Психолог в производственных организациях

Научно-технический прогресс, совершенствование технологии производства товаров и услуг обусловили необходимость учета многочисленных факторов и обстоятельств, отражающихся на эффективности производственной деятельности. Наряду с други­ми науками психология стала важнейшим инструментом в совер­шенствовании процесса труда. Психологи оказались востребован­ными во многих производственно-технических сферах, особенно в организационных и управленческих структурах.

В задачи психолога, привлеченного к работе в производстве, могут входить: анализ психологической основы трудовой деятель­ности; исследование психических факторов, влияющих на эффек­тивность производства и трудовую деятельность; разработка и применение методов профессиональной диагностики и ориента­ции при отборе специалистов требуемого профиля; поиск и ана­литическая проверка способов повышения эффективности труда работников, в том числе и способов формирования правильной, долженствующей мотивации трудовой деятельности; выявление и мобилизация профессионально значимых психологических качеств субъектов труда.

Современные психология труда и инженерная психологи* (иногда употребляют термины «индустриальная психология» «организационная психология») обладают подробными разработками в области психологических характеристик построения трудовой деятельности в организациях различных структурных типов. Основной задачей психолога на предприятии является психологическое сопровождение профессиональной деятельности, создание конкретизированных, профессионально выверенных и своевременных рекомендаций по регулированию и контролю эффективности производственной деятельности.

Важнейшее направление работы психологов — профессиональный отбор сотрудников определенной направленности, уточнение того, какие личностные, познавательные и моральные особенности человека служат залогом высокой успешности в конк­ретной профессиональной деятельности. Подобный анализ и ре­комендации прежде всего востребованы в военизированных орга­низациях, в сферах, где предъявляются особые требования к ин­теллектуальным умениям, психофизиологическим особенностям или моральным качествам сотрудников, в операторском труде. Вместе с тем в правильном профессиональном отборе заинтере­сованы и многие другие организации, когда требуется из числа потенциальных претендентов выбрать тех, чьи психологические особенности в наибольшей степени будут соответствовать пред­полагаемым обязанностям.

Не менее востребованным направлением является создание психологических условий, способствующих повышению эффек­тивности деятельности организации в целом. Согласно этой зада­чи, психолог проводит оценку удобства рабочих мест и уместно­сти используемых профессиональных средств, диагностику спе­цифики профессиональных и личностных взаимоотношений в кол­лективе и стиля руководства, разрабатывает рекомендации по профилактике и предупреждению снижения эффективности тру­довой деятельности.

Интенсивное развитие производства и сферы услуг служит за­логом перспективности работы психолога в этой области, предо­ставляет хорошим профессионалам широкие возможности для развития прикладной и научной организационной психологии.

Значимыми личностными качествами для специалиста, рабо­тающего в организации, являются коммуникабельность, творче­ский подход к своим обязанностям, ответственность, активность, чувство коллективизма, самодисциплина.

Эргономист

Эргономика (греч. «ergon» 'дело, работа'; «nomos» 'закон') — это одновременно и научная, и проектировочная дисциплина, возникшая на стыке разных наук, изучающих человека в процессе трудовой деятельности, и применяемая при решении задач про­ектирования организаций, технологических производственных процессов и их существенной составляющей — трудовых функ­ций, предназначенных для людей как субъектов труда.

Решение задач эргономики предполагает совместную деятель­ность психологов-эргономистов, физиологов, художников-дизай­неров, направленную на улучшение условий труда. Психологи-эргономисты участвуют в проектировании новых орудий труда, предметов потребления, средств массовой визуальной коммуни­кации, рабочей мебели и рабочих мест. Они также разрабатывают технологии экспертной эргономической оценки средств и усло­вий труда, трудовых нагрузок.

При такой оценке в лаборатории моделируются фрагменты деятельности профессионалов (или пользователей средств труда) и одновременно с наблюдением и субъективными суждениями испытуемых регистрируются объективные психофизиологические показатели степени нагрузки различных функциональных систем (нервно-эмоциональной, мышечной, органов чувств).

Современная Россия характеризуется достаточно интенсивным развитием промышленности, поэтому в настоящее время повы­шается и возрастет в будущем потребность производства в про­фессиональной деятельности специалистов-эргономистов для со­здания конкурентоспособной продукции.

Основными местами приложения их сил являются организации, проектирующие и производящие новую технику, инструменты, предметы потребления, мебель, а также службы, специализирующиеся на художественно-промышленном дизайне (худо­жественном проектировании).

Эргономика — пример современной междисциплинарной на­учной отрасли, объединяющей биологические, гуманитарные и технические знания в целях проектирования наилучших, без­опасных и эффективных видов труда, образцов техники, предме­тов потребления. Эта дисциплина опирается на методы измерения эффективности деятельности людей, цены усилий, которые затрачиваются работниками для производства продукта труда. Эрго­номисты опираются на методы квалиметрии (количественной оценки качеств продукта и самой деятельности работников), мо­делирования, эксперимента, статистические приемы обработки данных. Для оценки особенностей труда, его продуктов и для про­гнозирования будущих событий в конкретной области широко используются эксперимент и эмпирические данные.

Для успеха работы эргономисту полезно развивать в себе ана­литическое и визуальное (наглядно-образное) мышление, ибо ему приходится вычленять факторы, влияющие на результат деятель­ности работника, из огромного разнообразия. Творческое визу­альное мышление, способность оперировать во внутреннем плане пространственными представлениями, зрительными образами - являются важнейшей основой труда дизайнера любого профиля. Психолог, работающий в контакте с художником-дизайнерам и сам должен быть в известной мере дизайнером.

Таким образом, обсуждаемый профиль подготовки психолога-эргономиста подойдет тем, кто обладает сочетанием склонности к творчеству и научному исследованию, в ком выражены художе­ственные способности (к изобразительному искусству), развитое чувство прекрасного, хороший глазомер. Здесь могут быть успеш­ны как экстраверты (люди общительные, ищущие внешних впечатлений в жизни), так и интроверты (относительно независи­мые, глубоко мыслящие субъекты, которые ценят личную свобо­ду, самодостаточны).

Наши рекомендации