что если она ему не понравится, то он разведется с ней? Ответ: Нет , не может, но у мужчины есть право развода в любой момент.

В: Женщина вышла замуж, а затем у своего супруга обнаружила слабоумие или проказу. Имеет ли она право развестись с ним? О. По мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа, она не имеет права на развод, а Мухаммед считал, что имеет.

В: Если супруг импотент, то может ли супруга развестись с ним? О: Судья должен дать определенный срок супругу, и если в течение этого срока он не может выполнить свои супружеские обязанности, то по требованию супруги они разводятся. Такой развод считается окончательным, и если супруги уединялись, то супруге причитается вся сумма махра.

В: Если у супруга нет половых желез и полового члена, то может ли жена требовать развода?

О: Да, может, и судья приводит в исполнение решение о разводе без предоставления отсрочки супругу.

В. Если нет только половых желез (яичек), то дается ли отсрочка до развода? О: Да, дается.

Если женщина приняла Ислам, а ее муж неверующий, муж должен принять ислам, а если не примет, то суд принимает решение об их разводе. Абу Ханифа и Мухаммад считают этот развод окончательным, а Абу Юсуф не считает это официальным разводом, лиш разлукой.

То же самое касается семьи, в которой супруг принял Ислам, супруга неверующая. Однако их развод не может считаться официальным разводом, ибо в данном случае он может произойти только по желанию супруга.

БИЛЕТ №9.

1. Молитва путника (мусафира).

2. Единство Аллаха в именах и свойствах (качества Аллаха).

Запреты ихрама.

1.Молитва путника (мусафира).

Мусафиром т.е. путешественником считается человек, совершающий путешествие на расстояние трех дней пешего пути, современные ученые определяют это расстояние в 81, а некоторые в 83 км.

Мусафиру ваджиб сокращать молитвы, состоящие из четырех ракагатов, до двух ракагатов. От Абу Хурайры передают: «Я путешествовал вместе с Пророком (с.а.в.), Абу Бакром мир ему и Умаром мир ему. С момента выхода из Медины до возвращения они все читали молитву в два ракагата (сокращенно). Это происходило и в пути, и даже в Мекке» Малик.

Эти молитвы выполнять полностью макрух. Утренняя, вечерняя, а также молитвы Витр и сунна не сокращаются.

Если мусафир прочтет молитву, не сокращая, и при этом забудет сидение, то его молитва считается испорченной по причине оставления фарда (последнего сидения).

Если мусафир совершает молитву за имамом или намеревается пробыть 15 дней или больше, то выполняют молитву, не сокращая, а во втором случае перестает сокращать по прибытии в пункт назначения.

Если мусафир намеревается пробыть в пункте назначения меньше 15 дней, то даже по прибытии молитву сокращает. Даже если он по каким-либо причинам не сможет покинуть этот населенный пункт, совершает молитву в сокращенном виде.

Если мусафир является имамом в коллективной молитве, должен предупредить общину заранее, что будет выполнять ее в сокращенном виде, чтобы они, после того, как он совершит приветствие, встали и продолжили молитву.

Когда мусафир возвращается домой на срок меньше 15 дней, то должен выполнить молитву, не сокращая. При переезде на другое место жительства, при посещении прежнего места жительства, то должен сокращать молитву, если оно находится на расстоянии путешествия.

Если мусафир пропустил молитву во время путешествия, то по прибытии домой должен восполнить ее сокращенно. Так же и мукым (непутешественник), пропустивши молитву дома, при восполнении ее в путешествии восполняет ее полностью.

Иногда мусафиры совмещают свои молитвы. Такое совмещение может быть фактическим и формальным. В нашем мазхабе фактическое совмещение молитв запрещено, а формальное разрешено. Фактическое совмещение – это когда две молитвы выполняются в одно время. Например: чтение дневной и предвечерней вместе (можно только во время хаджа при стоянии в долине Арафат) во время той или другой, то же самое касается и вечерней с ночной молитвой (можно совмещать только по прибытии в долину Муздалифа во время хаджа).

Формальное совмещение – это когда каждая молитва выполняется в свое время, но с очень маленькой временной дистанцией между ними. Например: дневная молитва совершается в конце своего времени, а предвечерняя в начале своего времени. То же самое в отношении вечерней и ночной молитв.

2.Единство Аллаха в именах и свойствах (качества Аллаха).

