Психологический анализ деятельности

Лекция №1

Введение в инженерную психологию

1. Предмет, цель и задачи инженерной психологии.
2. Методы инженерной психологии.
3. Водитель как оператор ВАДС.
4. История возникновения и развития инженерной психологии.

№1. Предмет, цель и задачи инженерной психологии.

Инженерная психология - это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы "человек-машина" (СЧМ).

Инженерная психология рассматривает деятельность человека и функционирование машины во взаимосвязи. При этом подчеркивается ведущая роль человека.

Человек это субъект труда, а машина это орудие труда.

Таким образом предметом инженерной психологии являются процессы информационного взаимодействия человека и техники.

Инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук. Как психологическая наука инженерная психология изучает психологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решая задачу информационного приспособления техники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает культы ( панели ) управления технических устройств, процессы и алгоритмы их функционирования для выяснения требований, предъявляемых психологическим и физиологическим особенностям человека-оператора.

Таким образом конечной целью инженерной психологии является обеспечение эффективного информационного взаимодействия человека-оператора с техническим средством, повышение производительности труда путем гуманизации техники и технологий.

Главной задачей инженерной психологии является разработка оптимальных методов и средств разрешения противоречий между технологическими процессами и техникой с одной стороны, и трудовой деятельностью человека с другой.

Основные задачи инженерной психологии.

1. Анализ функций человека в системе "Человек-машина", изучение структуры и классификация деятельности оператора.

2. Изучение процессов преобразования информации человеком-оператором, которая включает: Прием информации, Переработку информации, Принятие решения, Осуществление управляющей деятельности.

3. Разработка принципов построения рабочих мест оператора.

4. Изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ.

5. Разработка принципов и методов проффесиональной подготовки операторов, которая включает: Проффесиональный отбор, обучение, тренировку, формирование коллектива.

6. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ.

В более конкретном плане проблематика инженерной психологии может быть разделена на ряд направлений:

1. Методологическое, включающее в себя определение предмета и цели исследования, разработка методов и принципов исследования и установление места инженерной психологии в системе наук.

2. Психофизиологическое, включающее в себя характер оператора, анализ деятельности оператора и изучение состояний оператора.

3. Систематическое, разработка принципов построения элементов СЧМ, проектирование и оценка СЧМ, и оценка надежности и эффективности СЧМ.

4. Эксплуатационное, включает проффесиональную подготовку операторов, психологическое обеспечение научной организации труда и разработку методов повышения работоспособности операторов.

№ 2. Методы инженерной психологии.

Основными методами исследования в инженерной психологии являются наблюдения, беседа и эксперимент.

Наблюдение за деятельностью оператора позволяет получить довольно полное представление о его подготовленности, работоспособности, самообладании, решительности, эмоциональной устойчивости, скорости и точности его управляющих действий.

Наблюдающий должен хорошо знать специфику деятельности оператора, иметь достаточное представление о психологической сущности этого метода и четко понимать поставленную задачу наблюдения.

Беседа обычно используется при изучении причин, ошибок в работе оператора, а так же предпосылок к ним. Испытуемому задают заранее продуманные вопросы, порядок и форму которых меняют в зависимости от индивидуальных особенностей человека и хода самой беседы.

Близким к методу беседы является метод анкетного опроса, который проводится в целях получения необходимой информации от большого числа операторов.

Эксперимент - это такой способ исследования, для которого характерно преднамеренное планомерное воспроизведение изучаемых процессов при точно учитываемых условиях, которые протекают с регистраций изучаемых параметров.

Различают лабораторный, естественный и модельный эксперименты.

Лабораторный эксперимент проводится с целью изучения различных психофизиологических процессов (скорости и точности реакций, восприятие, внимание, мышление, памяти, волевых качеств, эмоциональной устойчивости и т.д.), а так же поведение оператора в различных ситуациях.

Для лабораторного эксперимента используются различные приборы, стенды и тренажеры, моделирующие элементы деятельности оператора. Недостатком лабораторного эксперимента является его искусственность.

Естественный эксперимент проводится в условиях реальной деятельности. Испытуемый иногда даже и не знает, а порой забывает что он является объектом исследования. По этому полученные в результате естественного эксперимента данные объективны и имеют большую ценность.

Модельный эксперимент это искусственное воспроизведение какого-либо явления, аналогичного другому изучаемому явлению. Модельный эксперимент может выражаться более или менее точно воспроизведение отдельных элементов деятельности оператора на тренажерах.
Однако, если модельный эксперимент проводится в целях психофизиологического отбора оператора, то действия испытуемого во время эксперимента не обязательно должны быть идентичны по форме и действиям оператора при выполнении поставленной задачи.

