I. Пример выполнения задания

Задание.

Решите следующую ситуацию. Выясните наличие психологической установки в данной ситуации:

«В квартире у К. обычная, деревянная дверь стояла долгие годы. Открывалась она «от себя». Он к этому привык с детства и не задумывался над тем, как именно он открывает дверь. Однако его сын посчитал, что этого не достаточно для надежной охраны квартиры и поставил железную дверь, которая для увеличения безопасности стала открываться «на себя». После этого К. постоянно долго толкал дверь «от себя», нервничал, что дверь не открывается, и только после этого вспоминал о «нововведениях сына».

Решение

Предварительно заполните таблицу, подобрав к каждому алгоритму конкретное соответствие изданной ситуации.

№ п/п   Алгоритм   Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму  
1.   Определение уровня сформированности образа того, что готов познать и воспринять человек.   Уровень сформированности установки на но­вый способ открывания двери низкий.  
2.   Описание комплекса симпатий и антипатий к объекту установки.   К объекту установки устойчивый негативный комплекс, из-за неготовности и нежелания принимать введенные сыном изменения.  
3.   Анализ готовности определен­ным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.   Готовность определенным образом действо­вать в отношении объекта установки низкая.  

Выполните самостоятельно следующие задания:

Задание 1.1

Выясните наличие психологической установки на усвоение материала в видеолекции в данной ситуации:

«Студент К., поступив в институт, впервые столкнулся с таким видом учебных занятий как видеолекции. В школе в основном вся информация давалась в устной форме преподавателем, изредка шла наглядная демонстрация тех или иных явлений на уроках физики, химии и пр. До момента поступления в вузвидео для К. ассоциировалось только с развлекательными программами на телевидении и кинофильмами».

Задание 1.2

Выясните наличие психологической установки у жены Сергея в данной ситуации:

«Сергей перед уходом на работу привык, что жена на прощание целует его в щеку. Этим утром она плохо себя чувствовала и забыла об этом ритуале. Дальше день прошел как обычно. Вспомнив вечером о забытом, она подумала, что ничего страшного не случилось».

Задание 1.3.

Выясните наличие психологической установки в данной ситуации:

«Сотрудников предприятия предупредили об изменении режима рабочего дня согласно их пожеланиям. Это было встречено сотрудниками с большим восторгом и поднятием трудового энтузиазма. Все влились в новый режим четко, без ошибок».

Задание 1.4

Выясните наличие психологической установки в данной ситуации:

«На перекрестке был разрешен поворот налево. Неожиданно в связи с ремонтными работами на месте прежнего автодорожного знака поставили новый, запрещающий поворот налево. Примерно треть водителей не замечали нового знака, поворачивали и были оштрафованы».

Задание 1.5

Выясните наличие психологической установки в данной ситуации:

«Лето выдалось холодное. 25 июня за окном шел холодный дождь, люди брели в плащах и с зонтиками. Бухгалтер Н., оформляя ведомость, сделал ошибку, вместо 25.06.99. написав 25.09.99, т.к. эта погода напоминала ему осень, которую он очень ждал (осенью его обещали повысить в должности)».

II. Пример выполнения задания.

Задание

Решите следующую ситуацию.

Психологически опишите интересы человека:

«На одном из групповых занятий с психологом А.А. была предложена следующая тема для разговора: «Мое любимое занятие».

Начал рассказ Николай. Его любимое занятие - собирать марки. Это ему посоветовал папа, который сказал, что марки - это один из способов вложения денег. Так как каждая марка со временем дорожает. Николай выписывает специальные филателистические журналы и пытается покупать только редкие, оригинальные марки. У него есть уже пять альбомов».

Решение

Предварительно заполните таблицу, подобрав к каждому алгоритму конкретное соответствие из данной ситуации.

№ п/п Алгоритм Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму
1. Объективирование интереса Собирание марок
2. Определение содержания интереса Покупка марок и их систематизация в альбомах
3. Различение интереса по признаку цели Процесс накопления денег с помощью коллекционирования марок
4. Выявление широты интереса Широкий («Николай выписывает журналы»)
5. Определение степени устойчивости интереса Устойчивый («уже есть пять альбомов»)

Выполните самостоятельно следующие задания

Задание 2.1.