Третий раздел Единобожия (Таухида) – это Единобожие Имен и Атрибутов (Таухид аль-асма ва ас-сыфат) –признание тех прекрасных Имен и возвышенных Атрибутов Всевышнего Аллаха, которые утвердил для себя Аллах и о которых сообщил нам Его Посланник (с.а.в.), без искажения, отрицания, попыток проникнуть в сущность Атрибутов Аллаха и уподобления Его Атрибутов качествам творений.

Первое основание веры – это вера в Аллаха. Оно означает признание того, что Всевышний существует. Для каждого разумного человека, достигшего совершеннолетия, самая главная обязанность – верить в Существование Одного Единого Бога – Аллаха. Доказательством является окружающий мир. Если посмотреть внимательно, то увидим, что ни что не происходит само по себе. Если есть часы, то их сделал часовщик; если есть картина, то нарисовал ее художник. Существование Вселенной говорит о существовании ее Создателя, Аллаха обладающего Бесконечной Силой и Могуществом. Удивительная гармония и порядок во Вселенной доказывают Единственность Аллаха, который, создав нас, дал нашим сердцам устремленность к Нему. Все творения нуждаются в Нем, в Его милости, они не могут существовать без Творца ни одного мгновения. Нашему Создателю присущи самые величественные Сыфаты (Атрибуты), достойные только Его. Сыфаты Аллаха вечны, они не похожи ни на что. Аллаху не присущи недостатки, приписываемые Ему кяфирами (неверующими). Для того, чтобы быть истинно верующими, необходимо правильно изучить и верить в Его Атрибуты (Сыфаты).

Четырнадцать Сыфатов Аллаха должен знать каждый мусульманин, ибо убежденность в них определяет во многом веру человека. Эти Сыфаты Аллаха упоминаются в Священном Коране дословно или по смыслу. В эти 14 Сыфатов входят 6 Сыфатов «Зати» т.е. Свойства Сальби (переводится: устойчивый, прочный, непоколебимый позвоночник) и 8 Сыфатов «Субути» (переводится: крепкий) сыфаты жизни.

Сыфаты «Зати». Т.е сыфаты сальби- Атрибуты сущности.

1.Вуджуд-бытие: Аллах существует. Его небытие невозможно. Его существование необходимо. У этого бытия нет ни начала, ни конца. Его бытие от Себя. Его существование самое крепкое среди всех степеней сущих, самое основное, самое сильное и самое совершенное. Если бы Аллаха не было и Вселенная не существовала бы. Например: нет письма без написавшего это письмо. Существование этого мира невозможно себе представить без Того, Кто его создал. Имя Его – Аллах. Кто не признает существование Создателя, тот – неверующий.

2.Кидам – Аллах Вечен без начала. Аллах существовал, и ничего не было, кроме Него. Все, что существует кроме Аллаха(время ,место, явления и т.д.), имеет начало, потому что является созданным. Все созданное находится под Его контролем.

3.Бака – Аллах вечен без конца. Все созданное имеет конец (кроме некоторых созданий: Рай, Ад, души людей и джиннов не имеют конца существования, но их бесконечность отличается от Бесконечности Аллаха, т.к. бесконечное существование им дал Аллах, тогда как Аллах Бесконечен Сам по Себе и никто не давал Ему это), но существование Аллаха Вечно.

4.Вахданият – Аллах Един и Один. Нет у Него подобия и нет сотоварища Ему. Он неделим. Аллах единственный в свой сущности, в своих свойствах, в своих деяниях. Невозможно существование более одного Аллаха.

5.Мухалафатул Лильхавадис – Аллах не похож на все то, что создано. Всевышний Аллах не похож на свои творения, ни свойствами, ни деяниями. Его нельзя представить, придав Ему какой-то образ. Нельзя говорить,что Аллах – это «свет» , « Высший Разум», «Святой Дух», «Суперсила», «Абсолют» и. д. Аллах – Создатель света, нура, разума, духа и силы, и Он не является ни одним из них. Также как не похож плотник на дерево, так же как кузнец не является разновидностью железа, а потому нет необходимости, чтобы Творец был разновидностью своих творений.

6.Киям бинафсихи - Аллах существует Сам по Себе. Существование Аллаха, не нуждается ни в какой причине. Аллах существует вместе со своей сущностью. Все появляется благодаря Его творению. Существование творений, гармоничная взаимосвязь между ними и продолжение этого процесса указывает на существование того, кто существует сам по Себе. Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, все создания Аллаха нуждаются в Нем. Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве.

Наши рекомендации