Задания для самостоятельной работы студентов.

И. С. Беганцова

Ю. И. Востокова

Методические рекомендации

К практическим занятиям по курсу

«История психологии»

Для студентов специальности 031300

Социальная педагогика

Часть 2

Арзамас

АГПИ

Оглавление

    стр.
Введение………………………………………………………..……………
4 курс VII семестр  
Планы практических занятий……………………………
Практическое занятие 1 Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е - середина 30-х гг. XX в.) (Гештальтпсихология)……………………………..
Практическое занятие 2 Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е - середина 30-х гг. XX в.)…………
Практическое занятие 3 Зарубежная психология: Глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в XX в………………
Практическое занятие 4 Зарубежная психология: Гуманистическая психология…………………………………………..
Практическое занятие 5 Развитие зарубежной психологии во второй половине XX в………………………………………
Практическое занятие 6 Развитие отечественной психологической науки
Практическое занятие 7 Российская психология во второй половине XX века………………………………………………….
Практическое занятие 8 Переход психологии на самостоятельный путь развития………………………………………….....
Практическое занятие 9 Современное состояние и важнейшие тенденции развития психологии………………...
Вопросы к экзамену
       

Введение

Курс «История психологии» направлен на подготовку будущего специалиста к освоению теоретическими и практическими знаниями предмета. Целью курса является формирование у студентов представления о психической реальности на различных этапах развития психологической науки, необходимых для более глубокого понимания различных теорий направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития; познакомить студентов с содержанием современных представлений о психической реальности; сформировать умения использовать методологические положения психологии в рамках их практической деятельности; сформировать у студентов навыки научного мышления, умение осмысливать проблемы из практики на уровне методологии науки.

В процессе преподавания дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи: изучить закономерности развития знаний об особенностях и законах психического развития, раскрыть взаимосвязь истории психологии с другими науками от которых зависит ее достижения, выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний о развитии психики от уровня экономической, политической и культурной жизни общества, изучить научный вклад ряда ученых, творчество которых способствовало становлению истории психологии, как отрасли психологического знания.

В ходе изучения курса студент приобретает знания основных психологических теорий и концепций с учетом логики развития науки, умения рассматривать психологические феномены в историческом контексте, который позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить новизну, формируются навыки установления межпредметных связей в результате целостного представления о психологической науке как области знания, навыки самостоятельной работы с литературными источниками и умением оперировать научными понятиями, знание и понимание студентами методологических основ психологической науки и умение применять эти знания в рамках конкретных психологических данных о развитии человека на разных этапах онтогенеза.

Изучение курса осуществляется на 3 и 4 курсах и рассчитано на 3 семестра. В конце обучения предусмотрен экзамен по основным теоретическим и практическим проблемам курса.

Методические рекомендации составлены в соответствии с Государственным стандартом и отражают содержание учебников по общей психологии, рекомендованных Министерством общего и высшего профессионального образования РФ.

Курс VII семестр

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1-2 (4 часа)

Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е - середина 30-х гг. XX в.) (Гештальтпсихология)

План

1. Общая характеристика гештальтпсихологии.

2. Исследование процесса познания:

- психологические эксперименты М. Вертгеймера;

- психологическаие исследования К. Коффки;

- теория В. Келера.

3. Динамическая теория личности и группы К. Левина.

Задания для самостоятельной работы студентов.

1. Какова роль когнитивных карт в развитии поведения?

2. Раскройте сущность понятия «психологического поля». Кто из авторов этим занимался.

3. По учебникам и учебным пособиям изучите, какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии. С чем были связаны эти открытия и как это повлияло на ход науки.

4. Дайте характеристику инсайта в творческом мышлении. Дайте определение инсайта и какая роль ему отведена в психологии

5. С помощью психолого-педагогической литературы изучите, какие закономерности групповой динамики открыл К. Левин. Перечислите и зафиксируйте их.

6. Составьте конспект по первоисточнику:

- Левин К. Динамическая психология. – М.: Смысл, 2001. – 576 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 (продолжение-2 часа)

Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е - середина 30-х гг. XX в.)

План

1. Французская психологическая школа.

- психологическая концепция Э. Дюркгейма;

- исследования особенностей первобытного мышления в трудах Л. Леви-Брюля.

- развитие идей социологической школы в трудах М. Гальбвакса и Ш. Блонделя.

2. Описательная психология.

- «философия жизни» В. Дильтея;

- духовно-научная психология Э. Шпрангера.

Наши рекомендации