№ 3 "Водитель как оператор ВАДС"

Человек, управляющий техникой на современном уровне развития общественного производства, является наиболее важным звеном в системе управления. Это привело к формированию понятия системы "человек-машина" (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая в себя человека-оператора и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Оператор - это человек, выполняющий какую-либо операцию (действие).

Функции оператора выполняют работники самых различных профессий. Основным содержанием их деятельности являются прием, анализ, переработка информации и выполнение соответствующих действий по управлению регулируемым объектом или производственным процессом.

Водителя автомобиля можно рассматривать как оператора сложной системы ВАДС ( Водитель.Автомобиль.Дорога.Среда).
Эффективность работы любой СЧМ, в том числе и системы ВАДС, зависит от надежности оператора, которая определяется безотказностью его работы.

Различают психологическую надежность оператора, которая определяется соответствием его психологических качеств требованиям выполняемой деятельности, и физиологическую надежность, зависящую от физических данных и состояния и здоровья.

№ 4 "История возникновения и развития инженерной психологии".

Веками психология развивалась в тесной связи с естественными, общественными и философскими науками и почти не касалась техники. Поворот психологии к промышленному производству совершился под давлением требований экономики. Научные истоки инженерной психологии можно отнести к 1900 г., когда немецкий психолог В. Штерн ввел в научный оборот термин «психотехника». Предпосылкой ее развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое приложение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни.

Второе, не менее важное обстоятельство, стимулировавшее развитие прикладной психологии, заключалось в социально-экономических условиях, в том, что переход капитализма в его высшую стадию - империализм сопровождался небывалым обострением конкурентной борьбы, усилением погони за сверхприбылью. В поисках средств для выжимания максимальных прибылей капиталисты обратились к психологии, поставив перед ней задачу повышения коэффициента полезного действия рабочих.

Одним из центральных направлений в психотехнике был профессиональный отбор, основанный на идее врожденных способностей и на принципе однозначного, фатального предназначения человека для какой-либо одной профессии. Между тем психотехники провели немало исследований, посвященных раскрытию и устранению причин утомления рабочего, рационализации режима труда, формированию трудовых навыков, созданию необходимой трудовой мотивации, организации рабочего места. Зародышем будущего инженерно-психологического направления можно считать такие работы, как выбор наиболее рационального расположения букв на клавиатуре пишущей машинки с учетом времени двигательной реакции.
В нашей стране психотехника как средство практического применения психологических знаний пережила период интенсивного развития в 20-е годы. В Москве, Ленинграде, Казани, Харькове и в других городах возникают психотехнические лаборатории. Широко развертывается работа по изучению профессий, ведется профессиональный отбор.
В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество. Издается журнал «Психофизиология труда и психотехника» (с 1932 г. он стал называться «Советская психотехника»). Наряду с применением традиционного профотбора, при котором некритически заимствовались тестовые методы буржуазной науки, советская психотехника добилась ряда несомненных достижений. Разработаны были схемы и методы профессиографии, не потерявшие своего значения до настоящего времени. Проводились исследования динамики работоспособности и утомления в зависимости от ряда факторов, изучался процесс овладения навыками. В работах передовых ученых высказывались мысли об изменчивости способностей, о возможности компенсации одних свойств другими.

Почти в это же время (1857 г.) появляется другое прикладное направление психологии – эргономика. Идеи психотехники и эргономики в России были поддержаны академиком В. М. Бехтеревым и профессором В. Н. Мясищевым. В 1957 году инженерная психология была определена как самостоятельная область исследования. Значительная роль в организации и консолидации исследовательских работ по инженерной психологии принадлежит созданной в ЛГУ в 1959 г. лаборатории индустриальной (инженерной) психологии, которую возглавил Б. Ф. Ломов.

В своем развитии инженерная психология прошла 2 этапа:

1) на начальных этапах господствовал «машиноцентический» подход;

2) позже на первое место выходит «антропоцентрический» подход.

Ломов считал, что в схеме «человек-машина» человек рассматривается как звено особого рода: организующее систему, направляющее ее на достижение определенного, заранее им заданного результата. Главное в человеке как в субъекте труда – готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда.

В 70-х годах наметилась разработка методов проектирования системы «человек-машина». Одновременно стали решаться проблемы анализа деятельности людей, осуществляющих управление, проектирование и обобщение оценок функционирования систем «человек – машина».
Таким образом, инженерная психология как научная дисциплина решала одновременно 2 задачи:
1) приспособление человека к технике;
2) приспособление техники и условий труда к человеку.

Подготовить лекцию к следующей неделе, к среде.

Д.З

Особенности системы Человек-Компьютер
Психологические особенности системы Человек-компьютер
Внедрение компьютерных технологий в организации
Компьютер в деятельности психолога

Лекция № 2

Анатомо-физиологические основы физики.

