Задание на находчивость и красноречие

Методические рекомендации

По подготовке студентов к интерактивному занятию

По дисциплине

«Культура речи и деловое общение»

Инновационное занятие (дискуссия) с использованием интерактивных технологий, описываемое в данной рекомендации, разработано для практического развития коммуникативных качеств речи и культуры современной профессиональной коммуникации, в усвоении закономерностей социально-психологического взаимодействия в процессе делового общения.

Тема дискуссии определена как «Методы деловых коммуникаций», поскольку охватывает практически все дидактические единицы дисциплины «Культура речи и деловое общение».

Цель занятия – содействие подготовке студентов как будуших специалистов к конструктивному и цивилизованному сотрудничеству с партнерами в профессиональной сфере. Успешное взаимодействие в современном мире возможно лишь при сочетании профессионализма с эффективной коммуникацией, соблюдающей этические и социально-психологические законы.

Задачи:

- определение коммуникативных качеств речи и ступеней овладения речевой культурой;

- формирование представлений о психологии общения, его видах, структуре и функциях;

- формирование умения анализировать и использовать стратегии и тактики ведения переговоров;

- овладение приемами и техниками делового общения:

- ознакомление с основами стратегий поведения в конфликтных ситуациях и методами снятия психологического напряжения;

- усвоение основных психологических механизмов группового взаимодействия;

- выявление общих этических принципов и нравственных характеристик делового общения.

Ход занятия:

Для дискуссии во время занятия предлагаются следующие задания

Задание 1

Сначала потренируйтесь все одновременно на своем месте, а затем каждый выходит и с помощью соответствующей мимики демонстрирует различные эмоции: злоба, презрение, любопытство, доброжелательность, удивление, скука, грусть, усталость, страдание, наслаждение и т.д. Выберите «чемпиона» группы.

Задание 2. «Имидж»

Продемонстрируйте вялую, сутулую походку или бодрую подтянутую, спортивную.

Задание 3

Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут сочините рассказ, все слова которого начинаются с этой буквы.

Задание 4. «Мой цвет»

Расскажите без предварительной подготовки участникам практикума о том, как вы чувствуете различные цвета, какие предпочитаете и почему?

Задание 5. «Импровизация с цветом»

Вспомните свой любимый цвет. В течение одной - двух минут составьте текст, убеждающий присутствующих, что этот цвет – лучший в мире!

Задание 6. «Их цвет»

Обратите внимание, какие цвета предпочитают хорошо знакомые вам люди. Как вы считаете, идут они им и не стоит ли сменить эти цвета на другие? Что бы вы могли посоветовать присутствующим (но не в форме критики, а в форме комплимента или пожелания), чтобы улучшить свой стиль и почему?

Задание 7. «Выкиньте свои проблемы». Ролевая игра

Большинство людей постоянно сталкиваются с различными проблемами производственного или личного характера. Вам предлагается решить проблемы сегодня.

Каждый участник формулирует такие проблемы и записывает свои проблемы на листке бумаги. Затем все комкают листки и выкидывают их в корзину. После того, как все бумажки собраны, образуйте группы из двух человек. По одному человеку из группы вынимают записки из корзины. Так у каждой группы появляется «вытянутая» проблема, группе дается 3-5 минут, чтобы записать и обсудить возможные ее решения.

Затем каждая группа излагает свою проблему и оглашает решения. Остальные участники игры могут сделать добавления по поводу новых предложений.

Задание 8. «Самозащита»

Представьте себя в эластичном, светлом коконе, который позволяет вам видеть и слышать все, что происходит вокруг, но не пропускает к вам негативные эмоции окружающих.

Представьте себе, что вас и вашего «врага» разделяет толстая стеклянная стена, которая, позволяя видеть и слышать, не пропускает к вам негативные биотоки.

Используйте такую методику в реальной ситуации самозащиты.

Задание 9. «Выборы»

Перед вами несколько персонажей: весельчак, «франт», неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете? Группа оценивает вашу находчивость и решает, удалось ли вам получить подпись или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество подписей, выигрывает.

Задание 10. «Язык без костей»

Задание на находчивость и красноречие

Вам предлагается составить импровизацию – завершенный логически фрагмент выступления (не более двух минут), куда органической частью включить предлагаемый материал (один из них).

А. Провал – это возможность начать снова, но более эффективно. Успех – это когда получаешь то, что хочешь. Счастье – это когда то, что ты получаешь, тебе нравится. Я не знаю ключа к успеху, но ключ к провалу заключается в попытке доставить удовольствие всем. (Генри Форд)

Б.Единственные настоящие поэты нашего времени служат в рекламных агентствах. (Теннеси Уильямс)

В.Тише едешь – дальше будешь.

Г.Желающего судьба ведет, а не желающего – тащит.

Д.Если единственный инструмент, которым вы располагаете, - это молоток, то многое вокруг покажется вам гвоздями. (Марк Твен)

Е.Большая удача вызывает много мелких неприятностей (японская пословица).

Ж.Не плыви по течению, не плыви против течения – плыви поперек течения, если хочешь достигнуть противоположного берега (китайская мудрость).

З.В кабинете врача:

- Больной! Вам несказанно повезло! У вас такая редкая и неизлечимая болезнь, от которой умирают девять больных из десяти! Но у меня от этой болезни уже умерли девять пациентов, вы – десятый.

Задание 11

Наши рекомендации