ГРИБ — ВЕДРО ЧАЙНИК — СКАМЕЙКА ВЕЛОСИПЕД — ЛАМПА МЯЧ — ЯБЛОКО

ВЕДРО ГРИБ ЧАЙНИК СКАМЕЙКА КОМПЬЮТЕР РЕМЕНЬ

ЯБЛОКО МЯЧ ДЕРЕВО НОЖНИЦЫ ЛАМПА ОЧКИ ВЕЛОСИПЕД ГВОЗДЬ Называние низкочастотных слов (Листы 2-3 Альбома): НОСИК (ЧАЙНИКА) НОЖКИ (СКАМЕЙКИ) ШЛЯПКА (ГРИБА) Показ пар картинок по слову-наименованию (листы 2-3 Альбома)

ГРИБ — ВЕДРО ЧАЙНИК — СКАМЕЙКА ВЕЛОСИПЕД — ЛАМПА МЯЧ — ЯБЛОКО

Узнавание перечеркнутых изображений (лист 4 Альбома)__________

Узнавание наложенных изображений (лист 4 Альбома)___________

Пространственный гнозис (соедини одинаковые фигуры)


Порядковый счет от 1 до 10_____________________

Оральный праксис (имитация): надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать,

упереть язык в щеку.

Оценка ритмических структур П 1Л П

Зрительная память (листы 18 и 20 Альбома) выбор из 16 картинок.

ГРАДУСНИК, ГУСЬ, БАНАН Слухоречевая память

Кот Лес Брат Дождь Рука Друг Снег
             
             
             
             
             

Четвертый лишний (листы 5-8 Альбома): 1)__ 2)___ 3)___ 4)___

Составление рассказа по картинке («Разбитая чашка» — лист 21 Альбома)

По серии предварительно разложенных картинок («Щенок» — лист 23 Альбома)

Пересказ текста с опорой на вопросы («Сережа» — лист 25 Альбома)

Понимание логико-грамматических отношений (лист 15 Альбома)

Мальчик спасает девочку_____________________

Мальчик поймал девочку_____________________

Грузовик обрызгал машину_____________________

Примечания____________________________________________

Приложение 3

Протокол обследования ребенка 5-6 лет

Дата обследования________

И. Ф. (О.)____________________________

Как тебя зовут?___________

Сколько тебе лет?__________________

Где ты живешь?______________________________________________

Какое сейчас время года?__________

Ходишь ли ты в детский сад?__

В какую группу?________

Как зовут твою маму?_______________________________________

Латерализация функций (D/S) ест______ причесывается_____ чистит

зубы____ рисует___ ударяет по мячу____ перекрест пальцев_____ пере­крест предплечий ведущий глаз (посмотри в трубочку)________________ ведущее ухо

(послушай часы)___ ведущая нога (попрыгай на одной ножке)______

Корректурная проба (лист 1 Альбома):

количество за минуту_____

количество ошибок_____

Реципрокная координация_____________________

Динамический праксис1:

Правая рука (ладонь—кулак—ребро)_____

Правая рука (кулак—ладонь—ребро)____

Левая рука (1?)____

Левая рука (2?)______

Праксис позы пальцев:

Правая рука: 2 2-3 5 3 на 2 1 о 5 Левая рука: 5 2-5 2 1 о 2 2-3

Реакция выбора (палец—кулак): палец кулак палец кулак палец кулак кулак кулак палец Называние реальных изображений (листы 2-3 Альбома):

ВЕДРО ГРИБ МЯЧ ЧАЙНИК СКАМЕЙКА КОМПЬЮТЕР РЕМЕНЬ ЯБЛОКО ДЕРЕВО НОЖНИЦЫ ЛАМПА ОЧКИ ВЕЛОСИПЕД ГВОЗДЬ Называние низкочастотных слов (листы 2-3 Альбома): НОСИК (ЧАЙНИКА) НОЖКИ (СКАМЕЙКИ) ШЛЯПКА (ГРИБА) Показ пар картинок по наименованиям (листы 2-3 Альбома):

ГРИБ — ВЕДРО ЧАЙНИК — СКАМЕЙКА ВЕЛОСИПЕД — ЛАМПА МЯЧ — ЯБЛОКО

Узнавание перечеркнутых изображений (лист 4 Альбома)________

Узнавание наложенных изображений (лист 5 Альбома)________

Оценка ритмических структур П 1Л П

Воспроизведение ритмических структур по инструкции П 1Л Д Графическая проба на динамический праксис


Пространственный гнозис



Оральный праксис (имитация): надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать, упереть язык в щеку.

