Психодраматический подход

К нему следует отнести ролевые игры и различные психодра­матические техники (Д.Киппер, Дж. Морено и др.).

Психодраматический подход - student2.ru Целью психодрамы является пробуждение спонтанности чело­века, которая находит выражение в акте творчества, т.е. проявле­нии некой модели поведения в ситуации «здесь и теперь». Цели­тельный, коррекционный и развивающий эффекты психодрамы достигаются за счет катарсиса — снятия напряжения — и исполь­зования ролевых игр, включающего обучение спонтанности и рас­ширение имеющегося ролевого репертуара (возможен даже отказ от некоторых ролей).

В разрабатываемой в настоящее время теории ролевых игр и психодрамы Д. Киппера выделены основные принципы исполь­зования ролевых игр.

1. Ролевые игры основаны на конкретном описании. Подразу­
мевается, что пациенты представляют свои конфликты в некоем
сценическом действии, а не рассказывают о них. Конкретизация
достигается также за счет того, что с помощью вспомогательных
лиц (членов группы) и необходимых предметов, часто символи­
ческих, моделируется фактор окружающей среды.

2. Разыгрываемое поведение должно быть аутентичным, т. е. вос­
созданное пациентом описание должно достоверно отражать его
психологическое состояние в момент развертывания ситуации.

3. Терапия посредством клинических ролевых игр использует
выборочное усиление (фокусировку).

4. Ролевые игры помогают расширить познавательные возмож­
ности. В отличие от реальной ситуации, где различные факторы
сдерживают проявление открытых эмоциональных реакций и но­
вых форм поведения, имитируемая ситуация является защищен­
ной и безопасной для человека, что дает новый шанс психологи­
ческой и социокультурной реинтеграции.

Ролевые игры включают последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов. Классический психодраматический се­анс состоит из трех стадий — разогрева, действия и взаимодей­ствия с группой (обмен чувствами), или завершающей стадии. Обычно во время одного сеанса директор группы (у психодрама-тистов так называется ведущий группы) выбирает одного прота­гониста и путем последовательной смены сцен — от достаточно нейтрального эпизода, используемого для разогрева, до кульми­национной сцены, вскрывающей проблему и достигающей ка­тарсиса, — организует психотерапевтический процесс.

Одной из важнейших задач завершающей стадии сеанса явля­ется развитие у пациента способности понимать себя, свое по­ведение и воздействие на окружающих. Это достигается в психо­драме с помощью двух форм интерпретации — в первую очередь языком действий и вербализацией.

Количество техник, применяемых в психодраме и ролевых иг­рах, чрезвычайно велико, вероятно, более тысячи, тем не менее можно выделить группу базовых техник, универсальных по воз-

можности их приложения к психологическим или поведенческим проблемам.

Киппер выделяет девять специальных базовых техник.

1. Представление самого себя (самопрезентация) — серия корот­
ких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого
себя или кого-то очень важного для себя.

2. Исполнение роли — имитация поведения какого-либо челове­
ка или акт принятия роли части тела, животного, неодушевлен­
ного предмета или даже роли представления или понятия (напри­
мер, страх, смерть, неуверенность).

3. Диалог — изображение в ролевых играх взаимоотношений
между реальными людьми, где каждый играет самого себя (на­
пример, в семейной психотерапии).

4. Монолог — проговаривание своих чувств и мыслей вслух, очень
часто — во время движения по кругу.

5. Дублирование — техника, при которой вспомогательное лицо
играет дублирующую роль протагониста одновременно с ним,
пытаясь стать его «психологическим двойником».

6. Реплики в сторону — в ситуации ролевой игры, в которой
протагонист общается со вспомогательным лицом и говорит
вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается
делать.

7. Обмен ролями — одно из самых важных и сильных психотера­
певтических средств. В этой технике на короткое время два челове­
ка меняются местами физически: так, что А становится Б и на­
оборот. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и
психологическое состояние другого.

8. Техника пустого стула — метод, активно применяемый и в
психодраме, и в гештальттерапии. Протагонист взаимодействует с
воображаемым персонажем или явлением, представленным одним
или несколькими пустыми стульями, в форме монолога или —
чаще — обмена ролями.

9. Техника зеркала — осуществляется вспомогательным лицом,
исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а
протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства дей­
ствия.

Наши рекомендации