Оценка выполнения заданий С1, С3
СТРУКТУРА ТЕСТА ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Экзаменационная работа имеет следующую структуру. Работа состоит из 3 частей.
Задания части 1 предполагают анализ текста эпического или драматического, (или лироэпического) произведения. Эта часть включает в себя 7 заданий с кратким ответом (В1-В7), требующих написания слова или сочетания слов, и 2 задания (С1, С2) с развёрнутым ответом в объеме 5-10 предложений.
С1 – развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике, проблематике и других особенностях произведения. Например, чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?
С2 - включение анализируемого произведения в литературный контекст: обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанному в задании аспекту сопоставления. Например, в каких произведениях русской классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных эпох и в чём эти произведения можно сопоставить с «Вишнёвым садом»? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов.)
Задания части 2 предполагают анализ лирического произведения (стихотворения или лирической поэмы). Эта часть включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В8-В12) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (С3, С4).
С3 – развернутое рассуждение о содержательной основе произведения (сюжет, тематика, образы и др.), об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста). Например, как в стихотворении Ф.И. Тютчева «Полдень» выражена мысль поэта об одушевлённости природы?
С4 – включение анализируемого произведения в литературный контекст (аналогично заданию С2). Например, кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чём стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов? (Приведите 2-3 примера.)
Задание части 3 (С5) предполагает создание полноформатного связного высказывания на литературную тему, формулируется в виде проблемного вопроса (экзаменуемому предоставляется на выбор три темы). Например:
С5.1. Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина«Капитанская дочка»?
С5. 2. Какую роль в судьбе Родиона Раскольникова сыграл следователь Порфирий Петрович? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
С5.3. В чём проявляется сложность, драматизм внутреннего мира лирической героини М.И. Цветаевой?
Предложенная комбинация заданий призвана выявить уровень сформированности у выпускников основных групп учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих и коммуникативно-речевых.
В каждом варианте экзаменационной работы задания части 3 соответствуют трём содержательным блокам:
1. Древнерусская литература, литература XVIII в. и первой половины XIX в.
2. Литература второй половины XIX – начала XX вв.
3. Литература XX в.
Структура теста ЕГЭ по литературе
Часть 1
(анализ текста эпического или драматического, (или лироэпического) произведения)
7 заданий с кратким ответом:
В1 ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (реализм, сентиментализм, романтизм и др.)
В2 ЖАНР
В3 СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ и КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
В4 СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ и ИХ СУДЬБОЙ
В5 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СРЕДСТВО
В6 ПРИЁМЫ
В7 ПРИЁМЫ
Итого: 7 баллов
С1 –задания с развернутым ответом ограниченного объема (5-10) предложений. Развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике, проблематике и других особенностях произведения – 3 балла
С2– включение анализируемого произведения в литературный контекст: обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанному в задании аспекту сопоставления - 3 балла
Часть 2
( анализ лирического произведения)
5 заданий с кратким ответом:
В8 ТЕЧЕНИЕ, НАПРАВЛЕНИЕ
В9 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
В10 ПРИЁМЫ
В11 ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА С ВЫБОРОМ ОТВЕТА
В12СТИХОТВОРНЫЙ РАМЕР
Итого: 5 баллов
С3 –задания с развернутым ответом ограниченного объема (5-10) предложений. Развернутое рассуждение о содержательной основе произведения (сюжет, тематика, образы и др.), об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста – 3 балла
С4–– включение анализируемого произведения в литературный контекст (аналогично заданию С2) - 3 балла
Часть 3
Создание полноформатного связного высказывания на литературную тему. Полный развернутый ответ на проблемный вопрос, опираясь на: литературные произведения, позицию автора, собственное видение проблемы, теоретико-литературные знания
Объём не менее 200 слов.
15 баллов
Итоговый балл: 39 баллов
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЯ
Оценка выполнения заданий С1, С3
Развернутый ответ ограниченного объема (5-10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме.
1.Точность и полнота ответа | Баллы |
а) экзаменуемый обнаруживает понимание сути вопроса, опирается на позицию автора произведения; аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы; опирается на художественный текст, не подменяя его анализа пересказом; фактические ошибки в ответе отсутствуют; | |
б) экзаменуемый понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа на вопрос; и (или) не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения; и (или) неубедительно обосновывает свои тезисы; и (или) частично подменяет анализ текста его пересказом; и (или) допускает 2 фактические ошибки; | |
в) экзаменуемый упрощённо понимает вопрос и не учитывает позиции автора, давая искажённое толкование проблематики произведения; и / или рассуждает поверхностно, не подкрепляя своих тезисов необходимыми аргументами, частично подменяя анализ текста его пересказом; и / или допускает 2 фактические ошибки; | |
г) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос; и (или) подменяет анализ пересказом текста; и (или) допускает 3 фактические ошибки и более. | |
2. Следование нормам речи | |
а) допущено не более 1-й речевой ошибки; | |
б) допущено более 1-й речевой ошибки | |
Максимальный балл |