Обработка и интерпретация данных

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Учебно-методические рекомендации к курсу

для студентов, обучающихся по направлению «Психология» и

направлению «Клиническая психология»

Составитель: Чаликова О.С.

Екатеринбург, 2015

Введение

Психологическая диагностика является не только одной из фундаментальных областей психологической науки, но и важнейшей формой психологической практики, связанной с использованием разнообразных методов распознавания и оценки индивидуально-психологических особенностей человека, что находит свое отражение в ее социальной востребованности в широком спектре отраслей народного хозяйства. Использование психодиагностического инструментария выступает также в качестве неотъемлемой части организации психологического исследования, повышая его валидность и способствуя накоплению объективных фактов в области изучения психики. Вышесказанное подчеркивает необходимость объемного и многоаспектного знакомства будущих специалистов с методологией и методиками психологической диагностики в рамках профессионального обучения.

Курс «Практикум по психодиагностике» ориентирован на студентов, обучающихся по направлению Психология, и дополняет содержание базового курса Психодиагностика. Целью практикума является формирование базовых умений и навыков обращения с психодиагностическими методиками, которые впоследствии составят основу компетентности выпускника в данной области. Выбор методик, с одной стороны, обусловлен существующими в современной психологической диагностике традициями (существую тесты, с которыми профессиональный психолог просто должен быть знаком). С другой стороны, выбранные в данном курсе методики, являются типичными представителями различных диагностических групп, что позволяет перенести опыт работы с ними на аналогичный профессиональный инструментарий.

В результате прохождения практикума каждый студент составляет комплексный психологический портрет человека, которого он выбрал в качестве испытуемого. Предлагаемые методические рекомендации знакомят читателя с основными характеристиками предлагаемых методик и ориентируют в существующих подходах к интерпретации результатов.

Структура методических рекомендаций соответствует структуре читаемого курса и включает в себя 4 раздела: 1) методические аспекты психодиагностики; 2) когнитивные тесты; 3) тесты-опросники; 4) проективные методики. В первом разделе представлены ключевые аспекты психодиагностики как вида профессиональной деятельности. В последующих трех главах содержится характеристика основных тестовых методик, отмечаются их достоинства и ограничения, а также основные принципы обработки и анализа полученных данных.

Раздел 1. Методические аспекты психодиагностики

Психодиагностика как вид деятельности представляет собой научно обоснованную систему методов и приемов постановки психологического диагноза. Под психологическим диагнозом понимают конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, которые определяются диагностической задачей.

Психологический диагноз может существовать как минимум в двух вариантах: 1) клинико-психологический диагноз как выявление скрытых причин некоторого неблагополучия; 2) психологический портрет личности как описание индивидуально-психологических особенностей, включающих в себя и проблемные, и ресурсные качества. При изучении данной темы целесообразно обратить внимание на ступени развития психологического диагноза, определенные Л.С.Выготским.

Симптоматический (эмпирический) диагноз. Заключается в расшифровке тестовых показателей и направлен на выделение симптомов. Прогноз на данном этапе невозможен.

Этиологический диагноз. Обобщение полученных данных, выдвижение гипотез относительно структуры личности.

Типологический диагноз. Отбор существенных свойств личности, раскрытие внутренних связей между ними. Создается «теория исследуемой личности» или «рабочая модель случая». Только на данном этапе возможен прогноз.

Психологический диагноз направлен на решение психодиагностической задачи, которая определяется спецификой психодиагностических ситуаций. А.А.Бодалев и В.В.Столин выделяют следующие диагностические ситуации: 1) ситуация клиента (заказчик и испытуемый – одно лицо); 2) ситуация экспертизы (заказчик и испытуемый – разные люди).

Для понимания специфики диагностического процесса необходимо выделить его этапы. 1. Заказ и его уточнение.

Формулировка диагностической задачи. Определение параметров измерения.

Выбор и подготовка инструментария. Обеспечение стандартности условий.

Сбор данных: инструктирование и мотивирование испытуемых, контроль и поддержка.

Обработка и интерпретация данных.

Наши рекомендации