Условия, необходимые для импринтинга

1. Наличие очень интенсивного побуждения.

2. Наличие факта эффективного удовлетворения этого побуждения, сопровождающегося импрессивным переживанием удовольствия.

Импринтинг необратим, т.е. устранить его из поведения невозможно.

Физиологически импринтинг связан с тем, что за влечение ответственны ядра серого вещества, вкрапленные в стволовую часть мозга. Некоторые ядра в стволе мозга не нагружены и никакого влечения не вызывают. Гипотеза: эти ядра принимают влечения в течение жизни (алкоголь, наркотики и др.).

- Навык как форма поведения. Структура навыка.

Наблюдения за жизнью животных показывают, что они не могут успешно приспособиться к изменившейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения – безусловные рефлексы и инстинкты. Старые, врожденные формы дополняются новыми, приобретенными формами поведения – навыками.

Навыки в отличие от инстинктов – индивидуально приобретенная форма поведения животных. Навыки вырабатываются у животных как в естественных условиях жизни, так и в процессе их дрессировки человеком (Богословский Владимир Васильевич).

Навыкомназывают поведение, складывающееся при жизни и доведенное упражнением до автоматизма.

—Навыки формируются у животных методом проб и ошибок. Многократное повторение какого-нибудь действия и получение положительного подкрепления при достижении результата приводят к постепенному формированию соответствующей реакции.

В эксперименте перед курицей была поставлена П-образная сетка, а за сеткой насыпано зерно. Курица совершила многократные попытки через сетку попасть к зерну. Таких проб было совершено много десятков, пока случайно курица не обогнула сетку и не достигла зерна. В повторных экспериментах количество ошибочных проб постепенно сокращалось, и у данной курицы вырабатывалась новая форма поведения.

Навык – изменяющаяся форма поведения животных, поэтому без соответствующего подкрепления он постепенно исчезает. Так, в аквариум, разделенный стеклянной перегородкой, в одну секцию была помещена щука, а в другую – маленькие рыбки. Щука сотни раз пыталась схватить рыбок, но ударялась о стекло. Прошло время и у щуки выработался навык: она перестала бросаться на рыбок. Этот навык сохранился и после того, как убрали стеклянную перегородку. Однако скоро навык исчез, и щука начала вести себя обычным образом.

—Кроме того, изменение навыка проявляется в переносе. У обезьян был выработан навык открывать защелку ящика, где лежал банан, правой передней лапой. Эту лапу прибинтовали к туловищу, обезьяна открыла защелку левой передней лапой. Прибинтовали и ее. Обезьяна стала открывать защелку задней лапой. Когда и это оказалось невозможным – в ход пошли зубы. Перенос навыков в основном характерен для высокоорганизованных животных.

Навыки могут вырабатываться у животных как в естественных условиях их жизни, так и путем специального обучения, дрессировки. Опыт показывает, что способность к приобретению навыков наблюдается не только у высших, но и у низших животных. Сравнительно легко вырабатывается навык у таракана; его можно приучить брать пищу только с черных квадратов шахматной доски. Можно так выдрессировать пчелу, что она будет садиться на бумагу определенного цвета и т.д. Однако, чем организованнее и сложнее организм, чем более высоко развита нервная система животного, тем в большей степени у него развита способность к выработке навыков. Вспомним, как приручают и выучивают животных дрессировщики. (Дуров, Куклачев)

Существует теснейшая связь между навыками и инстинктами, которая выражается в том, что наиболее успешно вырабатываются навыки, соответствующие инстинктам. С другой стороны – навыки влияют на инстинкты, подчас тормозят их проявление. Хорошо дрессированная собака берем пищу только из рук хозяина. Здесь навык подавляет один из сильнейших инстинктов – пищевой.

В процессе эволюционного развития навыки, соответствующие условиям жизни многих поколений животных, постепенно закрепляются и превращаются в наследуемые формы поведения. Именно в этом и проявляется естественный отбор, обеспечивающий приспособление животных к существующим условиям их жизни.

Наиболее интенсивно психологические исследования навыков проводились американскими бихевиористами. Они считали предметом психологического исследования поведение, а поведение - совокупностью реакций.

Бихевиористы сформулировали законы формирования навыка:

1. состояние готовности;

2. эффект (пробы, приводящие к эффекту, впоследствии встречаются чаще, а неэффективные - реже);

3. упражнение (по мере упражнения действие совершенствуется и автоматизируется).

Характерные черты навыка:

1. Навыки приобретаются при жизни.

2. Действия выполняются автоматизировано.

3. Действие выполняется стереотипно.

Структура навыка:

1. Побуждение (В законе готовности бихевиористы обнаружили особое состояние, выполняющее функцию побуждения).

2. Пусковой стимул. (Он отыскивается в процессе упражнения).

3. Исполнительная программа (складывается в процессе упражнения и представляет собой цепь условных рефлексов).

