Профессионально-образовательного процесса

Основные задачи мониторинга:

• отслеживание трудностей, непонимания, пре­пятствий, возникающих при усвоении нового учеб­ного материала;

• создание реального механизма управления про­фессионально-образовательным процессом;

• получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности;

• индивидуализация педагогом своей деятельности;

• обнаружение и фиксация непредсказуемых, не­ожиданных отклонений в профессионально-образо­вательном процессе.

Решение этих задач на основе традиционной оценки образовательного процесса, базирующейся на определении показателей сформированности зна-ний, умений и навыков, а в отдельных случаях — на диагностике психического развития, затруднено. Ко­нечно, по результатам многолетних оценок информация такого рода имеется и на ее основе вносятся коррективы и в содержание образования, и в техно­логии обучения. Но оперативное отслеживание и корректировка образовательного процесса возмож­ны только на основе мониторинга.

Способы осуществления мониторинга професси­онально-образовательного процесса можно разде­лить на две группы:

• способы сбора информации, регистрации со­стояния текущих процессов;

• способы учета полученных данных при приня­тии управленческих решений и регуляции образова­тельного процесса1.

Сбор информации осуществляется с учетом структуры профессионально-образовательного про­цесса:

• учебно-познавательной и профессионально ориентированной мотивации;

• обобщенных способов выполнения учебных и профессиональных действий при решении учебных задач;

• оценки уровня развития познавательных и учеб­но-профессиональных способностей обучаемых.

Мониторинг мотивации учения может быть до­статочно успешно осуществлен с помощью метода наблюдения. Наблюдая за деятельностью обучаемых в различных учебно-профессиональных ситуациях, анализируя их отношение к учебе и будущей профес­сии, оценивая их достижения, педагог делает заклю­чение об уровне выраженности у обучаемых позитивной мотивации. В отдельных случаях целесообразно использование специальных методик, направленных на диагностику мотивов учения.

Следующим моментом мониторинга является от­слеживание процесса формирования обобщенных способов учебно-профессиональных действий. Пе­дагог оценивает уровень их выраженности, система­тически анализируя организацию учебного (рабоче­го) места, планирование выполнения учебно-про­фессиональных заданий, методику работы с учеб­но-технологической документацией, соблюдение правил техники безопасности при работе.

Важной частью мониторинга является оценка уровня развития познавательных и учебно-професси­ональных способностей обучаемых. Для отслежива­ния уровня их выраженности целесообразно исполь­зование фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения учебно-профессиональных задач.

Отрефлексированные в мониторинге уровни вы­раженности компонентов профессионально-образо­вательного процесса отражаются в специальном бланке (табл. 26). Помимо уровней выраженности структурных компонентов обучения, в бланке указы­ваются его организационные формы и технологии осуществления мониторинга.

Таблица 26

Регистрационный бланк мониторинга профессионально-образовательного процесса

Учебная профессия, специальность Учебный предмет Ф. И. О. учащегося Группа №
            Время проведения мониторинга
           
Темы занятий:
Учебное задание: Коли­чество часов Число членов группы
Формы организации профессионально-образовательной дея­тельности: фо[]бо[]ио[] ФО — фронтальная (кооперативная) организация БО- бригадная (групповая) организация ИО – индивидуальная (самоуправляемая) организация
Структурные компоненты обучения Технологии мониторинга Уровни выраженности компонентов обучения
        I II III IY V
1. Мотивация 1.1. Учебно-позна­вательные мотивы 1.2. Профессиональ­но ориентирован­ная мотивация   Наблюдение, опрос­ные методы   Экспликация, анализ результатов учеб­но-профессиональ­ной деятельности          
2. Способы выполне­ния учебно-професси­ональных действий 2.1. Обобщенные способы учебных действий 2.2. Обобщенные способы професси­ональных действий 2.3. Способы узко­профессиональных действий   2.4. Способы самоконтроля     Наблюдение, эксплицирование   Наблюдение, метод тестовых ситуаций, анализ результатов деятельности Наблюдение, метод тестовых ситуаций, анализ результатов выполнения практи­ческих заданий То же          
3. Развитие познава­тельных и учеб­но-профессиональ­ных способностей 3.1. Познаватель­ные способности 3.2. Учебно-про­фессиональные способности 3.3. Профессиональ­ные способности (ключеые квалифи­кации) 3.4. Специальные (квалификацион­ные) способности 3.5. Учебно-про­фессиональная самостоятельность     Наблюдение, тести­рование (эксп­ресс-диагностика) То же     То же   То же          
                       

Примечание. Уровни выраженности компонентов обучения:, I - не проявляется; II - выражен удовлетворительно; III - отчет­ливо выражен; IV - хороший уровень выраженности; V - высокий уровень выраженности.