Идентификация эмоций (лист 26 Альбома): веселый (1) 1 4 7 9 злой (2) 3 8 10 испуганный (5) 2 5 6

Порядковый счет 1...10__________________ 10...1_________________

Зрительная память (листы 18-20 Альбома): выбор из 16 картинок.

1) ГРАДУСНИК, ГУСЬ, БАНАН

2) САПОГ, КОЗА, КУСТ

Аналогии (Листы 27 и 28 Альбома) 1)___ 2)_____ 3)______ 4)______

Слухоречевая память

Кот Лес Брат Дождь Рука Друг Снег
             
             
             
             
             

Четвертый лишний (листы 8-13 Альбома): 4)____ 5)__ 6)__ 7)__ 8)__ 9)

Составление рассказа по картинке («Разбитая чашка» — лист 21 Альбома)

По серии предварительно разложенных картинок («Щенок» — лист 23

Альбома)_____________________________________________________

Пересказ текста с опорой на вопросы («Сережа» — лист 25 Альбома)

Понимание логико-грамматических отношений (листы 15-17 Альбома)

Мальчик спасает девочку______________________

Мальчик поймал девочку______________________

Грузовик обрызгал машину______________________

Книга прикрыта газетой_______________________

Дочка везет маму______________________

Мама везет дочку______________________

Примечания__________________________________________________

Приложение 4 Опросник для родителя

Ф. И. ребенка____________________

Ф. И. О. родителя________________

Число, месяц, год рождения ребенка_

Ходит ли ребенок в детский сад____

Число, месяц, год рождения родителя

Образование родителя____________

Профессия______________________

Место работы___________________

Контактный телефон _____________

Причины обращения к психологу__

Семейное левшество __________________________________________

Состав семьи: ________________________________________________

Течение беременности:

Возраст матери_____ , отца_____ в начале данной беременности.

Первая половина беременности (нужное подчеркнуть) — токсикоз (сла­бый, выраженный), анемия, ОРЗ, грипп, медицинское лечение (амбулатор­ное, стационар), угроза выкидыша (срок)

Вторая половина беременности — токсикоз, анемия, отеки, повышен­ное А. Д.

Психотравмирующие ситуации (да) (нет)

Роды: в срок, раньше, позже срока, самостоятельные, оперативные (пла­новые, вынужденные).

Родовспоможение: стимуляция, капельница, механическое выдавлива­ние плода, щипцы, вакуум.

Ребенок родился в головном, ягодичном, ножном прилежании. Вес___ ,

рост_____ .

Имели место: обвитие пуповины вокруг шеи (тугое, нет),

Другая патология при родах___________________________________

Стационарное лечение ребенка после родов: (да) (нет)

Причина госпитализации______________________________________

Заключение после стационара__________________________________

Развитие ребенка после родов (нужное подчеркнуть): двигательное беспокойство, частые срыгивания, нарушения сна и бодрствования, др.

Моторные функции: голову держит с___ мес., сидит с____ мес., ползает

с____ мес., ходит самостоятельно с____ мес.

Отмечались: гипер/гипотонус, вздрагивания, тремор, тики, энурез

До года переболел___________________________________________

лечение____________________________________________________

Речевое развитие: лепет с____ мес., слова с____ мес., фразы с_____ лет.

