Учение как деятельность
Лекция 3. Психология деятельности и ее проблемы в высшей школе
Деятельность (Д.) – это способ существования человека в обществе в целом. Д. есть форма связи субъекта с миром. Она включат в себя два взаимодополняющих процесса:
- активное преобразование мира субъектов – опредмечивание;
-изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя все более широкой части предметного мира– распредмечивание.
Д. является первичной по отношению, как к субъекту, так и предмету Д.
Главный канал развития субъекта – интериоризация - перевод форм внешней материально-чувственной Д. во внутренний план. Воздействуя на внешний мир и изменяя его, человек тем самым изменяет себя.
Главной характеристикой Д. является ее предметность.
Другая характеристика Д. – ее социальная, общественно-историческая природа.
Д. всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризированные, внутренние средства), общение с другими людьми.
Человеческая Д. всегда целенаправленна. Цель направляет Д. и корректирует ее ход. Д. – система действий, объединенных в единое целое побуждающим ее мотивом.
Мотив –это то, ради чего осуществляется Д., он определяет смысл того, что делает человек. Д. всегда носит продуктивный характер.
Психологическая структура деятельности
В работе «Деятельность. Сознание. Личность.», - М., 1975 А.Н. Леонтьев выделяет в Д. следующие структурные компоненты:
- собственно деятельность или особенная Д. – это система действий, отвечающих определенному мотиву. Под мотивом в этой концепции имеется в виду предмет потребности, побуждающий Д.; достижение мотива приводит к удовлетворению потребности.
Мотив – это главное, что отличает одну Д. от другой, определяет ее специфическое качество.
Мотив всегда должен быть, ибо Д. без мотива не бывает. Он может быть материальным, так и существующим только в воображении.
2. Отдельные действия как составляющие Д. Мотив побуждает деятельность, а цель направляет ее.
3. Операция, или способ осуществления действий. Операциональный состав действий определяется, прежде всего, условиями его выполнения.
Цель, заданная в определенных условиях, называется задачей.
Существует два плана сознания – сознание как внутренняя Д. и сознание как отражение (образ).
Составляющие сознания
Сознание – картина мира, открывающегося человеку.
В сознаваемой картине мира (по Д.Н. Леонтьеву) выделяется три слоя:
- чувственная ткань сознания;
- значение (носителями значений выступают предметы материальной и духовной культуры, нормы и образцы поведения, закрепленные в ритуалах и праздниках, знаковые системы – язык;
- личностный смысл.
Реально сознание представляет неделимую целостность, в которой чувственная ткань, значения и смысл связаны системой взаимопереходов и взаимодействий, точно также как и образующие Д. : особенная Д., действие и операция.
ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория образа.
В широком смысле под образом понимается всякая (в том числе и абстрактно-логическая) субъективная форма отражения реальности.
Образ – чувственные формы отражения, которые имеют сенсорную (образы ощущения, восприятия, последовательные образы) или квазисенсорную природу (образы памяти, воображения, сравнения, галлюцинации и др.).
Парадигмы функциональной структуры познавательных процессов
1. Стимульная парадигма функциональной структуры познавательных процессов – процесс построения образа актуального окружения носит не активный, а реактивный (рефлекторный) характер.
2. Деятельностная парадигма - любой психический образ (кроме ощущения), имеет подлинную активную, а не реактивную природу, т.е. не являетчя ответом на внешнее воздействие.
УЧЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.Перцептивная деятельность – совокупность психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающей его действительности.
ПЕРЦЕПЦИЯ (от лат. perceptio — восприятие) — непосредственное чувственное (зрительное, слуховое, обонятельное и др.) отражение действительности в ощущениях и восприятиях.
1.Мнемоническая деятельность — (англ. mnemonic activity). То же, что мнемоническая наглядность. Активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала. Включает 4 операции: 1) ориентирование в запоминаемом материале, категоризация и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
3. Мыслительная деятельность – это специально организованная и сознательная активность человека, направленная на достижение понимания. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная... Процесс усвоения понятий – это активная творческая мыслительная деятельность. Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание.
Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека. Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций...
Синтетическая учебная Д. объединяет не только познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, волю.
В этом огромная заслуга деятельностного подхода, пришедшего на смену функциональному подходу.
В процессе освоения учебной Д. человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться. В учебной Д. происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.
Главным результатом учебной Д. является формирование у учащихся теоретического сознания и мышления.
От сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.
ТЕОРИЯ ПЛАНОМЕРНОГО (ПОЭТАПНОГО) ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ( по П.Я. ГАЛЬПЕРИНУ)
Умственные действия - действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Этим У. д. отличаются от других видов человеческих действий (например, речевых, физических). У. д. могут быть направлены на решение как познавательных (мыслительных, мнестических и др.), так и эмоциональных задач.
1.Всякое действие представляет сложную систему, состоящую из нескольких частей:
- ориентировочная (управляющая);
- исполнительская (рабочая);
- контрольно-корректировочная.
2. Каждое действие характеризуется определенным набором параметров:
а) форма совершения действия:
- материальная (действие с конкретным предметом),
- материализованная (действие с материальной моделью объекта, схемой, чертежо)м,
- перцептивная(действие в плане восприятия),
- внешнеречевая (громкоречевая – операции по преобразованию объекта проговариваются вслух),
- умственная (в том числе внутриречевая);
б) мера обобщенности действия – степень выделения существенных для выполнения действия свойств предмета от других, несущественных;
в) мера развернутости действия – полнота представленности в нем всех, первоначально включенных в действие операций;
г) мера самостоятельности;
д) мера освоения действия – быстрота выполнения.