Регистрационный бланк заполняется преподавателем в конце изучения раздела профессионально-образовательной программы, объединяющего несколько тем занятий. Мастер производственного обучения заполняет бланк после выполнения, комплексных работ, включающих несколько1 4-6-часовых занятий. В конце каждой четверти, семестра показатели регистрационных бланков' отражаются в итоговом индивидуальном профиле профессионально-образовательного процесса учащихся.

Результаты индивидуального мониторинга мо­гут быть сведены в таблицу, отражающую профиль профессионально-образовательного процесса по учебным предметам (производственному обуче­нию), а в отдельных случаях и по специальности. Для проведения этой процедуры каждому уровню выраженности присваиваются баллы от одного до пяти. Определяется среднеарифметический пока­затель, и строится профиль профессионально-об­разовательного процесса по учебному предмету или специальности, комплексу общепрофессиональ­ных и специальных дисциплин (табл. 27).

Данные мониторинга используются для совер­шенствования содержания образования, оценки эф­фективности применяемых образовательных техно­логий, определения узких мест в целостном профес­сионально-образовательном процессе.

Результаты мониторинга могут стать информа­ционной основой принятия управленческих реше­ний по улучшению профессионального образова­ния, аттестации профессионально-педагогических работников.

Мониторинг профессионального развития личности

Одной из главных целей личностно ориентиро­ванного образования является развитие обучаемо­го. Достижение этой цели возможно при условии отчетливо выраженной потребности личности в самоизменении, саморазвитии. Потребность в развитии себя как личности обусловливает в даль­нейшем продуктивное профессиональное станов­ление.

Таблица 27

Профиль профессионально-образовательного процесса по учебному предмету (специальности)

Структурные компоненты обучения   Уровни выраженности компонентов обучения  
1. Мотивация 1.1. Учебно-познавательные мотивы 1.2. Профессионально ориентиро­ванная мотивация 2. Способы выполнения учебно-про­фессиональных действий 2.1. Обобщенные способы учебных действий 2.2. Обобщенные способы профес­сиональных действий 2.3. Способы узкопрофессиональ­ных действий 2.4. Способы самоконтроля I     II III IY
3. Развитие познавательных и учеб­но-профессиональных способностей 3.1. Познавательные способности 3.2. Учебно-профессиональные способности 3.3. Профессиональные способно­сти (ключевые квалификации) 3.4. Специальные (квалификаци­онные) способности 3.5. Учебно-профессиональная са­мостоятельность        

Примечание. Уровни выраженности компонентов обучения: I уровень (до 2 баллов) — низкий; II уровень (2—3 балла) — удов­летворительный; IIIуровень (3—4 балла) — хороший; IV уровень (4-5 баллов) - высокий.

Л. М. Митина, анализируя взаимосвязь личност­ного и профессионального развития, отмечает, что они неотделимы: в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способ­ность личности превращать собственную жизнедея­тельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации1.

Можно сказать, что личностное развитие явля­ется фактором, инициирующим профессиональ­ное становление обучаемого и специалиста. На раз­ных стадиях их становления профессиональное развитие детерминируется различными противоре­чиями.

На стадии профессионального образования дви­жущей силой профессионального развития является противоречие между требованиями этого вида обра­зования и уровнем личностного и профессионально­го развития обучаемого. Разрешение противоречия приводит к развитию познавательных и профессио­нальных способностей, повышению социально-про­фессиональной компетентности.

