Наблюдение в процессе профессионального психологического отбора

Наблюдение может рассматриваться как самостоятельный метод, но чаще он используется в сочетании с каким-либо дру­гим: например, во время беседы, при проведении группового или индивидуального обследования. В некоторых случаях использу­ется метод самонаблюдения, самоотчет в письмен­ной или устной форме. Сущность наблюдения как метода состо­ит в том, чтобы замечать все мелочи, следить за осуществлени­ем определенной деятельности, за явлениями или ситуациями, систематизировать и группировать их.

1. Наблюдение во время беседыначинается с изучения того, как собеседник вошел в комнату: смело, нерешительно, развязно, свободной или скованной походкой. Обращается внимание на то, ка­кое у него выражение лица, мимика, цвет кожи на открытых участках тела. Как сел на стул, поза, положение и «поведение» рук. Как реагирует на новую для него обстановку кабинета, встречу с психологом (разглядывает окружающие пред­меты, спокоен или сосредоточился на собеседнике).

В ходе беседы отмечаются своеобразные проявления лично­сти, которые отражают особенности характера, эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности (внимания, мышления, сообразительности). Устанавливается, легко ли собеседник вступает в беседу, охотно ли отвечает на вопросы; характер ответов — полные или лаконичные, приходит­ся ли повторять вопрос, чтобы получить ответ. Обращается вни­мание на грамматическое построение речи, адекватность и точность ответов, богатство словарного запаса, обмолвки, недо­говоры, заикание, интонацию. Особенности эмоциональных ре­акций (сдержанность, уравновешенность или невыдержанность, обидчивость), наличие выраженных вегето-сосудистых реакций (покраснение или появление бледности, потливость, тремор век или рук, гипергидроз) и изменение речи. Держится ли собеседник свободно или напряженно (скованно), развязно или смущенно; движения — спокойные, сдержанные или порывистые, излишние. Речь живая, быстрая, замедленная, отрывистая, эмоциональная ок­раска речи; задает ли встречные вопросы, какого характера (по теме разговора или посторонние, уводящие в сторону или отра­жающие пренебрежительное отношение к беседе). Мимика — живая, подвижная, выразительная или наоборот, бедная. Обра­щает ли внимание на мимоходом сделанное замечание, замеча­ет ли окружающую обстановку; быстро и хорошо пони­мает ставящиеся вопросы; легко ли переходит с ответа на один вопрос к ответу на другой; нет ли «вязкости», застревания, из­лишней детализации; отмечается ли находчивость в ответах, остроумие, юмор; соответствует ли уровень развития интеллек­та и знаний полученному образованию.

2. Наблюдения во время психологического обследования.Посредством наблюдения за поведением испытуемых во время группового, а особенно индивидуальных обследований можно получить ряд дополнительных сведений, характеризующих память, внимание, дисциплинированность, эмоциональную лабиль­ность, работоспособность и ряд других качеств.

При проведении группового обследования (20—30 человек) в поле наблюдения обычно оказываются испытуемые, выделяю­щиеся либо в лучшую, либо в худшую сторону. Эксперимента­тор пофамильно в специальном протоколе отмечает особенности поведения, выполнения заданий лучших и худших, а тех, кто не попал в поле его зрения, относит к средним.

Лучшие испытуемые не задают лишних, не по существу, во­просов; помогают экспериментатору в решении примеров заданий; выполняют задания спокойно и быстрее других; четко вы­полняют все инструкции и команды; мимика и поведение адек­ватны обстановке.

К признакам поведения обследуемых, характеризующим не­достаточную понятливость, сообразительность, оперативную память, внимание, замедленную реакцию и работоспособность, следует отнести: просьбы повторить инструкцию, еще и еще раз объяснить отдельные моменты выполнения задания при предъявлении каждой новой задачи; после объяснения задания какие-нибудь, часто не по существу, вопросы (иногда просто нелепые и удивляющие всю аудиторию); мимика недоумения на лице, пожимание плечами, выражение растерянности; обращение за разъяснением к соседу (в процессе объяснения задания экспери­ментатором и при выполнении задания); записывание инструк­ции; медленное включение в работу после команды к ее выпол­нению, оглядывание, наблюдение за соседом; каждый раз после команды «конец работы» продолжает выполнять задание; за­медленная реакция на все организационные указания экспери­ментатора и др.

