Психология коммуникативной деятельности следователя

Успех расследования в значительной мере определяется взаимодей­ствием следователя с участвующими в деле лицами подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, свидетелем и др. (в билете речь пойдет только о следователе). При этом используется самая разнообразная информация: смысл и значение речевых сообщений, речевые интонации, жесты, мимика, пантомимика (поза), внешний облик, эмоционально-ситуативные реакции, возникают определен­ные психологические феномены межличностного восприятия:

идентификация — понимание и интерпретация человека посредством отождествления с ним;

социально-психологическая рефлексия — интерпретация человека посредством размышлений о нем;

эмпатия — понимание человека посредством эмоционального чувствования, сопереживания его состояний;

стереотипизация — оценка человека посред­ством распространения на него качеств, присущих определенной со­циальной группе.

Психическое состояние следователя обусловлено его социально-ро­левым статусом, личностно-профессиональными качествами, информа­ционной вооруженностью по данному уголовному делу, уверенностью в способах достижения целей, ситуативными воздействиями, повышенным уровенем психической активности.

Одним из существенных факторов, ориентирующих тактику сле­дователя, является как можно более раннее выявление мотива дея­ния, совершенного данным лицом. Мотивы поведения служат пока­зателем общей направленности личности, проявлением ее базовых ценностей. Так, более жесткая позиция необходима в отношении лиц, обвиняемых в умышленном убийстве, систематически пьянствующих, крайне жестоких и циничных.

Взаимодействуя с отдельными участниками преступной группы, следователь должен учитывать и нейтрализовывать их ложную пози­цию «защищенности группой» («не один я»).

Следователь должен учитывать, что как направленность восприя­тия, так и его содержание определяются оценочной позицией воспри­нимающего лица, уровнем его психического, интеллек-го и нравственного развития.

Коммуника­тивный контакт (в судебной литературе «психологический контакт») — это взаимоактивизация общения с целью дальнейшего его развития. Установление коммуникативного контакта обусловлено психичес­ким состоянием контактирующих лиц, их психической адаптацией к обстановке общения и к личности партнера по общению. Основой установления коммуникативного контакта является актуализация эмоционально значимого предмета общения, вызывающего психичес­кую активность общающихся лиц.

В позиции отдельных следователей также могут преобладать отри­цательные установки — крайне негативное отношение к антисоци­альной личности подозреваемого (обвиняемого) и связанные с этим высокомерие, надменность, чувство превосходства и т.п. Профессиональным качеством следователя является его способ­ность нейтрализовать свое эмоционально-негативное отношение к подозреваемому (обвиняемому).

При вступлении в общение следователь должен определить психи­ческое состояние допрашиваемого, используя для этого зондирующие коммуникативные действия нейтрального содержания, Здесь можно выделить два крайних вида психических состояний: резко возбужденное эмоционально отрицательное (гнев, возмущенность и т.п.) и депрессив­но-подавленное (печаль, тоска, уныние и т.п.). Дальнейшее поведение следователя должно строиться с учетом этих состояний.

Установлению коммуникативного контакта содействует все то, что снижает уровень отрицательных психических состояний. Контакт создается не на базе житейских мелочей, а на основе информации, способной выз­вать оптимальный очаг возбуждения. У каждого подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля имеются свои животрепещущие проблемы, жгучие вопросы, концент­рирующиеся вокруг расследуемого дела. Свои контакты со следователем они планируют, основываясь на собственном отношении к событию преступления. Задача следователя — с самого начала опираться на положитель­ные социальные связи данной личности, усиливать эти связи, про­буждать гражданственность. Поэтому лучше всего найти в «истории развития» данной личности значительные события, связанные с ее са­мореализацией, и начать общение, опираясь на эти события. Но это должно быть не заигрывание и отыскивание каких-либо общих интересов. Допрашиваемые лица должны увидеть в сле­дователе честного, принципиального, культурного, знающего свое дело человека.

Вся система коммуникативных контактов должна строиться на положительных проявлениях личности, на справедливом и гуман­ном отношении к личности подследственного. Наиболее значимым моментом для установления контакта явля­ется доступное и убедительное разъяснение юридических прав и обя­занностей данного участника уголовного дела. Следователь с самого начала расследова­ния должен выступать как защитник закона, в том числе и всех, без ис­ключения, прав обвиняемого, подозреваемого и других участвующих в деле лиц. Особенно значимо для подозреваемых (обвиняемых) разъяс­нение следователем отдельных положений закона, раскрытие тех пре­имуществ, которыми они могут воспользоваться. Следователь должен проявить себя не как преследующее лицо, а как лицо, призванное по­мочь другому, пусть даже оступившемуся человеку.

Поведение подозреваемого (обвиняемого) во многом зависит от по­ведения следователя. И если следователь внимательно отнесся к нуждам зависимого от него человека, проявил себя как достойный гражданин, с ним всегда захотят установить контакт, взаимодействовать.

Возможны ситуации следственного общения в условиях противодействия, которые называют конфликтными ситуациями. Это столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельных индивидов, в межличностных отношениях ин­дивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмо­циональными переживаниями. При этом каждая конфликтующая сторона стремится нанести ущерб другой.

Задача следовате­ля — преодолеть даже временно возникшие конфликтные ситуации и в любом случае достигнуть цели расследования — установить истину происшедшего события. При этом недопустимо психическое насилие. Запрещается домогательство показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. От насилия следует отличать правомерные приемы психического воздействия.

