Тема № 1. Предмет, объект и структура клинической психологии, история ее зарождения и становления. Практические задачи и функции клинических психологов

Москва - 2009

СОДЕРЖАНИЕ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса - сформировать у обучаемых общие теоретические знания об основах нейропсихологических и патопсихологических нарушений функционирования психики человека, готовность использовать достижения психологической науки в практической деятельности, умение использовать методологическую базу при проведении комплексных психологических исследований и разработки предложений руководителям и отдельным гражданам по использованию психологических механизмов поддержания, восстановления и укрепления психического здоровья человека.

2. Задачи курса:

- сформировать целостное представление о строении, нарушениях и возможностях восстановления деятельности психики человека с точки зрения клинического подхода;

- выработать умения и навыки по исследованию актуального состояния психического и соматического здоровья, его оценке и прогнозированию развития;

- дать обучаемым практику самостоятельной постановки исследовательских задач и их решения на основе использования методов клинической психологии;

- привить навыки и умения практического применения полученных знаний по изучаемым в курсе проблемам в целях решения задач психологического обеспечения поддержания, восстановления и укрепления здоровья человека.

Место курса в подготовке специалиста.

Дисциплина базируется на теоретико-методологических основах и историческом опыте науки, осваиваемых студентами при изучении дисциплин «Общая психология», «Анатомия и физиология ЦНС», «Физиология ВНД», «Психофизиология».

Дисциплина «Клиническая психология» является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки по специальности «Психология» согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Она предназначена для вооружения студентов системой теоретических знаний, практических навыков и умений, анализа и диагностики психологических явлений и процессов, поддержания и восстановления психического здоровья человека. Дисциплина является одним из основных предметов, закладывающих основу для работы психолога по исследованию и поддержанию здоровья людей. В ее содержание входят методологические основы и методики изучения протекания основных психических процессов, закономерностей и механизмов возникновения и распада психики человека и его психического здоровья.

Сформированные умения и навыки используются в ходе дальнейшего обучения по дисциплинам «Психотерапия», «Психологическое консультирование», «Психологическая реабилитация».

Требования к уровню усвоения содержания курса.

Обучаемый, изучивший данный курс, должен

иметь представление:

- о теоретическом и эмпирическом знании в области клинической психологии;

- о системе методов изучения состояния психического здоровья человека на психическом и соматическом уровнях;

- о психологических средствах и способах диагностики и восстановления здоровья человека;

знать:

- основные методы экспериментально-психологического исследования больных людей;

- методы получения, обработки и описания эмпирических данных об актуальном состоянии психического здоровья человека;

- приемы психотерапевтической работы;

- прикладные аспекты деятельности клинических психологов в сфере диагностики, экспертизы и восстановления высших психических функций;

уметь:

- самостоятельно проводить и применять результаты медико-психологического исследования для решения широкого круга общепсихологических проблем;

- использовать прикладные аспекты клинической медицинской психологии в практической деятельности психолога;

иметь опыт (навык):

- использования психотехнических приемов в исследовательской и практической работе с людьми по поддержанию и укреплению их психического здоровья;

- проведения нейропсихологического и патопсихологического исследования нейро-, патопсихологических нарушений психики человека, психотерапевтической и психокоррекционной работы;

- анализа и представления результатов психологического исследования в области оценки и прогнозирования состояния психического здоровья людей.

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Наименование разделов и тем Всего учебных занятий (час) Аудиторные занятия: (час) Самостоятельная работа (час)
всего лекции семинары практические занятия зачет с оценкой
5 семестр
Тема № 1. Предмет, объект и структура клинической психологии, история ее зарождения и становления. Практические задачи и функции клинических психологов.      
Тема № 2. Базовые категории теоретического аппарата клинической психологии.    
Тема № 3. Нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы.      
Тема № 4. Проблема мозговой организации высших психических функций. Пути и методы восстановления высших психических функций.    
Тема № 5. Сенсорные и гностические нарушения зрительной, кожно-кинестетической и слуховой систем.    
Тема № 6. Нарушения произвольных движений и действий.    
Тема № 7. Нарушения речи и памяти.    
Тема № 8. Нарушения восприятия. Феноменология и психологические механизмы симптомо-образования.    
Тема № 9. Патопсихология: предмет, научные основы, актуальные проблемы. Методы патопсихологической диагностики.      
Тема № 10. Патология мышления и эмоционально-волевой сферы.    
Тема № 11. Нарушения сознания и самосознания.    
Тема № 12. Личность, ее изменения и аномалии. Психопатология.    
Тема № 13. Мозг и психика. Душа и тело. Проблема взаимодействия биологического и социального    
Тема № 14. Психологическое консультирование, коррекция и психотерапия.      
Итого за 5 семестр:  
Всего по дисциплине:  
Экзамен по дисциплине              

Тема № 1. Предмет, объект и структура клинической психологии, история ее зарождения и становления. Практические задачи и функции клинических психологов.

Зарождение и развитие «Клинической психологии» как области профессиональной деятельности психологов. Древность и молодость этой области психологии. Факторы, детерминирующие интенсивность развития современной клинической психологии. Усиление роли нервно-психических факторов в возникновении болезней. Дефиниции, отражающие различные аспекты клинической психологии. Социальная значимость, гуманитарные цели и задачи клинической психологии. Направленность клинической психологии. Объект клинической психологии. Психопрофилактика и задачи здравоохранения: лечение больных людей и предупреждение заболеваний, укрепление здоровья. Усиление роли психологии в профилактике заболеваний. Превентивные задачи клинической психологии на всех трех этапах профилактики .

Наши рекомендации