К признакам недобросовестности, недисциплинированности или отрицательного отношения к обследованию относятся: реп­лики во время объяснения заданий; вопросы провокационного характера, направленные на снижение активности и мотивации у других обследуемых, дискредитацию значения результатов и др.; шумное поведение, разговоры, элементы шутовства во­ время объяснения и работы; игнорирование требований экспери­ментатора к порядку и тишине; списывание у соседа, использо­вание шпаргалок и различных приспособлений для облегчения выполнения заданий.

Указанные признаки фиксируются в специальном протоколе группового обследования (какие признаки, как часто, количест­во замечаний и реакция на них). Следует также отметить лиц, проявивших при выполнении заданий высокую степень понятли­вости, сообразительности, дисциплинированности и другие цен­ные для будущей профессии качества личности.

О степени эмоциональной лабильности, реактивности и воз­будимости можно судить по внешним эмоционально-волевым проявлениям, оцениваемым по трехбалльной шкале.

Мимика:

3 — обычное выражение лица, заметных изменений не наблюдается;

2 — незначительные движения губ, подергивание щек, жмурится, морщит лоб;

1 — частое моргание, кусание губ, сильно напряжены жевательные мыш­цы, подергивание головой, сильно жмурится или глаза и рот широко от­крыты, выражение испуга на лице.

Пантомимика:

3 — обычно держит ручку, указку или рукоятку управления, дыхание ровное, лишних движений тела и перемещений относительно бланка, таблицы, тре­нажера нет;

2 — периодически дергает руками и производит ими лишние движения, дыха­ние несколько учащенное или замедленное, занимает неудобные позы, дви­гает плечами, то приблизится к бланку, то отодвинется (подойдет или отойдет от таблицы);

1 — постоянно дергает и размахивает руками, дыхание резко учащено или дли­тельные задержки дыхания, постоянно двигается или сидит в явно неудобной позе.

Вегето-сосудистые реакции:

3 — веки и пальцы спокойные, тремор не отмечается, окраска слизистых и видимых частей тела обычная, влажность кожи обычная;

2 — подергивание век и пальцев, заметное покраснение или появившаяся бледность; лоб, ладони и другие части тела потные;

1 — сильно выраженный тремор пальцев и век, выраженная бледность или покраснение, а в отдельных случаях выступает крапивница, гипергидроз или выраженная сухость кожи.

Изменения голоса и речи:

3 — разговаривает обычно и спокойным голосом;

2 — отвечает громче или тише обычного, заминки, заикание, длительное мол­чание или «поток» слов, повторение одного и того же, дрожание голоса;

1 — отдельные выкрики или переход на шепот, неразборчивость речи при вы­полнении методик, не требующих словесного ответа, говорит вслух, ру­гается.

Напряженность:

3 — внешне спокоен, тонус мышц соответствует ситуации и адекватен выполняемой задаче;

2 — чувствуется или видна напряженность мышц, ответственных за выполне­ние задания (зажата ручка управления, напряжены ноги на педалях), к концу задания напряженность значительно уменьшается или проходит совсем;

1 — сильно напряжены «работающие» мышцы, и задание выполняется с боль­шим трудом или его выполнение невозможно, напряжены и все остальные мышцы тела.

Скорректированная сумма баллов и заключение по наблюде­нию за эмоционально-волевой сферой испытуемого при экспе­риментально-психологическом обследовании заносятся в инди­видуальную карту и учитываются наряду с другими методика­ми при определении степени профессиональной пригодности испытуемого.

3. Самонаблюдение (самоотчет) может проводиться по за­данию экспериментатора (активное самонаблюдение), или экспериментатор просит рассказать или описать себя по методи­кам (пассивное самонаблюдение).

Используя самонаблюдение как научный метод, правильно применяя и анализируя результаты, можно получить много цен­ной информации. Этот метод позволяет изучать особенности развития и преобладание одних или других видов ощущений и восприятий, такую характеристику памяти, как «воспроизведе­ние», степень напряженности (косвенно) и установить самооцен­ку личности (сравнивая результаты обследования и то, как об­следуемый оценивает себя благодаря самонаблюдению).

Наши рекомендации