На следующей стадии профессиональной адапта­ции профессиональное развитие детерминируется противоречием между требованиями новой для лич­ности социально-профессиональной ситуации: про­фессиональной деятельности, новой роли, трудового коллектива — и уровнем социально-профессиональ­ной квалификации и компетентности. Его разреше­ние происходит в процессе психологической пере­стройки личности и выражается в профессиональ­ном самоопределении, нахождении личностного смысла в выполняемой работе, а также в приобрете­нии профессионального опыта.

На стадии профессионализации основным явля­ется противоречие между «Я»-действующим и «Я»-отраженным в профессии, обусловленное по­требностью специалиста в развитии карьеры. Разре­шение этого противоречия возможно в процессе про­движения по квалификационным ступеням профес­сии и выработки индивидуального стиля деятельно­сти. В противном случае наступает стадия професси­ональной стагнации.

Переход на стадию профессионального мастерст­ва происходит в процессе разрешения противоречия между потребностью личности в самореализации в профессии и профессионально-психологическим содержанием и технологическими возможностями профессиональной деятельности. Здесь отчетливо обнаруживается противоречие между «Я - професси­ональным и «Я -потенциальным. Его разрешение возможно путем самоактуализации личности, обу­словливающей ее переход на креативный уровень выполнения деятельности и проявление акмеологического стиля в профессии и профессиональном сооб­ществе. Другой способ разрешения этого противоре­чия — вторичная стагнация на основе высококвали­фицированного выполнения профессиональной дея­тельности.

Таким образом, на начальных стадиях профессио­нального становления его движущими силами высту­пают противоречия между внешними и внутренними факторами, на последующих стадиях — внутренние противоречия личности специалиста, профессионала. К внешним факторам, инициирующим профес-сиональное становление, относятся социально-экономические условия, содержание и технологии выполнения деятельности, система стимулирования развития.

На стадии профессионального образования в ка­честве такой системы стимулирования может высту­пать система оценки учебных достижений и уровня развития обучаемых, на стадии профессиональной адаптации — оценки уровня квалификации.

В свете темы главы представляется обоснованным рассмотрение возможностей мониторинга профес­сионального развития обучаемых и молодых специа­листов.

За основу проектирования мониторинга профес­сионального развития целесообразно взять четырех-компонентную профессионально обусловленную структуру личности (см. табл. 17). Очевидно, что для определения социально-психологических и психо­физиологических характеристик личности оправда­но применение разного рода психодиагностических средств, установление же уровня выраженности клю­чевых квалификаций осуществляется посредством мониторинга. В зависимости от характера профессии (специальности) проектируется профессионально обусловленная структура личности, на основе кото­рой методом экспертной оценки определяются 5—7 наиболее значимых ключевых квалификаций. Эти ключевые квалификации и подвергаются мони­торингу в течение длительного времени (семестр, учебный год, первые два-три года работы на пред­приятии, в организации).

В учебных заведениях мониторинг профессиона­льного развития осуществляют преподаватели обще­профессиональных и специальных дисциплин, а так­же мастера производственного обучения. В отдель­ных случаях к проведению мониторинга могут при­влекаться специалисты психологической службы учебного заведения. Мониторинг профессионально­го развития молодых специалистов могут осуществ­лять непосредственно руководители предприятий и организаций под руководством психологов отделов развития персонала.

Рассмотрим процедуру мониторинга на приме­ре профессии ремесленника. Анализ литературы и экспертная оценка позволили определить следую­щие шесть ключевых квалификаций: конвенцио-нальность, поливалентную профессиональную компетентность, социально-коммуникативную ком­петентность, сверхнормативную профессиональную активность, креативность и ручную умелость. Уров­ни выраженности этих ключевых квалификаций от­ражаются в бланке (табл. 28).

На основе фиксации уровня выраженности клю­чевых квалификаций в регистрационном бланке строится профиль профессионального развития обу­чаемого или молодого специалиста. Наглядно мони­торинг развития ключевых квалификаций представ­лен на рис. 14.

