Методические РЕКОМЕНДАЦИИ для магистрантов

1. Выполнение заданий для самостоятельной работы является обязательным условием получения экзамена.

2. Требования к оформлению доклада соответствуют стандартным, предъявляемым к рефератам. Дополнительные требования: доклад должен быть подготовлен с расчетом на выступление перед аудиторией, т.е. он должен быть рассчитан на 15 – 20 мин выступления, должен быть содержательным и доступным для восприятия слушателями. Тематика докладов определяется в соответствии с проблематикой миниконференции или круглого стола.

3. Монография для конспектирования преимущественно выбирается из предлагаемого списка.

4. Эссе пишется в свободной форме.

5. Работа с библиотечным каталогом предполагает подборку по каждой теме не менее 10-15 источников с учетом текущих поступлений литературы в библиотеку за последние 5 лет включая интернет-источники.

Задания для самостоятельной работы магистрантов

По курсу «История и методология психологии развития» самостоятельная работа магистрантов выполняется в форме индивидуальных заданий, определяемых содержанием курса в течение семестра и включает в себя:

1. Подготовка тематического доклада (сообщение) для миниконференции или круглого стола.

2. Подготовка конспекта монографии.

3. Эссе «Базовые проблемы развития в современной социокультурной ситуации»

4. Работа с библиотечным каталогом – библиографический список по каждой теме курса (должен содержать не менее 10-15 источников с учетом текущих поступлений литературы в библиотеку за последние 5 лет и включать интернет-источники).

Контролирующие материалы

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Возникновение психологии развития.

2. Место психологии развития в системе психологии.

3. Основные проблемы современной психологии развития.

4. Теории развития.

5. Предмет психологии развития и ее задачи на современном этапе.

6. Категориальный аппарат психологии развития.

7. Принципы психологии развития.

8. Закономерности развития.

9. Механизмы развития.

10. Социализация и развитие.

11. Понятие кризиса развития, его динамика и содержание.

12. Концепция развития Л.С. Выготского.

13. Отношение созревания, развития и обучения.

14. Проблема ведущей деятельности.

15. Виды ведущих деятельностей

16. Место общения в развитии.

17. Самоопределение и его значение в развитии.

18. Проблема детской субкультуры

19. Проблема периодизации развития.

20. Проблема возраста.

21. Акмеология. Акме и его факторы.

22. Основные противоречия развития человека.

23. Общение его развитие и место в развитии

24. Отношение: общение, образование, культура.

25. Личность и ее развитие.

26. Проблема развития субъекта и субъектности.

27. Проблема самосознания. Развитие самосознания и место в жизни человека.

28. Смыслы жизни и жизненный путь личности.

29. Проблема жизненного пути личности и акмеология

30. Этнопсихология детства.

31. Специфика развития ребенка в разных культурах.

Методические рекомендации для преподавателя

1. Дисциплина предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм, традиционных и инновационных форм проведения занятий (лекция – беседа, проектную технологию, технологии модерации, портфолио, миниконференции, элементы оргдеятельностных технологий, групповые дискуссии, визуальные презентации теоретического материала работа в малых группах, круглые столы, и др.

2. Работа студента оценивается по следующим параметрам: качество выполнения заданий для самостоятельной работы, активность работы на практических занятиях, качество доклада на миниконференции.

3. Лекции и практические занятия носят проблемный характер, используются элементы оргдеятельностных технологий.

4. При проведении практических занятий применяются диалоговые формы работы, рефлексия, подготовка тематических сообщений.

Использование технических средств обучения и вычислительной техники.

Специфика дисциплины предусматривает применение интерактивной доски, электронного ресурса. Практические занятия проводятся с использованием психодиагностических материалов, презентаций. Контроль знаний осуществляется по итогам выполнения заданий для самостоятельной работы, участия в дискуссиях, подготовки сообщений и участия в миниконференции

Элементы научно-исследовательской деятельности студентов.

Творческие задания включены в требования к самостоятельной работе, оргдеятельностная технология проведения лекций, диалоговые и рефлексивные формы работы востребуют исследовательской и творческой активности на лекциях ипрактических занятиях.

ФОНДЫ КОНТРОЛЯ

Задания для магистранта

5. Подготовка тематического доклада (сообщение) для миниконференции.

6. Подготовка реферата.

7. Подготовка конспекта монографии.

8. Эссе «Базовые проблемы развития в современной социокультурной ситуации»

9. Работа с библиотечным каталогом

Форма итогового контроля знаний студентов

Текущий контроль знаний студентов осуществляется по завершению каждой темы учебной дисциплины в формах миниконференций, круглых столов или контрольных вопросов (задания аналитического типа). По завершению изучения каждой темы также предусмотрен тестовый контроль знаний.

Промежуточный контроль. В период контрольных недель оценка знаний осуществляется посредством выполнения студентами срезовых работ в форме письменного опроса или тестовых заданий по содержанию пройденного материала.

Формой итогового контроля знаний является зачет, проводимый в форме мини-конференции. При недостаточно активном участии в обсуждении проблематики практических занятий, в мини-конференции допускается дополнительная беседа по вопросам. Вопросы представлены в рабочей программе по дисциплине.

Наши рекомендации