Использование ИИПТ в работе с опийными наркоманами

Анализ современной литературы позволяет констатировать, что применение традиционных методов лечения алкоголизма и наркоманий не дает требуемого эффекта. Хотя в современной наркологии используется большой набор специфических медикаментозных средств: психотропные, дезинтоксикационные и плазмозамещающие препараты, витамины, гормоны, микроэлементы и др. Но, к сожалению терапевтический эффект оказывается нестабильным.

В последние годы в наркологии ведущую роль отводят патогенетическому лечению алкоголизма и наркоманий. Используют препараты, устраняющие нарушенные нейромедиаторные процессы в лимбических структурах мозга. В этом плане большое количество работ посвящено коррекции обмена дофамина и нейропептидов. Так в наркологической практике используют блокаторы опиатных рецепторов (налоксон, налтрексон), антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы, антиконвульсанты и др. Все перечисленные препараты не нашли широкого применения в лечении алкоголизма и наркоманий, т.к. имеют множество противопоказаний, побочных эффектов и осложнений, а полученный терапевтический эффект часто является нестойким, маловыраженным. Это касается в первую очередь снятия психологической зависимости.

Замысел исследования

Исходя из нашей гипотезы, объектом психокоррекционного процесса лиц с химической зависимостью должно быть устойчивое патологическое состояние, которое субъективно выражается как психологическая зависимость от наркотических препаратов. Признаки, через которое проявляется данное состояние, по нашему мнению, могут быть обозначены, как характерологические черты личности, которые выступают в качестве психологического отражения тех или иных устойчивых нейронных структур.

В данном исследовании в качестве основного наблюдаемого параметра принято самоотношение субъекта.

В этом случаи субъективная внутренняя оценка индивида, как нам кажется, является наиболее подходящей. Таким образом, оценка степени устойчивости патологического состояния производилась через изменение самоотношения субъекта (интегральное самоотношение)

Характеристика выборки

В исследовании приняли участие 50 человек. Из них:

1) экспериментальная группа (группа 1) 25 больных наркоманией, проходивших в 1997 г. стационарное лечение в Алтайской Краевой Наркологической больнице в отделении медико-психологической реабилитации;

2) 25 человек психически и физически здоровых лиц, составивших контрольную группу (группа 2).

В группе наркоманов с зависимостью от опия и его производных у 25 больных была верифицирована средняя (абстинентная) стадия болезни - это лица в возрасте от 17 до 30 лет, социально дезадаптированные, трудоспособные, живущие в семьях. Большинство пациентов получали лечение в наркологической клинике повторно. Ремиссия болезни у таких больных соответствовала срокам абсолютного воздержания от наркотиков, установленных врачом на период снятия острой абстиненции.

Рецидивы болезни в большинстве случаев обусловлены психического напряжения у больного (рестимуляцией патологической детерминанты по Г.Н. Крыжановскому или матрицы устойчивого патологического состояния), что заставляло многих пациентов возобновить наркотизацию и пролонгировать болезнь. Большинство пациентов не имели выраженных расстройств психики.

Участники данной группы по своему социальному составу были представлены лицами со средним и среднеспециальным образованием, безработные большинство из них были условно осуждены за незаконное хранение наркотиков.

Психокоррекционная работа проводилась в период ремиссии (псевдо-абстинентные состояния). Курс психологической коррекции состоял из 10 сеансов.

Лекарственная терапия на начало курса коррекции больным была уже проведена.

Курс психологической коррекции представлял собой тренинг, направленный на обучение пяти элементам свободного дыхания с целью вхождение в РСС и последующей дестабилизации матрицы устойчивого патологического состояния, которая по нашей гипотезе является основой психологической зависимости от наркотических препаратов.

Участники второй группы в образовательном отношении были представлены следующим образом: лица с высшим образованием - 70%; со средним - 15%.

Участники группы 2 прошли психологический тренинг, аналогичный по своей структуре курсу психологической коррекции проводимой с группой 1.

Основные цели, которые заявляли участники второй (контрольной группы) формулировались как уменьшение психологического напряжения и улучшение эмоционального состояния, улучшение межличностных взаимоотношений в семье и на работе, личностный рост.

Описание методики

Методы исследования: стандартизированный психодиагностический опросник Столина, включенное наблюдение.

Опросы проводились 3 раза: до тренинга, сразу после тренинга и через 1 неделю после тренинга. Испытуемые заполняли бланки после стандартной инструкции, полученные данные заносились с бланков в компьютер обрабатывались по программе.

Изучались шкалы самоотношения: самоуверенность, отношение других, самопринятие, саморуководство, самообвинение, самоинтерес, самопонимание.