Прием психического воздействия — это воздействие путем создания такой ситуации, в которой обнаруживается скрываемая информация. Так тактически целенаправленная система вопросов может выявить, поми­мо желания допрашиваемого, такие факты и детали, которые известны: только лицу, причастному к совершению преступления.

Все приемы, основанные на эффекте блокировки возможных ук­лонений допрашиваемого от дачи правдивых показаний, являются правомерными, в том числе при использовании отрицательных проявлений личности (пример: жене показывают фотографии ее мужа с любовницей, для получения показаний). Следователь, предвидя возможные направления ук­лонений, заранее «блокирует» их, демонстрируя их бесперспектив­ность и тем самым побуждает к даче правдивых показаний.

Психическим воздействием обладает даже последовательность вопросов. В тех случаях когда они хронологически ассоциируются с подлинными событиями, возникает впечатление широкой осведомленности следователя о них. Но даже одиночные, имеющие самостоятельное значение вопро­сы должны быть всесторонне осмыслены следователем как фактор психического воздействия.

Судебная психология рекомендует ряд приемов правомерного пси­хического воздействия:

ознакомление лица с системой имеющих­ся доказательств, раскрытие их юридического значения, убеждение в бесполезности противодействия;

разъяснение преимуществ чистосердечного раскаяния;

создание у допрашиваемого лица субъективных представлений об объеме доказательств, оставление его в неведении относительно фак­тически имеющегося объема доказательств;

исправление ошибочных представлений о неосведомленности сле­дователя;

создание условий для действий подследственного лица, ведущих к его разоблачению;

временное попустительство уловкам, совокупность которых может иметь разоблачающее значение;

система предъявления улик по возрастающей их значимости, вне­запное предъявление наиболее важных, изобличающих доказательств;

совершение следователем действий, допускающих их многознач­ное толкование.

Т.е. работать не хотят, хотят, чтобы все чистосердечно, чистоконкретно раскаялись. J

Следователь постоянно должен учитывать, какой информацией о ходе следствия располагает подозреваемый (обвиняемый), каким об­разом он ее переосмысливает и какие действия в связи с этим может предпринять.

Прием «захват врасплох». Анализ практики показывает, что получаемые при «захвате врасплох» ответы редко бывают связаны с непроизвольной «выдачей» истины. Но подавляющем большинстве случаев такая «вне­запность» не продвигает следователя по пути познания истины, но очень часто ведет к нарушению коммуникативного контакта. Одним из действенных средств психического воздействия на про­тиводействующее следствию лицо является демонстрация возможно­стей объективного установления скрываемых обстоятельств вне за­висимости от его показаний.

Большое психическое воздействие оказывает предъявление веще­ственных доказательств и раскрытие перед подследственным лицом их разоблачающего значения, возможностей судебной экспетизы. Так, предъявление обуви и одежды убитого эмоционально значимо для виновного и нейтрально для невиновного. Однако роль эмоциональных реакций в расследовании не следует преувеличивать.

Одним из средств правомерного психического воздействия явля­ется постановка перед подследственным лицом мыслительных задач, связанных с логикой расследуемого события. Повышенная психическая активность подозреваемого (обвиняе­мого) в случае причастности к преступлению может объясняться его информированностью относительно тех данных, которые неизвест­ны пока следователю, острым повторным переживанием отдельных эпизодов преступления.

Цель психического воздействия — преодолеть установку на противодействие, убедить противодействующее лицо в необходимо­сти дачи правдивых показаний. Приемы правомерного психического воздействия создают психо­логические условия, облегчающие противодействующему лицу пере­ход от лжи к правде.

Следователь должен выяснять истинные мотивы запирательства, гиб­ко преодолевать сложившуюся негативную позицию противодействую­щего лица, убеждать его в нецелесообразности избранной поведенчес­кой позиции, опираясь на положительные качества личности, всячески укреплять их. Не сломить волю подследственного, а трансформировать «злую волю» в «добрую» — такова психологическая сверхзадача следователя в ситуациях противодействия.

Следователь должен пресекать все, что может усилить отрицатель­ные мотивы поведения противодействующего лица: общение с другими противодействующими и с асоциально настроенными лицами, получе­ние нежелательной в следственно-тактическом отношении информации.

Все способы психического воздействия на проходящих по делу лиц должны быть правомерными. Использование каких бы то ни было приемов психического насилия является противоправным.

Следователь должен знать четкую грань между правомерными и не­правомерными приемами психического воздействия. Психическое воз­действие правомерно, если оно не ограничивает свободу волеизъявле­ния проходящего по делу лица. Все то, что ограничивает свободу волеизъ­явления подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, «подтягивает» их показания в желаемое русло ранее возникших установок сле­дователя, наносит ущерб раскрытию истины и является противозаконным. Тактический прием психического воздействия на лицо, проходя­щее по делу, правомерен, если при этом не нарушено ни одно из трех требований:

прием не основан на неосведомленности подозреваемого (обви­няемого) или иных лиц в правовых вопросах;

прием не унижает достоинства личности и не ограничивает свобо­ды её волеизъявления;

прием не влияет на позицию невиновного, не побуждает его к при­знанию несуществующей вины, к оговору невиновных, к даче лож­ных показаний.


Билет 9.

Наши рекомендации