Результаты мониторинга профессионального раз­вития, обобщенные в профиле ключевых квалифика­ций, представляют уникальный материал по онтоге­нетической истории профессионального становле­ния личности. Осмысление и принятие результатов мониторинга профессионального развития побужда­ют личность к саморазвитию, самоизменению. Внешняя информация о достоинствах и недостатках субъекта профессионального развития интериоризи-руется и перерастает в саморегуляцию. В результате возникает самомониторинг. Мониторинг может стать основой для совершенствования профессионально-об­разовательных программ, поиска инновационных тех­нологий обучения, стимулирования личностного и профессионального развития обучаемых. Данные мо­ниторинга могут быть полезны специалистам отделов развития персонала при профессиональном консуль­тировании молодых специалистов и планировании их профессионального роста и карьеры. Наконец, резуль­таты мониторинга могут быть использованы при выра­ботке и принятии управленческих решений.

Таблица 28

Бланк ключевых квалификаций

Профессия: ремесленник

Специальность: столяр

Учебная дисциплина: производственное обучение

Ф.И.О.___________

Группа №_____________

Время проведения мониторинга_____________


Ключевые квалификации   Технологии мониторинга   Уровни выраженности  
A B C D
1. Конвенцио-нальность 2. Поливалент­ная профессио­нальная компе­тентность 3. Социаль­но-коммуника­тивная компе­тентность 4. Сверхнорма­тивная профес­сиональная ак­тивность 5. Креативность 6. Ручная уме­лость Анкетирование, беседа, ин­тервью   Метод тестовых ситуаций, тес­тирование ком­петентности   Тестирование, наблюдение     Метод критиче­ских ситуаций   Тоже Тестирование, метод критиче-ских ситуаций        

Примечание. Уровни выраженности: А - репродуктивный; B- рефлексивный; С - эвристический; D -креативный.

Профессия Учебная дисциплина Время проведения мониторинга Ф.И.О.
Группа№

Рис. 14. Профиль ключевых квалификаций обучаемого: А - репродуктивный уровень; В - рефлексивный; С - эвристический; D - креативный; --------реальный профиль; ------прогнозируемый профиль

Мы рассмотрели мониторинг профессионального развития личности на стадиях профессионального об­разования и профессиональной адаптации молодых специалистов. На последующих стадиях становления актуальным является личностно ориентированное профессиональное самосовершенствование человека.

Профессиональное самосовершенствование представляет собой самостоятельный вид внутрен­ней активности личности, направленной на повыше­ние квалификации, профессиональный рост и развитие карьеры. Важное значение в инициировании этой профессиональной активности принадлежит мотивации достижений и успеха, а также актуализации профессионально-психологического потенциала специалиста.

В стимулировании профессионального самосо­вершенствования положительную роль может играть экспертный мониторинг профессионализации персо­нала, который предполагает:

• разработку диагностических и экспертных про­цедур социально-психологического анализа и про­гнозирования труда, выполняемого персоналом, оценку профессиональной компетентности кадров и содействие им в выработке стратегии продуктивного развития субъектов труда;

• создание и использование личностно ориенти­рованных технологий развития творческого потен­циала и профессионально важных качеств персона­ла, ключевых квалификаций, необходимых для эф­фективного труда;

• разработку социально-психологических основ подбора, расстановки кадров, их профессионального становления и подготовки, а также методики оценки уровня профессиональной компетентности в соот­ветствии с выработанными критериями и показате­лями;

• выявление общих социально-психологических закономерностей профессионального развития пер­сонала и учет конкретных результатов его професси­онализации, а также разработку научно-практиче­ских рекомендаций по диагностике, аттестации и эк­спертизе1.

Экспертный мониторинг является информацион­ной основой психологического сопровождения профес­сионального становления человека. Под психологи­ческим сопровождением понимают непрерывный процесс изучения и анализа, развития и коррекции субъектов труда. Оно осуществляется в рамках лич­ностно ориентированных технологий профессионального становления для наиболее полной реализации творческого потенциала человека, поддержания его комфортного психического состояния и достижения наивысшей продуктивности деятельности.

Стадия профессионализации охватывает в потен­циальном плане наиболее продуктивный возрастной период человека - зрелость. Акмеологическое1 сопро­вождение профессионала не только обусловливает повышение его профессионализма, но и создает условия для самоактуализации личности и полно­ценной реализации в профессии.

Таким образом, мониторинг является эффектив­ной технологией, обусловливающей профессиональ­ное развитие и саморазвитие личности. Его результа­ты выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры специалистов.

Раздел VI

Наши рекомендации