ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

ЦЕЛЬ: Ознакомление с порядком применения и ин­терпретации средств диагностики умственного развития (на материале ШТУР).

Школьный тест умственного развития разработан груп­пой специалистов Психологического института РАО под руководством К. М. Гуревича. В его основе лежит концепция социально-психологического норматива - комплекса тре­бований, предъявляемых обществом ко всем своим членам, и воплощённом, в частности, в школьных общеобразова­тельных программах. Поэтому в задания ШТУР включены понятия не только общекультурного и социального содер­жания, но и те, которые подлежат усвоению в рамках учеб­ных предметов гуманитарного, математического и естествен­нонаучного блоков. Тест состоит из 6-ти субтестов: 1 и 2 - на общую осведомленность, 3 - на установление аналогий, 4- на классификацию, 5 - на обобщение и 6 - на установ­ление закономерностей в числовых рядах.

ШТУР предназначен для диагностики умственного раз- пития учащихся 7-9 классов. Его применение позволяет решать следующие задачи:

- анализ успешности развития по мере перехода из класса в класс;

- сравнение эффективности различных программ и методик обучения;

- оценка эффективности работы отдельных педагогов и педколлективов;

- отбор в спецклассы и спецшколы;

- установление причин школьной неуспеваемости;

- выявление учащихся, нуждающихся в индивидуаль­ных программах обучения.

Тест имеет две эквивалентные формы: А и Б. Ниже при­водится форма А.

Процедура проведения теста. Общая инструкция испы­туемым дается экспериментатором в устной форме. Для этого он обращается к ним со следующими словами: «Сей­час вам будут предложены задания, которые предназначе­ны для выявления вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное.

Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается опи­сание этого типа заданий и на примерах объясняется спо­соб их решения.

На выполнение каждого набора заданий отводится ог­раниченное время. Начинать и заканчивать работу вы буде­те по команде. Не задерживайтесь слишком долго на реше­нии одного задания! Старайтесь работать быстро и без оши­бок».

После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает бланки и просит заполнить в них графы, в которых должны содержаться сведения об испытуемом: фамилия, дата проведения эксперимента, возраст, класс, школа. После заполнения учащимися этих граф, экспериментатор зачи­тывает инструкцию первого субтеста и разбирает примеры. Объяснения продолжаются до тех пор, пока всем испытуе­мым не будет все окончательно ясно. Затем эксперимента­тор предлагает приступить к выполнению заданий первого субтеста, засекает время.

По истечении времени, отведенного на выполнение пер­вого субтеста, экспериментатор прерывает работу испытуе­мых, предлагая положить ручки и карандаши на стол, начи­нает читать инструкцию к следующему субтесту.

Время на проведение субтестов:

«Осведомленность I» 20 заданий 8 минут

«Осведомленность 2» 20 заданий 4 минуты

«Аналогии» 25 заданий 10 минут

«Классификация» 20 заданий 7 минут

«Обобщение» 19 заданий 8 минут

«Числовые ряды» 15 заданий 7 минут

Тест ШТУР

Описание и примеры заданий 1 субтеста.

Задания представляют собой предложения вопроситель­ного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов отметить то, которое правильно дополняет данное предложение.

Пример:

Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и...?

а) случай б) подвиг в) жизнеописание г) книга д) писатель

Правильным будет выбор слова «жизнеописание», по­этому в вашем ответном бланке следует зачеркнуть букву «В».

Следующий пример: Противоположным к слову «отри­цательный» будет слово...?

а) неудачный б) спорный в) важный г) случайный д) положительный.

Правильный ответ - «положительный», и поэтому в от­ветном бланке следует зачеркнуть букву «Д».

Набор заданий 1 субтеста:

1. Начальные буквы имени и отчества называются...?

а) вензель б) инициалы в) автограф г) индекс д) анаг­рамма.

2. Гуманный - это...?

а) общественный б) человечный в) профессиональ­ный г) агрессивный д) пренебрежительный.

3. Система взглядов на природу и общество есть...?

а) мечта б) оценка в) мировоззрение г) кругозор д) иллюзия.

4.Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и...?

а) анархия б) абсолютизм в) народовластие г) динас­тия д) классы.