Наблюдался невропатологом________ , др. специалистами___________

лечение______________________________________________________

Подпись

Что еще вы считаете необходимым сообщить о своем ребенке

Дата заполнения

Contents

Part I

Theoretical and methodological foundations of neuropsychological assessment of prescool children

Chapter 1. Tasks of child neuropsychological assessment........................ 5

Chapter 2. Specific features of preschool child neuropsychological

assessment............................................................................. 10

Chapter 3. Data of approbation of the method of neuropsychological

assessment at preschool age................................................... 16

Chapter 4. Outlines of preschool child neuropsychological assessment

and the procedures of scoring................................................ 25

4.1. General foundations....................................................... 25

4.2. Outlines and scoring of data of child neuropsychological assessment 27

Chapter 5. Example of a preschool child neuropsychological assessment 44

5.1. General data on the social state, peri- and prenatal development of the child 44

5.2. Neuropsychological syndrome in the dynamics

of remediating lessons ......................................................... 44

Conclusion............................................................................................... 56

References............................................................................................... 59

Affixtures................................................................................................ 65

Part II

Album for neuropsychological assessment of prescool children

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «НОРМА+»

Решение проблем обучения и поведения детей:

школьной рассеянности, нарушений письма, чтения, счета, детско-родительских и семейных отношений

Семинары (под научным руководством доктора психологических наук Глозман Ж. М.) «Нейропсихологические методы в практике педагога и психолога»

Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии

www.children-psy.ru

Телефоны: (495) 506-08-47 (ст. м. Ленинский проспект); (495) 173-31-25 (ст. м. Текстильщики); (495) 150-69-12 (ст. м. Войковская); (495) 506-39-40 (единая справочная).

Психолого-педагогический центр «Норма+» www.pneuro.narod.ru

Телефоны: (495) 210-19-54; (495) 139-19-54

Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е.

Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте

Т. Калинина Е. Паникаровская Н. Кулагина В. Пахальян К. Радзевич С. Беляева Л. Егорова

2-е издание

Заведующая редакцией (Москва)

Руководитель проекта

Ведущий редактор

Литературный редактор

Художник

Корректор

Верстка

Подписано в печать 23.05.08. Формат 70x100/16. Усл. п. л. 6,45. Тираж 3000. Заказ 0000.

ООО «Питер Пресс», 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, 73, лит. А29.

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 — литература учебная.

Отпечатано по технологии CtP в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.


СПЕЦИАЛИСТАМ КНИЖНОГО БИЗНЕСА!


 


ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ПИТЕР»

предлагают эксклюзивный ассортимент компьютерной, медицинской, психологической, экономической и популярной литературы

РОССИЯ

Москва м. «Электрозаводская», Семеновская наб., д. 2/1, корп. 1, 6-й этаж; тел./факс: (495) 234-3815, 974-3450; e-mail: [email protected]

Санкт-Петербург м. «Выборгская», Б. Сампсониевский пр., д. 29а; тел./факс (812) 703-73-73, 703-73-72; e-mail: [email protected]

Воронеж Ленинский пр., д. 169; тел./факс (4732) 39-43-62, 39-61-70; e-mail: [email protected]

Екатеринбург ул. Бебеля, д. 11а; тел./факс (343) 378-98-41, 378-98-42; е-mail: [email protected]

Нижний Новгород ул. Совхозная, д. 13; тел. (8312) 41-27-31; e-mail: [email protected]

Новосибирск ул. Станционная, д. 36; тел./факс (383) 350-92-85; e-mail: [email protected]

Ростов-на-Дону ул. Ульяновская, д. 26; тел. (8632) 69-91-22, 69-91-30; е-mail: [email protected]

Самара ул. Молодогвардейская, д. 33, литер А2, офис 225; тел. (846) 277-89-79;

e-mail: [email protected]

УКРАИНА

Харьков ул. Суздальские ряды, д. 12, офис 10-11; тел./факс (1038067) 545-55-64, (1038057) 751-10-02; е-mail: [email protected]

Киев пр. Московский, д. 6, кор. 1, офис 33; тел./факс (1038044) 490-35-68, 490-35-69;

е-mail: [email protected]

БЕЛАРУСЬ

Минск ул. Притыцкого, д. 34, офис 2; тел./факс (1037517) 201-48-79, 201-48-81; е-mail: [email protected]

Ищем зарубежных партнеров или посредников, имеющих выход на зарубежный рынок. Телефон для связи: (812) 703-73-73. E-mail: [email protected]


 


Заказ книг для вузов и библиотек: (812) 703-73-73. Специальное предложение - е-mail: [email protected]

Издательский дом «Питер» приглашает к сотрудничеству авторов. Обращайтесь по телефонам: Санкт-Петербург — (812) 703-73-72, Москва — (495) 974-34-50.


