Заметки некстати, или Теория и практика совершенства

Совершенство на земле — возможно.

Саентолог, глядя на себя, в этом полностью убежден

Саентолог на своем месте чувствует себя так же уверенно, как сотрудник ГАИ[57] перед автолюбителем, тычущий в него своим жезлом: он знает не только свои вопросы, но и ваши ответы. Рон Хаббард действительно не поленился и создал совершенную систему тренинга персонала, так что если саентолог поставил вам вопрос, вы от него не уйдете никакой уверткой: вопрос будет повторяться (как правило, в совершенно неизменной форме) до тех пор, пока от вас не последует ответ.

· Умение, совершенно необходимое любым деловым людям.

К сожалению, Хаббард не обучил своих сотрудников другому навыку, а именно навыку самим отвечать на задаваемые им вопросы. Если задали саентологу вопрос вы, его ответом будет та (возможно, совершенно произвольная и никак не связанная с вашим вопросом) фраза, которая покажется ему в этот момент целесообразной.

· Иногда это может показаться вам неуважением к собеседнику, но, как я понял, дело здесь совсем в другом. Вам отвечают не то, что вы спрашиваете, а то, что вам нужно; это забота о вас, поэтому здесь все этично.

Как любая по-настоящему совершенная система, дианетика ориентирует человека всегда и только на учебу, то есть на изучение дианетики, и быстро отбивает всякое желание заняться чем-нибудь посторонним, например, выражением сомнений или тем более критикой этой совершенной системы. В священных текстах от LRH вы можете встретить кучу несообразностей, натяжек и глупостей, но упаси вас Боже начать делиться своими умными наблюдениями со своим супервайзером. Если вы надеетесь его просветить, то его аффинити[58] к этому такая же, как у ближайшей стенки, но реакция будет всегда только одна: перед вами на столе появится дополнительный текст LRH, который вам надо будет изучить.

Дианетика может быть неправильной наукой, может быть вовсе не наукой, но как обучающая система она вне конкуренции. Вы верите только той системе, которая сама верит в себя, и убежденность системы в собственной правоте — фундамент ее эффективности. Про дианетику же сказать, что она верит в себя — слабо, ибо она начинается с "Нет науки, кроме дианетики" и кончается "LRH родил ее". Поэтому даже явные проколы и несообразности в учебных текстах на этом фоне вы воспримете не как проколы в учении дианетики, а как собственную личную ограниченность.

Например?

Вы читаете: "Технология дианетики правильна потому, что дает результаты всегда, когда применяется правильно, и дает сбои только тогда, когда начинаются малейшие отступления от стандартной технологии. Поэтому стандартная технология должна категорически соблюдаться всеми и всегда". Вы можете прояснить значения всех слов в этой фразе, но без включения все-таки головы можете не догадаться, что здесь то ли подтасовка, то ли недоразумение[59], то ли просто глупость[60]. Почему? Потому что из первого предложения второе не следует. Это просто нарушение логики.

"Пирожки с капустой вкусны всегда, когда пекутся по данному рецепту, и не вкусны только тогда, когда хозяйка нарушает данную рецептуру. Поэтому никаких других рецептов приготовления пирожков с капустой быть не может..."

· Скажите такое любой хозяйке, и она без всякой логики поймет, что вы съели что-то не то...

А вы на дианетике такое съедите. По крайней мере, вас этим накормят и проследят, чтобы вы жевали с энтузиазмом.

Чтобы понять боевой дух дианетики, ее вполне достаточно цитировать, и желательно большими кусками. Например:

Обеспечение применения правильной технологии состоит из:

1. Иметь правильную[61] технологию.

2. Знать технологию.

3. Знать, она правильна.

4. Правильно обучать правильной технологии.

5. Применять технологию.

6. Следить, чтобы технология применялась правильно.

7. Активно вытеснять неправильную технологию.

8. Устранять неправильное применение.

9. Не допускать малейшей возможности существования неправильной технологии.

10.Не допускать существования неправильных применений.

· Согласитесь: даже как литературное произведение, это — классика! Лучше написать может, наверное, только Жванецкий.

Тут, в стенах Дианетического центра, я кожей прочувствовал, что значит уверенность в совершенстве[62] сделанного тобой. Если сотворено нечто совершенное — значит, вершина уже достигнута и уже нет никакой нужды искать что-то новое, другое, тем более от других. Совершенное надо хранить, а не менять, и любое изменение совершенного есть его ухудшение.

· Отклонение, а в терминологии LRH — аберрация. Так и выучите.

Поэтому никаких изменений, то есть творчества, нам не надо. И не просто не надо, а не потерпим, потому что совершенное — значит, очень ценное, а если задуматься, то и святое. К святому же народ всегда относился трепетно, и попортить святое — самое тяжкое преступление.

· А как реагируют на тяжкие преступления, вы знаете. И самое интересное, что тут — действительно реагируют.

Раньше такой разворот мне казался невозможностью, преувеличением, абсурдом, веселым анекдотом (по всей видимости, мне всегда везло на умных и веселых людей), тут же, в стенах Центра дианетики, мне это было сформулировано жестко, прямо, в лоб и с гордостью.

· Мне это даже не пришлось запоминать — меня заставили это выучить. По самой совершенной дианетической технологии.

Педагогика дианетики

Я иногда критикую психологов за то, что они уподобляются службе быта и выполняют заказы клиентов по принципу: "Чего изволите?", не ставя вопрос ни о высоте, ни о нравственности их запросов. Конечно, дианетика здесь вне всякой критики, именно потому, что она запросами клиента не интересуется вовсе. Дианетику совершенно не интересует, чего хочешь ты, — зачем ей это знать? То, что тебе нужно, знает Рон Хаббард, и он позаботился о том, чтобы тебе это дать.

Когда я пытался в присутствии саентологов говорить о том, что у меня запросы такие-то и такие-то, что я хочу взять в учебе то-то и то-то, они смотрели на меня с жалостью и каким-то скорбным недоумением, как на чудного марсианина: "Какая еще свободная личность? Какие еще собственные выборы?" Мое желание решать что-либо самому вызывало у них растерянность. Это полностью выходило за рамки их понимания, я видел, что совершаю нечто совершенно неприличное.

· Для них это было так же дико, как пройтись в плавках по деревне староверов.

В каждой системе есть своя педагогика. Какова педагогика дианетики: может быть, это педагогика сотрудничества? Нет, дианетика и сотрудничество — две вещи несовместные. Возможно, это педагогика подавления? Снова неточно: в подавлении есть борьба и внимание к тебе. В дианетике же с тобой не борются, тебя не подавляют: тебя как личность просто в упор не видят. Тебя для них — нет! В дианетике предусмотрена стандартная технология, и она обязательно должна быть осуществлена. В данном случае — по отношению к тебе.

Дианетика — это педагогика стандартной обработки.

Наши рекомендации