Психодиагностика (лекция и семинар)

преподаватель Кузьмин Вячеслав Вячеславович

Литература: «Машина, творящая богов» Серж Московичи, Карвасарский «Клиническая психология», Макс Люшер, Собчик «Психодиагностика», Зигарник книг по психодиагностике, посмотреть тест Роршаха.

История психодиагностики

В древности отбор производили н абазе проф. навыков или по качествам характера и/или отношения, это уже можно считать пси-диагностикой, но тогда это еще не было профессиоально-методическим подходом.

ПД как наука зародилась в 1878 году на базе первой экспериментальной лаборатории Вильгельма Вундта. В это время образовалась экспериментальная психология и на ее базе стала организовываться ПД. Существуют два направления ПД: естественно –научная и культурно-историческая. Где естественно-научная ПД, там применяются только экспериментальные методы, в рамках е-н направления для изучения моторики и сенсорики (а это низшие уровни психики): скорости реакции, особенности восприятия.

1879 год Френсис Гальтон(создатель ассоциативного эксперимента) изучал особенности мышления. Метод заключался в том, что испытуемым предлагалось произносить слова и давать свои ассоциации на них. Он анализировал слова и ассоциации. Это позволяет исследовать особенности мышления и характера испытуемого (сюда же относится метод незаконченного предложения).

Примерно в то же время Эбингауз изучал законы памяти с помощью бессмысленных слогов. Джеймс Кеттел изучал законы внимания и навыков чтения с помощью об»ективных методов фиксации времени.

Культурно-историческое направление ПД включает в себя дифференциальную психологи. Исследования индивидуально-психологических различий. Их диагностика не возможна, поэтому применяется только описательный метод.

Принцип Морено: при некоторой стагнации (производства) идет запрос в психологию, и этот запрос обрабатывается и таким образом развивается прикладная психологи(это в Америке). В Европе же психология относится к философским фундаментальным основам и дает направления в общем формате психологии. Западная психология основана на ментальности европейского формата, в Америке же доминирует стиль ноу-хау. Это отличает западную психологию от нашей, российской.

В основном толчком для рождения ПД послужили некоторые факторы, в их числе медицинская практика. Один из методов диагностики умственной отсталости. Автор Эсеген. А так же различные исследования клинических состояний (психиатрия). К этому приплюсовывается возникновение лаборатории Вундта, которая развивала медицинское тестирование в психодиагностические методы.

Методы ПД.

Метод наблюдения. Два направления: лонгитюдные (длительное, может проводиться годами) и краткосрочные. Наблюдения бывают включенные (экспериментатор находится в среде испытуемых, о чем последние осведомлены, но бывают варианты, когда наблюдатель находится в среде, но испытуемые не в курсе) и не включенные. Недостатки: время (требуемое для получения результатов), результаты трудно поддаются формализации (сложно сделать количественную оценку) и суб»ективизм результатов.

Беседа.

Диагностическое интервью. Особенности: нужно создать хороший раппорт (зону доверия), особенности построения опросника – для получения развернутой информации необходимо задавать открытые вопросы или наводящие.

Контент-анализ (это проективная методика). Берется текст(письменный или устный – во время интервью) и из него выделяются наиболее часто повторяющиеся фразы и слова. И по их частоте выделяются особенности психологического и/или эмоционального состояния личности.

Биографический. Берется история/биография человека (можно брать биография известного человека) и проанализировать его.

Близнецовый метод. Работа в рамках анализа близнецов.

Запрос. Работа с тестами.

Как его проявлять, если в озвученном варианте он не проявлен.

Тест Кителла (16 PF), MMPI (изначально был заявлен как клинический на акцентуацию характера, но не оправдал себя, оставшись просто хорошим тестом на характеристики личности), CPI (Калифорнийский личностный опросник, оч крутой, оценивает личность на уровне нормы, склад характера) несуществующее животное (это очень гибкий тест, его можно менять и адаптировать, напр, если человек демонстрирует агрессивность, то попросить его нарисовать злое животное и доброе животное).

Если испытуемый «зависает» на тестах/опросниках, то волшебная фраза «перечитайте инструкцию», т.е. отвечайте не задумываясь, быстро и т.п.

Задание на экзамен: принести результаты тестирования клиента. (см. инструкцию ниже).

1. Запрос « хочу лучше понять себя» или «не могу договориться с детьми» (тут берем тест семейных отношений и смотрим ведущую модель взаимодействия).

Дальше:

2. Анамнез. Тут пишем пол и возраст(имя писать не обязательно, имя пишем только в индивидуальной работе для своего внутреннего пользования) и задаем вопросы (на выявление/уточнение запроса), сюда же входит всё, что клиент расскажет о себе+травмы, включая физические и ЧМТ, препараты, которые принимает клиент, включая противозачаточные и глицин, состав семьи и планировку квартиры (если семейный запрос, напр). Поняв точнее запрос, можем начинать применять тесты в той или иной области.

3. Принимаем гипотезы. Исходя из запроса, анамнеза и собственных знаний.

4. Применение методик ПД.

