III. 3 Система заданий для психолого-педагогического

изучения детей старшего дошкольного возраста*

Задание 1. «Почтовый ящик» (модифицированный вариант методики Е.А. Стребелевой).

Назначение- изучение уровня развития наглядно-действенного мышления, работоспособности, уровня обучаемости. Дан­ная методика позволяет более легко установить контакт с ребенком.

Инструкция: «Давай поиграем, как будто эта коробочка - почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показать ре­бенку геометрические фигуры). Опусти все фигурки-письма в почтовый ящик».

Стимульныйматериал- вниманию ребенка предъявляется квадрат­ная коробка. На каждой грани коробки сделаны прорези различной кон­фигурации. Разноцветные фигурки своим основанием повторяют про­рези на гранях коробки.

Процедура проведения.После сообщения ребенку задания и уточне­ния понимания им инструкции, ему предъявляется стимульный мате­риал: фигурки и коробочка. В процессе выполнения ребенком задания обследующий анализирует процесс выполнения задания (способы действия, работоспособность, концентрацию внимания, зрительное восприятие формы, ведущую руку). В случае затруднения выполнения ребенком задания эксперимен­татор может оказывать следующие виды помощи.

Используется стимулирующую помощьв виде подбадривания, словесного поощрения («Пра­вильно, молодец, стараешься, давай дальше» или «Постарайся сделать, у тебя обязательно получиться»).*

Организующая помощь:организация внимания на каком-то моменте выполнения задания («Не торопись», «Посмотри внимательно»). Дан­ная помощь должна быть оказана, когда внимание ребенка неустойчи­вое, и он быстро отвлекается.

Разъясняющая помощь:уточнение порядка действий при выполнении задания («Ты должен взять фигурку, посмотреть на нее внима­тельно, потом найти отверстие, подходящее для этой фигурки, и опус­тить в это отверстие фигурку»).

Введение наглядности:продемонстрировать способ действия без объяс­нения «алгоритма» его выполнения (взрослый по своему усмотрению вы­бирает любую грань коробочки форм, зрительно подбирает к отверстию на этой грани соответствующую фигурку, берет ее и опускает в нужное отверстие, затем говорит ребенку: «а теперь продолжи сам»; при этом следует показать ребенку цвет грани, на которой расположено необходимое от­верстие).

И, наконец, заключительный вид помощи - конкретная обучающая помощь.Взрослый берет любую фигурку, обращает внимание ребенка на «информативные» признаки этой фигурки, например, что у нее есть три острых угла, затем говорит, что нужно найти такое отверстие для этой фигурки, в котором также есть три острых угла; совместно с ребенком обследующий отыскивает такое отверстие и демонстрирует, как легко входит в него фигурка. После объяснения и соответствующего показа ребенок мани­пулирует самостоятельно.

Задание 2. «Заучивание 10 слов» (по А.Р. Лурии)

Назначение- оценка состояния слухоречевой памяти (объема и качества заучивания), оценка утомляемости, активности и целенаправленности внимания и др.

Инструкция: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запом­нишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»

Стимульный материал - листок с написанными словами: ДОМ, КОТ, ЛЕС, ЗЕРНО, ИГЛА, МОСТ, ХЛЕБ, ОКНО, БРАТ, МЕД. Набор слов может быть и другим, особенно при повторном исследовании. Важно, чтобы был использован аналогичный лексический материал - часто употребляемые слова достаточно простой слоговой структуры.

Процедура проведения.Для качественного проведения обследования следует соблюдать тишину. Экспериментатор предлагает ребенку запомнить слова. Произносить слова необходимо медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в протоколе крестики напротив этих слов.

Протокол обследования памяти

Слова для запоминания 1 предъявление 2 предъявление 3 предъявление Отсроченное воспроизведение
ДОМ КОТ ЛЕС ЗЕРНО ИГЛА МОСТ ХЛЕБ ОКНО БРАТ МЁД        

Если слово произносится неверно (искажается, либо заменяется по смыслу), обследующий отмечает это в протоколе. Опыт повторяется 5 раз (если у ребенка снижена работоспособность, допустимо 3-х кратное повторение). После 5-ти кратного повторения экспериментатор переходит к другим заданиям, в конце исследования снова просит воспроизвести эти слова (допустимо напомнитние первого слова). По результатам исследования составляется график «Кривая запоминания».

Задание 3. «Мозаика» (авт. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова)

Назначение- оценка зрительно-пространственного восприятия взаиморас­положения объектов на плоскости, различения основных и оттеночных цветов, формы геометрических фигур, навыков речевого планирования дея­тельности, активности внимания, состояния зрительно-моторной ко­ординации, сформированности графо-моторных навыков и др.

Инструкция:«Посмотри, перед тобой картинка-мозаика. На ней на­рисованы разноцветные фигурки, собранные в узор. Рядом с тобой лис­ток бумаги, на котором эти фигурки рассыпались и не раскрашены. Рас­крась их в нужный цвет».

Стимульный материал- цветные фломастеры, картинка-образец, лист бумаги с контурным изображением геометрических фигурок.

Процедура проведения.Перед ребенком выкладывается картинка-обра­зец, лист бумаги с контурным изображением геометрических фигурок и фломастеры. Затем ребенку предлагают выполнить задание. По ходу вы­полнения задания экспериментатор оценивает следующие качественные показатели: соответствие цвета фигурок на выполненном изображении и образце, каче­ство штриховки, особенности зрительно-моторной координации, трудно­сти в нахождении нужной фигуры, степень соответствия полученного изоб­ражения и картинки-образца. В случае затруднения допускается оказание ребенку стимулирующей, организующей, разъясняющей помощи.

Стимулирующая и организующая помощь:посредством подбадриваю­щих, стимулирующих действий, либо концентрирующих вни- мание выс­казываний экспериментатор способствует активизации осмысленной деятельности ребенка.

Разъясняющая помощь:экспериментатор повторяет инструкцию в более медленном темпе, делая акцент на том, что каждая фигурка долж­на быть раскрашена так же, как на образце.

Наши рекомендации