Влияние тренинга на степень устойчивости патологического состояния химически зависимых лиц определялось следующим образом: если лица, прошедшие тренинг, обнаруживали чувствительность перечисленных шкал сразу после тренинга, то считалось, что тренинг оказывает дестабилизирующее влияние на устойчивость данного патологического состояния.

Для контрольной группы считалось, что тренинг оказал влияние, если также обнаруживались изменения по какой либо из шкал.

Кроме того оценивалась устойчивость произошедших изменений во временном промежутке 7 дней после окончания тренинга.

Результаты исследований и их интерпретация

Были получены следующие результаты.

В группе 1 до и после тренинга разброс накопленной частоты по шкалам самоуверенность, самообвинения, самоинтересу -у 80% участников в среднем составил 10%; у 9% участников разброс по накопленным частотам в среднем составил 5 %; у 11%участников разброс по накопленным частотам составил в среднем -3 % по данным шкалам; по остальным шкалам изменения не наблюдались.

Большое накопление частоты по шкале самообвинения перед началом тренинга, у участников группы 1 (80%) можно связать с чувством вины, а высокие показатели по шкале самоуверенность можно интерпретировать, как защитный механизм.

Низкий самоинтерес у 80% участников группы 1, по нашему мнению, указывает на устойчивое «гомеостатическое» состояние «Я – образа».

В группе 2 у подавляющего большинства участников (76%) имело место ниже среднего значения по шкале самопринятие и саморуководство, и значительно выше среднего значения по шкале самоинтерес. По остальным шкалам значения носили усредненный характер.

Результаты психологического обследования участников после тренинга таковы.

Среди исследуемых психологических параметров можно выделить группу свойств, чувствительных к данному психологическому воздействию.

Так у группы 1 наиболее чувствительными были шкалы самоинтерес, самоуверенность, самообвинение. Значение по шкале самоинтерес возросли в среднем на 10%, по сравнению с периодом до тренинга, по шкалам самоуверенность и самообвинение наблюдалось усреднение значений. Так по шкале самоуверенность наблюдалось уменьшение накопленной частоты, если до начала тренинга ее значение превышали средний уровень и, наоборот, наблюдалось увеличение накопленной частоты, если до начала тренинга ее значение было меньше среднего уровня. Тоже относилось и к шкале самообвинения.

У группы 2 наблюдались такие же тенденции, как и группы , но относительно своих наиболее чувствительных шкал.

Третий замер, проведенный через наделю в обеих группах выявил следующие тенденции.

У группы 1 все параметры в чувствительные к данному психологическому воздействию вернулись в первоначальное состояние, у группы 2 изменения по соответствующим чувствительным шкалам сохранились в среднем на 50%.

Выводы и рекомендации

Анализ показывает, что характеристиками наиболее чувствительными к данному тренингу у группы 1 явились шкалы: самоуверенность; самообвинение; самоинтерес; характеристиками, наиболее чувствительными у группы 2 явились шкалы: самопринятия, саморуководство.

Можно сделать также вывод о высокой стабильности данного патологического состояния, каковой является для группы 1 наркотическая зависимость, и низкой чувствительности его к внешним воздействиям. Стабилизирующим фактором, на наш взгляд, является референтная группа (феномен взаимоиндукции).

В то же время, анализ клинического материала позволяет сделать вывод о позитивном эффекте РСС на течение патологического процесса. Так, по отзывам практически всех больных наркоманий, которые проходили тренинге «Свободного дыхания» с последующей ежедневной практикой освоенных элементов, это помогало преодолевать периоды обострения психологического влечения к наркотикам. В случае «срыва» и эпизода наркотизации больные сообщали об изменении интенсивности и качества эйфории от возбуждающего эффекта к седативному, и ощущению полной «пустоты».

Длительность благополучного состояния колебалась от 6 до 12 месяцев и более, в случае возврата к употреблению пихоактивного вещества ремиссия сокращалась, в таких случаях целесообразно - проводить повторную психокоррекцию.

Некоторые особенности мотивации лиц с химической зависимостью от препаратов опия

Цель - составить картину химической зависимости в том виде, в каком она присутствует в сознании самих химически зависимых людей. Кроме того, нас интересовали те фантазии пациентов, которые составляют личностный «миф» по поводу своего заболевания.

В качестве метода использовался разработанный нами опросник (см. Приложения).

Исследования проводились нами в течение 1997-1998 гг. на базе Алтайской Краевой Наркологической больницы.

Характеристика выборки

В исследованиях приняли участие 35 человек, из них - 29 мужчин и 6 женщин, имеющих психологическую зависимость от наркотических препаратов опийной группы. Состояние участников было классифицировано как абстиненция - легкая степень.