1. Строение нервной системы
2. Уровни функциональной активности
3. Основные механизмы в нервной деятельности
4. Типы высшей нервной деятельности
5. Парабиоз

№1 Строение нервной системы

Материальной основой психического выступает головной мозг, по этому большое значение в познании психики человека имеют знания по физиологии человека, головного мозга и высшей нервной деятельности.

Задачи нервной системы человека

1) Координация органов тела и физиологических систем организма.
2) Взаимодействие организма как целостной системы со средой.

Строение нервной системы

1) Первичным элементом нервной системы является нейрон - нервная клетка. Её функциями являются: проведение нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе ( Ц Н С ); проведение нервных импульсов от ЦНС органам движения и проведение нервных импульсов от одного участка ЦНС к другому.
2) Нервная система делится на центральную (головной, промежуточный и спинной мозг) и периферийную (нервная система участков всего тела и внутренних органов человека.

Часть ЦНС и периферийной, регулирующей внутренние органы и части организма, называют вегетативной нервной системой.
Другая часть нервной системы, которая обеспечивает взаимодействие органов со средой, называется Анимальной нервной системой.

Строение головного мозга

Человеческий мозг состоит из 25 миллиардов нейронов, которые представляют собой серое вещество. Мозг покрыт оболочками: твердой, мягкой и паутинной (по её каналам циркулирует так называемый "ликвор", который является спинномозговой жидкостью и является амортизатором, защищающим головной мозг от ударов).

Конечный мозг протянулся от затылочной до лобной кости. В нем различают два больших полушария. Он отличается от других отделов мозга наличием большого количества извилин и борозд.

Полушария различают доли (теменную, лобную, затылочную, височную), кору и подкорку.

Правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое правой. Они дополняют друг друга.

Кора головного мозга это поверхностный слой толщиной в 3 мм, покрывающий полушария. Он состоит из вертикально ориентированных нервных клеток с отростками.

Функции коры головного мозга:
височная доля - слух и обоняние;
затылочная доля - зрение;
теменная - осязание и вкус;
лобная - речь, движение, сложное мышление.

Каждый нейрон (серое вещество) имеет до 10 000 контактов с другими нейронами.

Белое вещество головного мозга - это нервные волокна. Внутри полушарий мозга находятся скопления серого вещества. Его функции - передача информации.
Конечный мозг управляет всеми важными для жизни человека процессами, и нашими интеллектуальными способностями.

Промежуточный мозг состоит из гипоталамуса, метоталамуса, таламуса и эпиталамуса.

Таламус - это посредник, в котором все полученные раздражения направляются в полушария мозга. Его часто называют "зрительным бугром".
Благодаря ему организм быстро приспосабливается к изменяющийся внешней среде.

Гипоталамус - это подкорковый центр, в котором происходит регуляция вегетативных функций. Он регулирует бодрствование и сон, формирует питьевое и пищевое поведение.

Задний мозг состоит из расположенного спереди моста, и находящегося позади него мозжечка. Мост имеет вид белого толстого валика. От функционирования мозжечка зависит наша координация движений.

Средний мозг - в нем расположен центр ориентировочного рефлекса, обеспечивающий поворот тела в сторону резкого шума.

Продолговатый мозг являет собой продолжение спинного мозга. Этот мозг отвечает за координацию движения, равновесие, регуляцию обмена веществ, кровообращение и дыхание.

№2 Уровни функциональной активности

Нервная система человека и ее отдельные части могут иметь три уровни функциональной активности:
Первый уровень - состояние относительного функционального покоя, характеризуется отсутствием выраженных проявлений какой-то активности, но при этом протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятельности, и готовые среагировать в нужный момент.
Возбуждение - процесс повышенной активности в результате воздействия на организм каких-то факторов и раздражителей. По источнику они могут быть внешними или внутренними.
Торможение - процесс торможения, процесс ослабления или прекращения функциональных отправлений нервной системы, ведущей к нарушению, угасанию связей в нервной системе.
Особой формой торможения является запредельное торможение, вызываемое чрезмерной силой раздражителя. При этом возбуждение в определенных центрах максимально усиливается, переходит в свою противоположность - торможение, что является своеобразным защитным организмом нервной системы, охраняющим её от разрушения в экстремальных ситуациях. Для человека сила раздражителя определяется не только его физическими особенностями, но и степенью значимости для данного человека.

№ 3 Основные механизмы нервной деятельности

Иррадиация - распространение, расширение охватываемой возбуждением или торможением зоны в коре головного мозга.

Индукция - этот процесс стимулирует возникновение обратного процесса в соседних зонах, по этом не следует отвлекать человека, занятого той или иной деятельностью.

Концентрация возбуждения или торможения как обратный иррадиации процесс.

Основным механизмом высшей нервной деятельности - обеспечивающий правильную реакцию и установление равновесия между организмом и средой, является рефлекс, как ответная деятельность организма на воздействие внешней или внутренней среды.