5. Постановка диагноза: объяснение того, что происходит с клиентом, напр., заниженная самооценка, эмоциональное расстройство, депрессия и т.п.

6. Рекомендации (к работе).

Внимание! Никогда не давать клиенту клиническую расшифровку теста, т.е. никакой шизоидности, истероидности, психопатических тенденций и т.д.

#! Доцент Смыслов Дмитрий Анатольевич Провокативная терапия.#

Требования к методам ПД.

1. Стандартизация. Методики должны соответствовать существующим стандартам. Инструкция дается всем испытуемым одинаково (ибо, иногда инструкцию не допоняли или вообще не дали).

Единые требования к выполнению заданий. Не меняется время (если есть ограничения) или не задается (если временной рамки нет), наличие полного инструментария (заточенные карандаши, отельные листочки белого цвета для заполнения ответов на тесты и т.п.). Если испытуемый пришел уставший, пьяный, невыспавшийся, то – стараемся вернуть его в привычное фоновое состояние, т.к. тестирование актуально именно в фоновом режиме (привычном состоянии).

2. Надежность. Повторное тестирование (ре-тест) дает аналогичный результат, что и первое тестирование. Если повторные результаты отличаются, то проводим повторную диагностику, для выявления причин появления этой разницы.

Мана-уитни ( программа в интернете) – это способ проверки надежности теста при ре-тесте. Разница в тесте и ре-тесте хороша при исследовании динамики.

Расщепление. Для работы с тестами с одной шкалой. В произвольном порядке делим эту шкалу пополам (по тому или иному признаку) и сравниваем результативность этих частей. Если результаты двух частей не близки друг другу, то значит, методика не рабочая (смотри вопросы, на которые не отвечали и т.д.).

3. Валидность. Комплексная характеристика, включает в себя и надежность, и стандартизацию, репрезентативность и т.п. Валидность оценивается через корреляцию-установка зависимости между шкалами (на ютубе найти корреляционный анализ и получаем об»яснение). Напр, чем больше спорта, тем больше здоровья – это прямая корреляция. (Корреляция не может быть равна 1 – это из разряда чудес, обычно это 0,2, 0,3 и т.д., ибо, 100% гарантии нет ни у чего). Есть обратные корреляции, это когда одно с разной вероятностью прибавляет другое, а наоборот, с какой-то вероятностью уменьшает другое: больше спорта-больше здоровья, но меньше – алкоголя и курения.

Программа нарисует примерно следующее

  Физ.форма Здоровье Сила Алкоголь
Физ.форма 0,5 0,7 0,1
здоровье      
сила      
алкоголь      

Валидность так же является накоплением информации об изучаемом свойстве.

Контент –анализ, пример работы.

  Количество % соотношение (частота употребления)  
Депрессия    
Жена    
Нанотехнологии    
Крокодилы    

Тест «Несуществующее животное»

Инструменты: белая бумага, простой т/м карандаш,

Инструкция: нарисовать животное, которое никогда не существовало на земле (внимание!: ни мультяшные герои, ни вымершие динозавры не подходят)

Рисунок связан с я-образом (каким я себя вижу) и с уровнем притязаний я-реального.

Интерпретация теста.

Первое впечатление позволяет получить информацию об испытуемом, оно, в сущности, и будет главным.

Особенности рисунка:

Посередине листа, чуть выше или правее – это норма. Чем выше – тем выше самооценка, неудовлетворенность положением в обществе, потребность признания.

Чем ниже – тем ниже самооценка, подавленность, нерешительность, отсутствие самоутверждения.

Голова и заменяющая ее часть. Направлена вправо – устойчивая тенденция к действию, большая часть задуманного осуществляется, настроен на реализацию своих намерений, влево – тенденция к размышлению, рефлексии, человек не-действия, только часть замыслов осуществляется. Положение анфас – эгоцентризм, иногда прямота, бескомпромиссность.

Сдвиг рисунка вправо – акцентирование мужских черт характера, стремление к контролю над собой, экстраверсия (как правило, позитивное отношение к жизни). Оч сильный сдвиг – бунтарство и неподчинение. Сдвиг влево – тенденция к прошлому, бездеятельность, чувство вины, застенчивость, интроверсия.

Многоголовые – амбивалентность, противоречивость.

Маленький рис в верх. л. углу – высокая тревожность, склонность к фантазированию, уход в прошлое, избегание новых переживаний. Может указывать на явный конфликт я-образа и я-реального.

Проективное пространство.

Чаще всего оно символизирует соц.среду: об»ективном, коммуникативном, ценностном, временном и эмоциональном аспектах.

Интерпретируя проективное пространство, обращайте внимание на свои ощущения, что вы при этом чувствуете. Устойчивость/шаткость и т.п.

Представить вектор движения животного или оно стоит на месте. Определите, насколько противоречивы или однозначны движения животного.

Характер линий говорит об общей энергии.

Паутинообразные без нажима линии – экономия энергии, астенизация, снижение тонуса.

Продавленная линия (с сильным нажимом) – увеличение тонуса мышц, но не энергии (связано с тревожностью).

Наши рекомендации