В структуру рефлекса входит раздражитель и действие. Но такое состояние характерно лишь для определенного органа.

Павлов проводил опыты, где создавалось побуждение голода и целая цепь действий. По В.С.Ивашкину - это не рефлекс, а поведение. Рефлекс входит в структуру поведения.

Действия в инстинктивном поведении, импринтинге и навыке имеют общие инстанции:

· побуждение,

· ориентировка,

· операции, обеспечивающие необходимый эффект.

- Интеллектуальное поведение. Интеллект и его структура.

Интеллектуальное поведение – это высший тип поведения животных. Оно наблюдается у высших обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение обеспечивает наиболее полное и точное приспособление животных к изменяющимся условиям окружающей среды. На основе многочисленных опытов И.П. Павлов пришел к выводу, что обезьянам доступно изменение сформировавшихся навыков, объединение их в новые комбинации в соответствие с изменением внешней обстановки. Этим животным доступно целостное отражение отдельных предметов, а также связей между ними, данных непосредственно во внешних признаках. Исследования, проводившиеся И.П.Павловым и его учениками, показывают, что обезьяны способны решать интеллектуальные задачи, которые требуют установления связей и отношений между предметами, комбинированных и целенаправленный действий.

Установление связей подтверждается многочисленными опытами. Высоко подвешивалась приманка, и обезьяна могла ее достать только палкой, которую нужно было составить из нескольких отрезков. Задача осложнялась тем, что у разных отрезков палки один из концов имел форму квадрата, треугольника или круга, а с другого конца было соответствующей формы углубление. Палку можно было составить лишь правильно подобрав отрезки. После многочисленных проб и ошибок обезьяна справлялась с этой задачей и составленной палкой сбивала приманку.

В другом эксперименте перед клеткой обезьяны ставилась кружка, в которой находился мандарин. В ручку кружки была продета лента. Концы ленты располагались так, что обезьяна не могла дотянуться до них лапой. Это можно было сделать с помощью палки, которая лежала перед клеткой. Но и до этой палки обезьяна тоже не могла дотянуться лапой. Это можно было сделать, используя короткую палочку, лежащую в клетке. Совершив много безрезультатных попыток непосредственно достать кружку с мандарином, схватить конец ленты, достать большую палку, обезьяна в конце концов совершила всю цепь необходимых действий: маленькой палочкой придвинула большую палку, с помощью этой палки, после очень большого количества проб и ошибок, за оба кона ленты (вначале обезьяна все время брала только один конец ленты, тянула за него, лента свободно выходила из ручки, а кружка оставалась на месте) подтянула к себе кружку и взяла мандарин.

Первый из этих опытов свидетельствует о том, что для интеллектуальной формы поведения характерно установление связи между различными формами предметов, а второй – о возможности устанавливать пространственные связи в наглядной ситуации.

Следует отметить еще одну важную особенность интеллектуального поведения высших животных, способность решать так называемые «двухфазные задачи». Суть этих задач заключается в том, что первая часть действий животного непосредственно не ведет к достижению желаемого результата, а только подготавливает необходимые условия. Это проиллюстрировано в только что приведенных примерах. Составление палки из отдельных отрезков прямо не направлено на обладание приманкой, а лишь подготавливает условия для этого. Когда во втором эксперименте обезьяна берет короткую палочку, чтобы достать длинную, это тоже лишь подготовка к решению основной задачи. Особенно отчетливо подготовительный этап заметен в следующем опыте. В длинную трубку была помещена конфета, достать которую лапой нельзя. Рядом лежала широкая щепка, довольно быстро обезьяна попробовала использовать ее, но щепка не проходила в трубку. Тогда обезьяна принялась обкусывать, обламывать ее. Только после этого конфету удалось вытолкнуть из трубки. В возможности совершать подготовительные действия зарождается прообраз изготовления орудий труда, что характерно только для человека.

При решении обезьянами «двухфазных задач» внешне кажется, что они тоже изготавливают орудия труда. Однако у животных не происходит закрепления функций орудия за палками и щепками, которыми они пользовались для решения задач. Одной из причин этого является то, что изготовление орудий труда человекам отделено по времени от использования этих орудий, т.е. первая, подготовительная, фаза становится автономной и независимой от фазы использования. У животных эти фазы следуют одна непосредственно за другой.

На Западе изучением интеллектуального поведения животных занимались бихевиористы. Келер сделал вывод, что проблемная ситуация есть мощное побуждение, и что решение проблемы осуществляется в психике обезьяны. Но интеллект обезьяны ограничен, она находит решение задачи только тогда, когда оба предмета находятся в ее поле зрения.

Итак, интеллектуальная форма поведения характеризуется тем, что она обеспечивает достаточно точное приспособление животных к изменяющимся условиям; при ней оказывается возможным не только отражение отдельных предметов, но и внешних связей между ними; эта форма поведения может включать в себя подготовительный этап, обеспечивающих успешное решение основной задачи.