Безусловные рефлексы - природообусловленные;
Условные рефлексы - сформировавшиеся как ответ на особенности жизнедеятельности человека обеспечивают приспособленность человека к среде.

Устойчивая система условных рефлексов называется Динамическим стереотипом.

Система условных рефлексов, которая обеспечивает правильное реагирование на непосредственные раздражители, идущие через органы чувств, называется первой сигнальной системой.

В процессе длительного развития у человека сложилась вторая сигнальная система - сигналом или раздражителем является понятие, существующее в виде слова.

№4 Типы высшей нервной деятельности

Имеются индивидуальные особенности людей, обусловленные своеобразием нервной системы и ее свойства. Процессы торможения и возбуждения могут быть сильными, слабыми, подвижными, уравновешенными и неуравновешенными.

Сила нервной системы характеризуется высоким пределом работоспособности нервных клеток, их устойчивостью к раздражителям, большой силы, интенсивности, сопротивляемостью к действию постоянных раздражителей.
Слабость нервной системы - малая выраженность её силы, повышенная утомляемость, но при этом высокая чувствительность.

Подвижность и малоподвижность (инертность), торможение проявляется в быстроте возникновения и превращения этих процессов в легкости переходов от одного к другому, быстроте перехода человека от состояния покоя к активности, в умении владеть собой, собираться с мыслями.

Уравновешенность и неуравновешенность характеризуются соотношением силы возбуждения и торможения.

Типов высшей нервной деятельности может быть множество, но выделяют основные: Сильный (сангвиник), Спокойный (флегматик), Безудержный (холерик) и Слабый (меланхолик).

№5 Парабиоз

При взаимодействии организма с окружающей средой важен процесс приспособления. Все приспособительные реакции являются рефлекторными.

Рефлекс это основная форма деятельности мозга, при отражении различных воздействий на человека.

Скорость реагирования различных тканей не безразлична. Нервная ткань не может реагировать более чем 500 раздражителей в секунду. Мышечная - не более чем на 200.
Этот показатель называется Лабильностью тканей. Если поток нервных импульсов превышает уровень лабильности наступает состояние "перевозбуждения" или Парабиоза, когда реакция организма не верна и не адекватна.

Выделяют 3 стадии парабиоза:

1. Уравнительная - одинаковая реакция на сильный и слабый раздражители.
2. Парадоксальная - слабая реакция в ответ на сильные раздражители и наоборот.
3. Тормозящая - реакция отсутствует.

6 числа - КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА, до этого нужно получить 4 оценки, а то пиздец (полный). Придется отрабатывать на последующих двух неделях сверх основного ДЗ

Среда, 30.09

ДЗ на следующую пару:
Вопрос - взаимосвязь психики и мозга человека (доклад)

Лекция №3

Деятельность оператора СЧМ

1) Психологический анализ деятельности;
2) Основные характеристики и виды деятельности оператора;
3) Психологические аспекты принятия решений оператором;

Психологический анализ деятельности


Основной единицей жизненного процесса является деятельность организма.
Различаются отдельные виды деятельности по их предметам.
Действия - это основная единица, процесс направленный на реализацию цели.

Цель - сознательный образ желаемого результата; идеализированная и нашедшая свой предмет - потребность человека.

Принципы теории деятельности

1) Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе.

2) Сознание должно быть выведено в деятельность субъекта.

3) Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека.

4) Деятельность это активный целенаправленный процесс. Деятельность человека предметна.

Операция - это способ выполнения действий. Характер используемых действий зависит от условий, в которых оно совершается. Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности называется Задача.

Конечной целью любой трудовой деятельности является получение определенного результата, достижение которого идет поэтапно через решение промежуточных задач.

Элемент деятельности, который обеспечивает выполнение простой промежуточной задачи в психологии принято называть Действием.

К мотивационно-личностным аспектам деятельности относятся потребностиимотивы.

Потребностяминазываются состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его, и составляет необходимое условие его нормального функционирования. К списку элементарных биологических потребностей относятся и врожденные потребности: потребности в социальных контактах и общении, познавательная потребность.

В ходе поисковой деятельности обычно происходят "встреча" потребностей с её предметом, процесс опредмечивания потребности.

В акте опредметчивости рождается мотив, который определяется как предмет потребности.

Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Оно приобретает направленность.

Совокупность действий, которые определяются одним мотивом, является особым видом деятельности (игровая, учебная, трудовая).

Мотивы можно разделить на два вида:

1) Осознаваемые мотивы (мотивы - цели);
2) Неосознаваемые мотивы - проявляются в сознании в особой форме эмоций и личностных смыслов.

В теории деятельности эмоции определяются как отражение результата деятельности её мотива. Если деятельность происходит успешно, то возникают положительные эмоции, если нет - то отрицательные.

Личностный смысл это переживания повышенной субъективной значимости предмета, действий или события.

Наши рекомендации