Психологически опишите интересы человека:

«На одном из групповых занятий с психологом А.А. была предложена следующая тема для разговора: «Мое любимое занятие».

Рассказ о своем любимом занятии продолжил Алексей. Он больше всего любит тренировки по дзюдо, т.к. хочет быть сильным и уметь драться. Когда он научиться драться, он перестанет ходить на тренировки, Леша считает, что занятие спортом ради спорта - это неинтересно. Однако для того, чтобы освоить дзюдо в рамках самозащиты он готов смириться с трудными, порой жестокими упражнениями и ходить, не пропуская ни одной тренировки».

Задание 2.2.

Психологически опишите интересы человека:

«На одном из групповых занятий с психологом А.А. была предложена следующая тема для разговора: «Мое любимое занятие».

Катя рассказала, что ее любимое занятие - вышивание. Ей нравиться сам процесс неторопливого ритмичного прокалывания иголкой ткани. Ей не очень важно какие именно картинки и на какой ткани вышивать, главное - сама работа. Однако занимается она этим не постоянно, а только во время каникул».

Задание 2.3

Психологически опишите интересы человека:

«На одном из групповых занятий с психологом А.А. была предложена следующая тема для разговора: «Мое любимое занятие».

Илья сказал, что больше всего он любит общаться с друзьями. Он готов это делать всегда и везде. Даже в школе во время уроков. На что психолог заметил, что на его взгляд Илье просто нравится быть в центре внимания, сами же друзья как личности его мало интересуют».

Задание 2.4

Психологически опишите интересы человека:

«На одном из групповых занятий с психологом А.А. была предложена следующая тема для разговора: «Мое любимое занятие».

Продолжил рассказывать о любимом занятии Олег. Он больше всего на свете любит смотреть на облака. Ему интересно разгадывать то, какие образы прячутся в том или ином облаке. Он даже пытался зарисовывать некоторые из них. Однако делал это случайно, без какой-либо системы».

Задание 2.5

Психологически опишите интересы человека:

«На одном из групповых занятий с психологом А.А. была предложена следующая тема для разговора: «Мое любимое занятие».

Последней заговорила Наташа, признавшись, что она наоборот, больше всего любит быть одна. Ребята возразили, сказав, что быть одной - это не любимое занятие. Однако Наташа упорствовала, настаивая, что ей все равно, что делать, лишь бы быть одной. А больше ее ничего не интересует».

Задачи:

Задача 1.

Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность.

1. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности.

2. Дайте обоснование своего выбора.

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность.

Задача 2.

Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность.

1. Выделите те особенности, которые характеризуют индивида и личность.

2. Дайте обоснование своего выбора.

Добросовестность, робость, высокая скорость двигательных реакций, высокая скорость усвоения навыка, скромность, правдивость, пластичность, упрямство, реактивность, малая чувствительность к общественной оценке, подвижность, быстрый темп деятельности.

Задача 3.

Как называется явление, проявившееся в эксперименте?

Испытуемые вначале очень доброжелательно относились к трудным экспериментальным занятиям, требовавшим сообразительности. Но после ряда непрерывных отрицательных оценок работы испытуемые стали с раздражением отказываться и от задачи, гораздо более легкой.

Тема 5. Деятельность.

Тесты:

Тест

1.To, ради чего совершается действие, является

а) мотивом;

б) образом;

в) потребностью;

г) целью.

2.Опредмеченная потребность переходит в новый «статус», а именно в

а) предвосхищение;

б) гомеостаз;

в) цель;

г) мотив.

3.Нужда в чем-либо называется

а) мотивом;

б) квазимотивом;

в) потребностью;

Г) квазипотребностью.

4.Способ выполнения действий называется

а) деятельностью;

б) квазидействием;

в) под действием;

г) операцией.

Наши рекомендации