ПЗПЛТЕПЬСКПЙ пом

УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА! КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ПИТЕР» ВЫ МОЖЕТЕ ПРИОБРЕСТИ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ У НАШИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ.


 


Дальний Восток

Владивосток, «Приморский торговый дом книги», тел./факс (4232) 23-82-12. E-mail: [email protected]

Хабаровск, «Деловая книга», ул. Путевая, д. 1а, тел. (4212) 36-06-65, 33-95-31 E-mail: [email protected]

Хабаровск, «Книжный мир», тел. (4212) 32-85-51, факс 32-82-50. E-mail: [email protected]

Хабаровск, «Мире», тел. (4212) 39-49-60. E-mail: [email protected]

Европейские регионы России

Архангельск, «Дом книги», пл. Ленина, д. 3 тел. (8182) 65-41-34, 65-38-79. E-mail: [email protected]

Воронеж, «Амиталь», пл. Ленина, д. 4, тел. (4732) 26-77-77. http://www.amital.ru

Калининград, «Вестер», сеть магазинов «Книги и книжечки», тел./факс (4012) 21-56-28, 65-65-68. E-mail: [email protected] http://www.vester.ru

Самара, «Чакона», ТЦ «Фрегат», Московское шоссе, д. 15, тел. (846) 331-22-33. E-mail: [email protected]

Саратов, «Читающий Саратов», пр. Революции, д. 58, тел. (4732) 51-28-93,47-00-81. E-mail: [email protected]

Северный Кавказ

Ессентуки, «Россы», ул. Октябрьская, 424, тел./факс (87934) 6-93-09. E-mail: [email protected]

Сибирь

Иркутск, «ПродаЛ итЪ», тел. (3952) 20-09-17, 24-17-77. E-mail: [email protected] http://www.prodalit.irk.ru

Иркутск, «Светлана», тел./факс (3952) 25-25-90. E-mail: [email protected] http://yvww.kkcbooks.ru

Красноярск, «Книжный мир», пр. Мира, д. 86, тел./факс (3912) 27-39-71. E-mail: [email protected]

Новосибирск, «Топ-книга», тел. (383) 336-10-26, факс 336-10-27. E-mail: [email protected] http://www.top-kniga.ru

Татарстан

Казань, «Таис», сеть магазинов «Дом книги», тел. (843) 272-34-55. E-mail: [email protected]

Урал

Екатеринбург, ООО «Дом книги», ул. Антона Валека, д. 12, тел./факс (343) 358-18-98,358-14-84. E-mail: [email protected]

Челябинск, ТД «Эврика», ул.Барбюса, д. 61, тел./факс (351 >256-93-60. E-mail: [email protected] http://www.bookmagazin.ru

Челябинск, ООО «ИнтерСервис ЛТД», ул. Артиллерийская, д. 124 тел. (351 >247-74-03,247-74-09,247-74-16. E-mail: [email protected] http://Vwvw.fkniga.ru,www.intser.ru

[1] Апробация методики нейропсихологической диагностики дошкольников проводилась в трех группах детского сада № 1569 Северного округа г. Москвы, а также на детях 3-6 лет, родители которых обра­тились в наш Научно-исследовательский Центр психологической защиты семьи и детства с жалоба­ми на трудности контакта с ребенком, и при этом нейропсихологическое обследование в центре не вы­явило признаков когнитивной слабости или отчетливых проблем регуляции поведения. Всего в апробации приняли участие 147 детей без отклонений в психическом развитии и явных признаков левшества (84 мальчика и 63 девочки): 40 детей младшей группы в возрасте от 3 до 4 лет, 45 детей 4-5 лет (средняя группа) и 62 ребенка 5-6 лет, посещающих старшую группу детского сада.

Наши рекомендации