Новообразование возраста

Тема 8 Ранняя юность

1. Особенности психического развития

2. Новообразование возраста и развитие самосознания.

Юношеский возраст— период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Юношеский возраст определяется как 17—21 год — для юношей и 16—20 лет — для девушек. В отечественной науке возраст 15—17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В юношеском возрасте завершается физи­ческое развитие организма, заканчивается половое созре­вание, приходит в гармоническое соответствие сердечно­сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчи­ваются формирование и функциональное развитие тканей и органов. Развитие психических процессов: развитие интеллекта и познавательных функций имеет колл-ую и кач-ую сторону. Развитие абстрактно-логического мышления Юноши готовы часами спорить об отвлеченном предмете и это является новой стадией интеллекта. Склонность к а-л мышлению у мал, но дев. лучше учатся. Познавательноые процессы у дев. менее определенны и привалируют художественного-гуманитарные интересы. над естественно – научными. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей. Креативное (творческое ) мышление.

Особенности психического развития в юно­шеском возрасте связаны со спецификой со­циальной ситуации развития. Суть в том, что общество ставит перед молодым человеком задачу осуществить профессиональное самоопределе­ние. Не только во внутреннем плане в виде меч­ты, кем-то стать в будущем, а в плане реального выбо­ра. Этот выбор осуществляется дважды: первый раз — в IX классе, когда школьник выбирает форму за­вершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум и т. п.) либо же отказывается от про­должения образования; второй — в XI классе, когда пла­нируются пути получения высшего образования или не­посредственного включения в трудовую жизнь. Но, если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказыва­ются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка; школа также не оказывает ученику решающей помощи — отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологи­ческих и профконсультационных услуг. Задача выбора будущей профессии не может быть успеш­но решена без решения более широкой задачи лич­ностного самоопределения. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от под­росткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему: если подросток смот­рит на будущее с позиции настоящего, то старший школь­ник смотрит на настоящее с позиции будущего.

Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуаль­ными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной. Спецификой возраста является бы­строе развитие специальных способностей, связанных с выбираемой профессиональной облас­тью.

Новообразование возраста.

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания В юности от­крытие себя как неповторимой индивидуальности связано с открытием социального мира. Главным новообразованиемранней юности является готов­ность (способность) к личностному и жизненному самоопре­делению (Дубровина И. В., 1989).

Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представле­нию об идентичности — понятию, наиболее часто встреча­ющемуся при описании этого возраста зарубежными ис­следователями. Известнейший американский психолог Э. Эриксон, который ввел в обиход это понятие. Он понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (пре­емственность личности во времени). Идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я независимо от изменения ситуации. Юность Э. Эриксон связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каж­дый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым со­вершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен опреде­лить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обострен­ного чувства ожидают от него другие». (Эриксон Э., 1996, с. 33-34).

Перед подростком, который обрел способность к обобще­нию, а затем и перед юношей встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне (дочери), друге, рассказчике и т. д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проециро­вать в будущее. Если молодой человек успешно справляет­ся с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спу­танная идентичность». Часто «спутанная идентичность» бы­вает результатом трудного детства или тяжелого быта. Симп­томы путаницы ролей, неуверенность в понимании того, кто он такой, нередко наблюдаются у несовершеннолетних правонарушителей. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную рас­пущенность, очень часто обладают фрагментарным пред­ставлением о своей личности и свои беспорядочные поло­вые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уров­нем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители, друзья и др. По мне­нию Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности луч­ше даже идентифицировать себя с хиппи, с малолетним преступником, чем вообще не обрести своего Я, своей идентичности.

Наши рекомендации