Отсутствие второсигнальных речевых временных связей, при помощи которых оформляются мысли, лишает обезьян возможности предварительно обдумывать и планировать свои действия. Способность планирования, целенаправленного обдумывания своих действий появляется только у человека, владеющего речью.

Особенности интеллектуального поведения

1. Интеллектуальное поведение, как и навык, приобретается при жизни.

2. Программа поведения отыскивается в процессе внутренних проб.

Структура интеллектуального поведения

1. Побуждение (голод).

2. Ориентировка (банан)

3. Исполнительная программа (складывается в процессе внутренней работы).

Итак, интеллектуальное действие имеет трехкомпонентную структуру.

Психика также трехкомпонентна. Она включает в себя:

· мотивацию (побуждение), данную субъекту как переживание;

· ориентировку, данную в форме знания;

· исполнение, в форме совокупности операций.

Личность - тоже единство трех компонентов:

· что хочет,

· что знает,

· что умеет.

Эта трехкомпонентность психики нашла отражение в педагогике. Любой педагогический акт может быть результативным, если он соответствует этим трем компонентам.

Таким образом, различают три основные формы поведения животных: инстинкт, навык и интеллектуальную форму поведения. Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами. Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Интеллектуальное поведение — вершина психического развития животных.

Структура инстинктивного поведения.

Аппетентное Условия, необходимые для импринтинга - student2.ru Эвокатор Условия, необходимые для импринтинга - student2.ru Врождённая Условия, необходимые для импринтинга - student2.ru Автоматизм

состояние программа Стереотипность

(потребности) поведения Целесообразность

Отличие от других форм поведения:

врождённая программа поведения.

Инстинктивное поведение
Достоинства Недостатки
1. Относительная неодинаковость протекания инстинкта обеспечивает выживание вида в случае резкого изменения условий существования. 1. Поведение лишено сознания цели (возникает в ответ на определённый внешний раздражитель или сочетание определённых раздражителей).
2. Сохраняет организм от перенапряжения. 2. Инстинктивные действия теряют свою целесообразность, если изменяются стандартные условия
3. Врождённая форма поведения. 3. Условия, необходимые для импринтинга - student2.ru инстинктивные действия строго приурочены к определённым условиям.
  4. Инстинктивные действия не обеспечивают отражения большого числа разнообразных раздражителей.
  5. Ограничивает отражательные возможности животных.

Законы формирования навыка:

1) закон готовности – необходимо определённое состояние организма – аппетентное, чтобы выработать определённый навык;

2) закон упражнения – по мере упражнения действие совершенствуется и автоматизируется; лучше всего формируется та форма поведения, которая чаще повторяется;

3) закон эффекта – пробы, приводящие к успеху, впоследствии встречаются чаще, а неэффективные – реже, Условия, необходимые для импринтинга - student2.ru чаще повторяется та форма поведения, которая даёт целесообразный результат.

Структура навыка.

Аппетентное Условия, необходимые для импринтинга - student2.ru Эвокатор Условия, необходимые для импринтинга - student2.ru Приобретённая Условия, необходимые для импринтинга - student2.ru Автоматизм

состояние (изменившиеся программа Стереотипность

(потребности) условия среды) поведения Целесообразность

Отличие от других форм поведения:

приобретённая программа поведения.

Навык
Достоинства Недостатки
1.Обеспечивает адаптацию (неоднократно в течение жизни). 1. Образование требует времени.
2. Сохраняет организм от перенапряжения.  

Интеллектуальное поведение –

способ решения, найденный без внешней активности, благодаря внутренним процессам психики.

Отличительные особенности интеллектуального поведения:

1) если на более низкой ступени развития операции формируются постепенно, методом проб и ошибок, то стадия интеллектуального поведения характеризуется сначала периодом полного неуспеха – множество попыток, из которых ни одна не является успешной, а затем, как бы внезапно, к животному приходит решение;

2) если повторить опыт, найденная операция, несмотря на то, что она была выполнена только один раз, будет воспроизводится относительно легко;

3) обезьяна легко применяет найденное решение задачи в других условиях, сходных с теми, в которых решение возникло впервые;

4) способность объединять в одном акте две последовательные самостоятельные операции, из которых первая – подготавливает осуществление второй (Маклаков Анатолий Геннадьевич).

Структура интеллектального поведения.

Аппетентное Условия, необходимые для импринтинга - student2.ru Эвокатор Условия, необходимые для импринтинга - student2.ru Способ Условия, необходимые для импринтинга - student2.ru Целесообразность

состояние (проблемная (отношение между

ситуация) предметами

окр. мира)

Отличие от других форм поведения:

способ (отношения между предметами окружающего мира).

Наши рекомендации