Методы исследования

Беседа, анкетирование, включенное наблюдение.

Описание методик

Пациентам было предложено заполнить анкету (см. Приложение 1). Анкетирование проводилось на момент окончания курса медикаментозной терапии, снятия острой фазы абстинентного синдрома (прекращение болей и восстановления восстановление сна)

Вопросы в анкете были сгруппированы в три блока.

К каждому вопросу были предложены варианты ответов.

Первый блок состоял из вопросов направленных на исследования мотивов потребления наркотиков.

Второй блок вопросов был направлен на исследование представлений пациента о лечении итого состояния, которое, по мнению пациента должно возникнуть после окончания лечения. (Данное состояние, исходя из приведенной выше модели личности, можно определить как вторичное самоотождествление.)

Третий блок вопросов был направлен на выявление тех состояний, которые, на взгляд респондентов, в наибольшей мере составляют угрозу их биогенетической и социогенетической самоидентификации.

Поскольку при ответе на вопрос допускалось использовать несколько вариантов ответа одновременно, респонденту предлагалось оценить каждый ответ по его значимости для респондента, исходя из пятибалльной шкалы.

Дополнительно к вопросам анкеты респондентам было предложено оценить 8 гипотетических ситуаций, которые они оценивали, исходя из своего нынешнего состояния.

Все ситуации были сориентированы на телесные ощущения.

По первому блоку из 4-х вопросов, с возможными вариантами ответов, направленных на исследование мотивов потребления наркотиков ответы распределились следующим образом.

На вопрос: «Что Вас больше всего привязывает к наркотикам?» 70% опрашиваемых дали ответ, что это память о тех состояниях, которые вызывает наркотик; 12% дали ответ, что это страх перед «ломкой»; 13% дали ответ, что это люди, с которыми вмести принимали наркотик; 5% распределились по ответам: долги, место проживания, сны.

На вопрос: «Какие свойства наркотиков Вас привлекали?» 90% респондентов указали на возможность «хорошо расслабиться», подчеркнув, что это характерно на начальном этапе привыкания, «возможность получить заряд бодрости и энергии» при формировании более глубокой химической зависимости.

По второму блоку, на вопрос: «Как бы Вы хотели, чтобы изменилось Ваше отношение к наркотикам после пребывания в больнице?» 30% респондентов ответили, что «хотели бы изредка употреблять как сильные, так и слабые наркотики, но уметь всегда вовремя остановиться, не допуская разрушительных последствий для своего организма»; 50% ответили, что хотят навсегда забыть все, что связано с приобретением и приготовлением наркотиков, а так же те приятные состояния, которые они вызывают. Остальные 20% процентов выбрали ответ, где наркотик вызывает резкое отторжение организмом.

На вопрос: «Какой вид лечения Вы бы считали для себя наиболее предпочтительным?» 50% опрошенных респондентов ответил, что это употребление медикаментов в течение короткого времени (1-2 недели); 30% ответили, что это употребление медикаментов в течение длительного времени (от 3-х месяцев до года) внутривенно, и лишь 20% из опрошенных склонились к безмедикаментозному лечению.

Результаты по третьему блоку распределились следующим образом.

На вопрос: «Какие последствия применения наркотиков Вас беспокоят больше всего?» 80% респондентов поставили на первое по значимости место соматические боли.

Анализ составленной нами десятибалльной шкалы субъективных оценок состояний, получаемых от приема наркотика, и состояний от других ситуаций, имеющих гедонистическую направленность, показал, что 80% процентов респондентов отдают предпочтение состоянию, достигаемому через наркотик и сон, остальные 20 % отдают предпочтение другим способам.

Результаты исследования и его интерпретация

Анализ ответов на первый и третий блоки вопросов, непосредственно касающихся отношения индивида к своей телесности в период заболевания, позволяют, на наш взгляд, сделать следующие предварительные заключения.

Основой психологической зависимости от наркотических препаратов является воспоминание телесного ощущения, промодулированное положительной эмоцией.

Основным специфическим ощущением, вызывающим определенное эмоциональное состояние, в подавляющем большинстве случаев являлось ощущение расслабления похожего на переход от бодрствования ко сну. (Это относится в большей степени к наркоманам, предпочитающим опийные препараты).

Основная задача психотерапии наркомании и социально-психологической работы с личностью наркомана состоит в девальвации, обесценивании данного эмоционального состояния для индивида с одной стороны и научение продуцированию столь же эмоционально значимых и сопоставимых по силе состояний без использования химических препаратов.

Наши рекомендации