5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется...?

а) бионика б) химия в) селекция г) ботаника д) фи­зиология.

6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада - это...?

а) абзац б) цитата в) рубрика г) отрывок д) конспект.

7. Начитанность, широкие и глубокие познания - это...?

а) интеллигентность б) опытность в) эрудиция г) та­лант д) самомнение.

8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему - это...?

а) рациональность в) пассивность в) чуткость г) про­тиворечивость д) черствость.

9. Свод законов, относящихся к какой-либо области че­ловеческой деятельности, называется...?

а) резолюцией б) постановлением в) традицией г) кодексом д) проектом.

10. Противоположностью понятия «лицемерный» будет...?

а) искренний б) противоречивый в) фальшивый г) вежливый д) решительный.

11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тог­да говорят о...?

а) компромиссе б) общении в) объединении г) пере­говорах д) противоречии.

12.Этика - это учение о...?

а) психике б) морали в) природе г) обществе д) ис­кусстве.

13.Противоположностью понятия «идентичный» будет...?

а) тождественный б) единственный в) внушительный г) различный д) изолированный.

14. Освобождение от зависимости, предрассудков, урав­нение в правах - это....?

а) закон б) эмиграция в) воззрение г) действие д) эмансипация.

15.Оппозиция - это)...?

а) противодействие б) согласие в) мнение г) полити­ка д) решение.

16.Цивилизация - это...?

а) формация б) древность в) производство г) культура д) общение.

17.Одинаковыми по смыслу являются слова приоритет и...?

а) изобретение б) идея в) выбор г) первенство д) ру­ководство.

18.Коалиция - это...?

а) конкуренция б) политика в) вражда г) разрыв д) объединение.

19.Одинаковыми по смыслу являются слова альтруизм и...?

а) человеколюбие б) взаимоотношение в) вежливость г) эгоизм д) нравственность.

20.Человека, который скептически относится к прогрес­су, называют...?

а) демократом б) радикалом в) консерватором г) ли­бералом д) анархистом.

Описание и примеры заданий 2 субтеста.

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подо­брать из четырех предложенных слов такое, которое совпа­дало бы с ним по смыслу, т. е. слово-синоним. В ответных бланках укажите, какое слово Вы выбрали, зачеркнув соот­ветствующий буквенный индекс.

Пример: Век - а) история б) столетие в) событие г) прогресс.

Правильный ответ - столетие, это слово дано под ин­дексом «б», поэтому в ответном бланке следует отметить букву «б»

Набор заданий 2 субтеста:

1. Прогрессивный - а) интеллектуальный б) передовой в) ловкий г) отсталый.

2. Аннулирование - а) подписание б) отмена в) сооб­щение г) отсрочка.

3. Идеал - а) фантазия б) будущее в) мудрость г) со­вершенство.

4. Аргумент - а) довод б) согласование в) спор г) фраза.

5. Миф - а) древность б) творчество в) предание г) наука.

6. Аморальный - а) устойчивый б) трудный в) непри­ятный г) безнравственный.

7. Анализ - а) факты б) разбор в) критика г) умение.

8. Эталон - а) копия б) форма в) основа г) образец.

9. Сферический - а) продолговатый б) шаровидный в) пустой г) объемный.

10. Социальный - а) принятый б) свободный в) запла­нированный г) общественный.

11. Гравитация - а) притяжение б) отталкивание в) невесомость г) подъем.

12.Сентиментальный - а) поэтический б) чувствитель­ный в) радостный г) странный.

13. Экспорт - а) продажа б) товары в) вывоз г) торгов­ля.

14. Эффективный - а) необходимый б) действенный в) решительный г) острый.

15. Мораль - а) этика б) развитие в) способность г) право.

16. Модифицировать - а) работать б) наблюдать в) изу­чать г) видоизменять.

17. Радикальный - а) коренной б) ответный в) после­дний г) отсталый.

18. Негативный - а) неудачный б) ложный в) отрица­тельный г) неосторожный.

19. Субъективный - а) практический б) общественный в) личный г) скрытый.

20. Аграрный - а) местный б) хозяйственный в) зе­мельный г) крестьянский.

