Задатки и способности. Единство приобретенного и врожденного в способностях

Задатки –особенности строения мозга, органов чувств и движений, выступающих в качестве природных предпосылок развития способностей

Диалектическая концепция способностей ( связь природного и приобретенного)

задатки:

1. Доминирование левого или правого полушария

2. Особенности строения органов чувств

3. Частные свойства нервной системы

Концепция наследственности способностей:

1. Выпуклости на черепе

2. Соотношение веса тела и мозга

3. Количество извилин

4. Вес мозга

Гальтон «Наследственность таланта…»

Концепция приобретенных способностей( у любого можно развить любые способности)

Способности. Уровни развития способностей.

Уровни способностей :

1. Репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, виды деятельности)

2. Творческий (обеспечивает создание нового, индивидуального)

Одаренность –сочетание способностей, создающих основу для отличного выполнения сложной деятельности

Талант –сочетание способностей, дающее возможность успешного и оригинального выполнения сложных задач (высокая степень одаренности)

Талант – пределы достижений эпохи

Гений – пути для будущих поколений

Развитие и формирование способностей

Всякая способность развивается в деятельности

Сензитивный период

Чем более специфичным является вид одаренности, тем чаще встречаются его ранние проявления

Ранее других проявляются :

Музыкальные способности à живопись, скульптура à литература à история à философия, естествознание

Мифы о способностях:

1. Нет неспособных детей, есть неспособные учителя

2. Для развития способностей нужна усиленная активность

3. Сила есть – ума не надо

4. Одаренные те, кто схватывает на лету, быстро соображает

Предмет возрастной и педагогической психологии. Понятие о движущих силах психического развития.

Как возрастная, так и педагогическая психология представляют собой отрасль психологии со своим собственным предметом исследования.

Предмет возрастной психологии: исследование (возрастных, психических) особенностей людей разного возраста. Выделяют психологию дошкольника, младшего школьника, подростка, старшего школьника, взрослого человека, человека преклонного возраста.

Предмет педагогической психологии: изучение психологических закономерностей обучения и воспитания.

Движущие силы психологического развития:

противоречия между новыми и старым

потребности- возможности

выросшие возможности – старые формы отношений

требования- достигнутый уровень развития

Показатели психического развития

1. Уровень познавательного(когнитивного) развития ребёнка (iq)

(что отражает, какие связи между явлениями, предметами, используемы способоы познавательной деятельности)

2. формирование системы личностных отношений (eq)

(эмоции тесно связаны с мотивами)

3. овладение системой практических и умственных действий , обеспечивающих продуктивную деятельность

(о психических процессах мы судим по их внешних проявлениях -поведению и деятельности)

Факторы развития ребёнка:

Наследственность

Набор хромосом от родителей к детям

Врождённое – в процессе внутриутробного развития

Метод близнецов- Ф.Гальтон «Евченика»

· очень сильные задатки проявляются в любой среде

· верхний или нижний предел способностей определяется биологическим фактором

· значение наследственности не одинаково для всех компонентов личности

Чем выше ступень эволюционной лестницы животного, тем больше роль индивидуального опыта, который не передаётся по наследству

Среда

· природно-климатические условия влияют на психическое развитие

· влияет соц. среда (усвоение общественно – исторического опыта, отношений)

· влияет обучение и воспитание

Возрастная периодизация психического развития. Стадии развития

По принципу ведущей деятельности (Эльконин)

1. младенческий возраст -эмоциональное общение (контакт со взрослыми)

2. ранний возраст (до 3 лет) – предметная деятельность (постижение познаний предметов)

3. дошкольный возраст (3-6) – игра (отношений между людьми)

4. младший школьный возраст (6-11) –учёбная деятельность

5. подростковый возраст (12-15 лет)- интимно –личностное общение (отношения между подростками)

6. юношеский возраст – учебно – профессиональная деятельность

Развитие человека проходит через ряд стадий

Стадии – качество изменения психики или одной из её сторон, закономерно и в определённой последовательности , наступающие в процессе развития.

Все дети проходят одни и те же стадии, но теми прохождение может быть разным

Стадии развития интеллекта по Пиаже:
1. дооперационная

2. конкретных операций

3. формальных операций

Сензитивные периоды в развитии личности

Сензитивный период развития – период, в который личность наиболее податлива определённого рада воздействиям. Речь- от 2 до 5 лет

Критический период – период, после которого личность уже не поддаётся воздействиям, крайняя точка.

Сензитивный период (лучше теперь хотя можно и потом)

Критический период (если не теперь, то уже никогда)

Наши рекомендации