Дошкольный возраст (3-7 лет)
НОВОРОЖДЕННОСТЬ
(первый месяц жизни)
Главная особенность периода – безграничные возможности | ||||
а) усвоения нового опыта | б) приобретения свойственных человеку форм поведения | |||
Это единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). | Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они скоро теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности | ● в получении впечатлений, | Именно на основе удовлетворения этих новых потребностей осуществляется развитие ребенка. | |
● в движении, | ||||
Но удовлетворение только органических потребностей, обеспечивая выживание, не может составить основу психического развития ребенка. | ● в общении со взрослыми | |||
Необходимое условие нормального развития ребенка первых месяцев жизни | упражнение органов чувств, в первую очередь – развитие зрительного и слухового сосредоточения (в начале первого года развитие зрения и слуха идет быстрее развития телесных движений). | |||
Источник необходимых для развития ребенка зрительных, слуховых и других впечатлений и их организатором | – ВЗРОСЛЫЙ | |||
:
.
МЛАДЕНЧЕСТВО (1-й год жизни)
Ведущая деятельность | Социальная ситуация развития | Психологические новообразования |
Непосредственное эмоционального общение со взрослым: – ситуационно-личностное; – ситуативно-деловое. На основе непосредственного эмоционального общения со взрослым у ребенка развивается чувство базового доверия или недоверия к людям и к миру в целом. При правильных методах воспитания непосредственное эмоциональное общение (общение ради общения) во второй половине первого года жизни перерастает в совместную деятельность взрослого и ребенка по поводу предметов, игрушек. Взрослый вводит ребенка в предметный мир, направляет действия ребенка, показывает различные способы действия с предметами. | Неразрывная связь ребенка и взрослого, ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого. Все поведение и деятельность ребенка реализуется им или непосредственно через взрослого или в сотрудничестве с ним. (Л.С. Выготский называет эту связь ребенка и взрослого «Мы») | – Потребность в общении – Базовое доверие к миру – Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний – Различение близких и посторонних людей – Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) – Подражание – Предметное восприятие (начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами, овладение соотносящими и орудийными действиями) – Автономная речь – Ходьба – Мотивирующие представления Превращение ребенка в субъекта желания и действия (появляется первое предличностное образование – активность) |
Решающее для развития ребенка условие жизни – | ● воспитание и обучение ребенка | |
Возможность развития и обучения ребенка основывается | ● на способности ребенка к подражанию. |
РАННИЙ ВОЗРАСТ (1-3 ГОДА)
Ведущая деятельность | Социальная ситуация развития | Психологические новообразования |
Предметная деятельность (освоение предметно-манипулятивных, предметно-соотносящих. предметно-орудийных действий). Именно в предметной деятельности идет познание мира рукотворных и нерукотворных предметов (природных материалов). | Ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым (конкретным; из близкого окружения) на правах сотрудничества. Освоение ребенком системы отношений «Я и ДРУГОЙ» и «РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ» | ●Складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослым, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой (предметная игра) и продуктивной деятельности (способность ребенка лепить, рисовать и т.п.). ● Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания (возникают символические, замещающие действия) , ребенок переходит к активной речи. ● Возникает личное действие и личное желание (отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними), складывается предметное отношение к действительности; ● Главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание: «Я сам» |
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-7 ЛЕТ)