Описание и примеры заданий 3 субтеста.

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует такая же связь. Необходимо отменить в ответном бланке буквенный индекс этого слова.

Пример: Песня- композитор. Самолет - ...? а) аэропорт б) полет в) конструктор г) горючее д) истребитель.

Правильный оттает – «конструктор». Следующий пример: Добро – зло. День - ...? а) солнце б) ночь в) неделя г) среда д) сутки. Правильный ответ «ночь». Поэтому в ответном бланке следует отметить буквенный индекс «Б».

Набор заданий 3 субтеста:

1. Глагол – спрятать. Существительное - ...?

а) изменять б) образовывать в) употреблять г) склонять д) писать.

2. Холодно – горячо. Движение - ...?

а) инерция б) покой в) молекула г) воздух д) взаимодействие.

2. Колумб – путешественник. Землетрясение - ...?

а) первооткрыватель б) образование гор в) извержение г) жертвы д) природное явление.

4. Слагаемое – сумма. Множители - ...?

а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) число.

5. Рабовладельцы – буржуазия. Рабы - ,,,?

а) рабовладельческий строй б) буржуазия в) рабовладельцы г) наемные рабочие д) пленные.

6. Папоротник – спора. Сосна ...?

а) шишка б) иголка в) растение г) семя д) ель.

7. Стихотворение – поэзия. Рассказ - ...?

а) книга б) писатель в) повесть г) предложение д) проза.

8. Горы – высота. Климат - ...?

а) рельеф б)температура в) природа г) географическая широта д) растительность.

9. Растение - стебель. Клетка - ...?

а) ядро б) хромосома в) белок г) фермент д) деление.

10. Богатство - бедность. Крепостная зависимость - ...?

а) крепостные крестьяне б) личная свобода в) нера­венство г) частная собственность д) феодальный строй.

11. Старт - финиш. Пролог - ...?

а) заголовок б) введение в) кульминация г) действие д) эпилог.

12. Молния - свет. Явление тяготения - ...?

а) камень б) движение в) сила тяжести г) вес д) Зем­ля.

13. Первобытно -общинный строй - рабовладельческий строй. Рабовладельческий строй - ...?

а) социализм б) капитализм в) рабовладельцы г) го­сударство д) феодализм.

14. Роман - глава. Стихотворение - ...?

а) поэма б) рифма в) строфа г) ритм д) жанр.

15.Тепло - жизнедеятельность. Кислород - ...?

а) газ б) вода в) растение г) развитие д) дыхание.

16. Фигура - треугольник. Состояние вещества - ...?

а) жидкость б) движение в) температура г) вода д) молекула.

17. Роза - цветок. Капиталисты - ...?

а) эксплуатация б) рабочие в) капитализм г) класс д) фабрика.

18. Понижение атмосферного давления - осадки. Анти­циклон - ...?

а) ясная погода б) циклон в) климат г) влажность д) метеослужба.

19. Прямоугольник - плоскость. Куб - ...?

а) пространство б) ребро в) высота г) треугольник д) сторона.

20. Война - смерть. Частная собственность - ...?

а) феодалы б) капитализм в) неравенство г) рабы д) крепостные крестьяне.

21. Числительное - количество. Глагол - ...?

а) идти б) действие в) причастие г) часть речи д) спря­гать

22. Север - юг. Осадки - ...?

а) пустыня б) полюс в) дождь г) засуха д) климат.

23. Диаметр - радиус. Окружность - ...?

а) дуга б) сегмент в) отрезок г) линия д) круг.

24. Эпителий - ткань. Аорта - ...?

а) сердце в) внутренний орган в) артерия г) вена д) кровь.

25. Молоток - забивать. Генератор - ...?

а) соединять б) производить в) включать г) изменять д) нагревать.

Описание и примеры заданий 4 субтеста.

Вам даны пять слов, четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово этим признаком не обладает. Не­обходимо в ответных бланках отметить индекс этого слова. Лишним может быть только одно слово.

Пример: а) тарелка б) чашка в) стол г) кастрюля д) чайник. Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье слово — мебель, поэтому нужно зачеркнуть в ответном бланке индекс «в».

Наши рекомендации