Предмет диагностики | Стандартные методики, тесты, опросники | Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям | Другие средства и методы работы |
Исследование операциональных характеристик деятельности ребенка | Методика Пьерона - Рузера Ссылка | | |
Корректурные пробы Ссылка | |
Таблицы Шульте Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания. Ссылка | |
Методика В.М. Когана Ссылка | |
Исследование особенностей мнестической деятельности | Запоминание двух групп слов | |
Запоминание 10 слов (по А.Р. Лурия) Ссылка | |
Запоминание двух фраз | |
Исследование опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) | |
Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма) | |
Исследование перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности | Исследование представлений о величине (на предметном уровне) | | |
Методика доски Сегена ссылка |
Разрезные картинки |
Методика Коса |
Прогрессивные матрицы Дж. Равена ссылка |
Исследование особенностей сформированности понятийного мышления | Методика Выготского – Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет) | | |
Предметная классификация (вариант для детей 3-8- лет) |
Исключение предметов (4 – й лишний) |
Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности | Подбор парных аналогий (с 7 лет) ссылка | | |
Выбор простых аналогий (с 7 лет) |
Выделение существенных признаков (с 7 лет) |
Определение понятий (с 6,5 лет) |
Исключение понятий (с 6,5 лет) |
Понимание скрытого смысла метафор, пословиц и поговорок |
Установление последовательности событий |
Уровень овладения рисованием и развития мелкой моторики | | Свободный рисунок | |
Развитие мышления и воображения | | Свободная игра | |
Диагностическое направление: исследование аффективно-эмоциональной сферы; исследование личностного развития; исследование межличностных отношений
Предмет диагностики | Стандартные методики, тесты, опросники | Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям | Другие средства и методы работы |
Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка | Методика «Метаморфозы» | Рисуночные тесты: «Нарисуй человека», «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное» «Рисунок семьи» | |
Тест "Рука" ссылка | «КАТ» |
Контурный САН-Н | «Три желания» |
Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) | «Шапка-невидимка» |
Цветовой тест отношений Ссылка | «Лестница» |
Методика «Эмоциональные лица» | | |
Развитие крупной моторики | | «Повторяй за мной» «Игра в мяч» | |
Общая моторная зрелость | Шкала психо-моторного развития (Озерецкий – Геллнитц) | | |
Умственное развитие и предпосылки учебной деятельности | Учебная деятельность (Л.И. Цеханская) | | |
«Эталоны» (О.М. Дьяченко) | | |
Перцептивное моделирование (В.В. Холмовская) | | |
«Схематизация» (Р.И. Бардина) | | |
«Систематизация (Венгер) | | |
Диагностическое направление: определение уровня сформированности компонентов социальных компетентностей.
Уровень сформированности компонентов игровой деятельности | | наблюдение, анализ игровой деятельности, разработанный В.А. Новодворской | |
методика Л.Б. Баряевой |
Диагностическое направление: мониторинг адаптированности ребёнка к школе, определение «группы риска» (изучается степень и особенности приспособления ребёнка к школе, причины неуспеваемости)
Предмет диагностики | Стандартные методики, тесты, опросники | Методики, используемые в практике, но не отвечающие стандартным требованиям | Другие средства и методы работы |
Определение уровня тревожности | 1) Проективная методика для диагностики школьной тревожности (E.W.Amen, N.Renison , модификация А.М.Прихожан) ссылка 2) Шкала явной тревожности для детей CMAS (Дж. Тейлора, модификация А.М.Прихожан) ссылка | 1) Проективные рисуночные методики «Школа зверей», «Моя учительница» и др. 2) Карта наблюдения Стотта 3) Опросник школьной тревожности Филипса | 1)Наблюдение 2) Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (Для учителей и родителей) |
Самооценка | | 1) Методика «Лесенка» (модификация методики Т.Дембо) | |
Позиция в группе сверстников, социальный статус | Социометрия | 1) Проективная методика Рене Жиля (Для исследования межличностных отношений) В кн. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – СПб., 1992. 2) Проективный тест «Кинетический рисунок семьи» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992) | |
Особенности мотивации | 1) Анкета на определение уровня мотивации (Н.Г.Лускановой) ссылка | 1) Осознаваемые мотивы учения (Матюхиной М.В.) 2) Методика «Направленность на отметку» (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова) 3) Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова) | Изучение познавательной потребности ребенка (предложена В.С. Юркевич, предназначена для учителей) |
Особенности познавательной сферы | Внимание: 1) Корректурная проба 2) Чёрно-красная таблица 3) Перепутанные линии ( 4) Методика Пьерона-Рузера Память: 1) Методика «Запоминание цифр» 2) Методика «Запоминание образов» 3) Методика опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому) 4) Методика «10 слов» (А.Р.Лурия) Мышление: 1) Методика «Матрицы Равена» 2) Методика «Исключение лишнего» 3) исследование особенностей словесно-логического мышления детей ссылка | Мышление: 1) Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников (на материале теста интеллекта Амтхауэра Р., модифицированного Л.И. Переслени и др.): ü Субтест на выявление осведомлённости ü Классификация, способность к обобщению ü Умозаключения по аналогии ü Обобщение | |
Уровень произвольности поведения и познавательных процессов | 2) Методика «Образец и правило» | 1) Тест Розенцвейга (детский вариант) Ссылка 2) Тест «Пиктограмма» | Наблюдение для оценки волевых качеств школьника (методика А.И. Высоцкого) |
Наши рекомендации