Наиболее известные сочинения, посвященные неизвестным хадисам.

а) “Гара’иб Малик” ад-Даракутни.

б) “Аль-Афрад” ад-Даракутни.

в) “Ас-сунан алляти тафаррада би-кулли суннати мин-ха ах­лю бальдатин” Абу Дауда ас-Сиджистани.

9. Классификация отдельных сообщений (хабар аль-āхāд) по признаку их силы и слабости.

Отдельные сообщения, в том числе известные, редкие и не­известные, с точки зрения их силы и слабости подразделяются на две группы:

а) Приемлемые: к числу их относятся такие хадисы, прав­дивость передатчиков которых является наиболее вероятной. Суждение о таких хадисах: их обязательно приводить в ка­честве доводов, как обязательно и действовать в соответствии с ними.

б) Отвергаемые: к числу их относятся такие хадисы, прав­дивость передатчиков которых не является наиболее вероят­ной. Суждение о таких хадисах: такие хадисы не следует приводить в качестве доводов и действовать в соответствии с ними необязательно.

Как приемлемые, так и отвергаемые хадисы подразделяют­ся на определенные группы и отличаются своими особенно­стями, о чем я расскажу в двух отдельных главах, если пожелает Всевышний Аллах.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: Приемлемое الخَبَرُ المَقْبول (макбуль) сообщение.

Тема первая: классификация приемлемых сообщений.

Тема вторая: подразделение приемлемых хадисов на дейст­вующие и недействующие. [То есть обязательные и необязательные к применению на практике].

Классификация приемлемых сообщений.

С точки зрения различий по своему положению приемлемые сообщения подразделяются на две основные группы: дос­товерные الصَّحِيح (сахих) и хорошие الحَسَن (хасан). Сообщения каждой из этих групп в свою очередь подразделяются на две группы: достоверные (хорошие), как таковые, и достоверные (хорошие), считающиеся таковыми в силу существования других хадисов. В целом все приемлемые сообщения подразделяются на нижеперечисленные четыре группы:

1. Достоверные сообщения как таковые.

2. Хорошие сообщения как таковые.

3. Достоверные сообщения, считающиеся таковыми в силу существования других хадисов.

4. Хорошие сообщения, считающиеся таковыми в силу су­ществования других хадисов.

Ниже вниманию читателя предлагается подробное иссле­дование каждой из этих четырех групп.

Достоверное сообщение.

Определение.

а) Слово “сахих” (истинный, подлинный, правильный; здо­ровый) является антонимом слова “саким” (неправильный; больной). По отношению к состоянию тела это слово упот­ребляется в прямом смысле, а по отношению к хадисам и про­чим вещам - в переносном.

б) В качестве термина слово “сахих” служит для обозначе­ния такого хадиса с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристраст­ностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких от­клонений (шазз) или недостатков (‘илля).

2. Объяснение определения.

В приведенном нами определении упоминаются такие ве­щи, наличие которых необходимо для того, чтобы хадис счи­тался достоверным. Имеются в виду нижеследующее .

а) Непрерывность иснада: это значит, что каждый из пере­датчиков этого хадиса от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика.

б) Добросовестность (‘адаля) передатчиков: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса являлся разумным совершеннолетним мусульманином и не был ни нечестивцем, ни непорядочным человеком.

в) Точность передатчиков: это значит, что каждый из пе­редатчиков этого хадиса абсолютно точно запоминал или за­писывал хадисы.

г) Отсутствие отклонений, под которыми подразумева­ются такие случаи , когда достойный доверия передатчик пе­редает хадис, отличающийся по матну от хадиса, переданного еще более достойным доверия лицом.

д) Отсутствие недостатков: это значит, что хадис не яв­ляется дефективным; недостатком (‘илля) является такая скры­тая и неясная причина, в силу которой появляются основания сомневаться в достоверности хадиса, тогда как внешне он представляется безупречным.

Условия, которым должен удовлетворять такой хадис.

Из объяснения определения видно, что для признания хади­са достоверным необходимо, чтобы он удовлетворял пяти ус­ловиям: характеризоваться непрерывностью иснада, бесприст­растностью и точностью передатчиков, отсутствием недостат­ков и отсутствием отклонений.

Если хадис не удовлетворяет хотя бы одному из этих пяти условий, он не может именоваться достоверным.

Пример.

Примером может служить хадис, приводимый аль-Бухари в его “Сахихе”, где говорится:

– Абдуллах бин Йусуф сказал нам: Малик передал нам сло­ва Ибн Шихаба, передавшего со слов Мухаммада бин Джубай­ра бин Мут‘има, что его отец сказал: «Я слышал, как во время закатной (магриб) молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал суру “Гора”». [Этот хадис аль-Бухари приводит в “Книге азана”].

Этот хадис является достоверным в силу следующих причин:

а) Его иснад является непрерывным, так как каждый из его передатчиков слышал его от своего шейха.

б, в) Все его передатчики отличались беспристрастностью и точностью, и именно так характеризовали их знатоки науки отвода и подтверждения.

1. Абдуллах бин Йусуф был достойным доверия и отли­чался точностью.

2. Малик бин Анас являлся имамом и хафизом.

3. Ибн Шихаб аз-Зухри был факихом и хафизом, которо­му, по общему мнению, была присуща высочайшая точность.

4. Мухаммад бин Джубайр был человеком, достойным до­верия.

5. Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, яв­лялся сподвижником.

г) В этом хадисе нет никаких отклонений, поскольку ни одно более сильное сообщение ему не противоречит.

д) В этом хадисе нет никаких недостатков.

Наши рекомендации