ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5. ЦЕЛЬ: ознакомление с особенностями применения лич­ностных опросников (на примере

ЦЕЛЬ: ознакомление с особенностями применения лич­ностных опросников (на примере ДДО).

Дифференциально-диагностический опросник, разрабо­танный Е. А. Климовым, используется для оценки профес­сиональных направленностей (склонностей)личности. Предусматривает анализ индивидуальных предпочтений различных похарактеру видов деятельности,

В основу этой методики положена классификация про­фессий, в соответствии с которой выделяются пять их ти­пов в зависимости от объектов труда. А именно:

- «человек/природа» (П), предусматривающие работу с животными, растениями и т. д.;

- «человек/техника» (Т), предполагающие использова­ние разного рода машин, материалов и иных продуктов цивилизации;

- «человек/ человек» (Ч), объединенные по превалиро­ванию коммуникативной направленности в профессиональ­ной деятельности;

- «человек/знаковая информация» (3), основанные на предпочтениях к обработке цифр, букв, кодов и других сим­волов;

- «человек/художественные образы» (X), связанные со склонностями к занятиям изобразительным искусством, музыкой, литературой и иными сферами культуры.

Обычно ДДО применяется в рамках профориентационных консультаций. Инструкция испытуемому: «Предполо­жим, что после соответствующего обучения Вы стали спо­собны выполнять любую работу из представленных ниже Вам необходимо каждый раз выбирать какой-либо один вид деятельности из предъявляемой пары и отмечать свой выбор в виде знака «+» в соответствующей клетке листа ответов. Финансовые соображения не учитывайте, ориен­тируйтесь только на свои личные склонности. Итак, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какую работу Вы бы предпочли?»

ЛИСТ ОТВЕТОВ

П Т Ч X
За
46 -
   
   
     
10а      
11а 12а 13а
14а 15а
16а     17а
  18а  
  19а    
20а      


Бланк ДДО

Ухаживать за животными или 1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
Помогать больным людям, лечить их или 2б Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или 3б Следить за состоянием, развитием растений
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.) или 4б Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
Обсуждать научно- популярные книги, статьи или 5б Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или 6б Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких- либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 7б Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.) или 8б Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или 9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а Лечить животных или 10б Выполнять вычисления, расчеты
11а Выводить новые сорта растений или 11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать или 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности или13б Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
15а Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. или 15б Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а Делать лабораторные анализы в больнице или 16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или 17б Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18а Организовывать культпоходы сверстников ид и младших (в театры, Музеи), экскурсии, туристские походы и т. п. или 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а Изготовлять по чертежам Детали, изделия (машины, одежду), строить здания или 19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

При обработке результатов в каждом из пяти столбцов подсчитывается количество выборов. Эти данные и будут характеризовать области наиболее целесообразного приме­нения сил и способностей испытуемого,

Задание: проведите диагностику профессиональных склонностей 3-5 лиц подросткового или юношеского воз­раста при помощи ДДО. Сформулируйте предварительные выводы по каждому испытуемому.

Наши рекомендации