Основные формы учебных задач. Лекционная форма обучения.

Лекция – основная форма обучения в вузах

Лекция от лат. – чтение, активно использ со времен Ломоносова.

Функции лекции – информационная (основная) где найти материал, раскрытие темы, систематизирующая, разьясняющая, развивающая (пробл. Вопросы будут способствовать активизации деятельности), увлекающая (интерес, мотивация).

Виды лекций – вводная (начало темы, изучение курса), установочная, учебно-програмная, проблемная с использ. проблемных изменений, обзорная (кратк. изложение курса), популярная (просвятит. деятельн.направленая на интерес к проблеме).

Современные требования к лекции. Структурные организации лекции. (12)

1. Научность (на современ. состоянии научн.знаний)

2. Доступность (система терминов)

3. Занимательность (содержан.должно быть интересным)

Структура

Вступление – осн.часть – заключение

Методика подготовки и чтение лекции (13)

Определение темы - в соответствии с уч. программой

Работа с литерат - что для себя и что посоветовать студентам

Работа с планом - должен соответствовать содержанию, подбор материала

Подбор материала - более сложный материал.

Учет уровня подготовленности студента – ориентация на практич. занятия, на самост.работу, написание конспекта, выбор ср-тв и методов обучения.

Методика чтения.

Начало и конец лекции

В конце полезно повторить основные ключевые моменты, работа с осн. понятиями, доказательность изложения, проблемность, связь теории с практикой, преодоление пассивности слушателя (задавать вопросы), чувство аудитории, речь, темп речи (средний), принцип «мы», невербальные компоненты (выражение лица, взгляд, позы, жесты).

К практическим занятиям относяца семинары, лаб.занятия.

Семинар в курсе психологии. Его цели, функции, структура. (14)

Рассадник – семинар это групповое занятие

Грот Николай Яковлевич – впервые ввел семинарские занятия по психологии, оно направлено на более глубокое изучение той или иной темы, отрабатывание студентами практич. действий по психол. анализу действий, поступков людей в разнообразных ситуациях.

Структура семинарского занятия как и в лекции, обязательны вопросы по теме или для обсуждения.

Типы семин.занятий

Просеминар – со студентами 1 курса (подготовка к семин.занятию, как подбирать материал, как работать с первоисточниками)

Семинарское занятие

Спец семинары – на старших курсах, на глубокое изучение проблемы

Семинары дискуссии – активный метод

Семинары практикум - решение практич. задач в которых выдвигается психологическое предположение.

Коллогвиум – от лат. Собеседование, беседа преподавателя с учащимися с целью выявления их знаний или научное собрание с обсуждениями доклада на определенную тему.

Особенности подготовки семин.занятий.

Работа со студентами (ориентир. в литер.)

Консультирование

Контроль

Подготовка преподавателя (план который отражает тему, вопросы для обсуждения)

Особенности поведения – форма уч. позновательное сотрудничество преподавателя и аудитории, важно помнить об индивидуальных особенностях студентов.

Схема действий.

Постановка вопроса

Слушание выступлений (доп.вопросы, вмешательство в ход обсуждения)

Подведение итогов

Оценка степени достижения цели.

Понятие контроля и эффективность. Методика организации (24)

Контроль – проверка чего нибудь, принцип обратной связи.

В психологии (пед.псих)- контроль рассматриваеца как учебное действие идущее по ходу уч. деят-ти и выполняемое самими учащимися условия эффективности контроля.

Важны обьективность, гласность (результат контроля должны быть известны), оценки контроля не должны подвергаться сомнению ни с какой стороны.

Методика организации и проведение контроля. (25)

Основная функция –проверка качества усвоения учебного материала и оценка этого качества (на сколько усвоили), выявление общего среднего уровня усвоения, планирование коллектирующих мер по преодолению недостатков.

Контроль промежуточного результата – часто бывает на дневной форме, письменно опрос по определенной теме, либо обсуждение на семинарах

Контроль конечных результатов – экзамен, зачет, курсовая работа.

Очень важно обучение самоконтролю как учебному действию.

Контроль и оценка самостоятельной работы (26)

Контроль и оценка дает возможность оценить как усвоение предмета так и качество преподавания.

Каждый вид самостоят.работы оценивается и контролируется. Студент должен знать виды и формы контроля и критерии оценок. К оценке некоторых видов самост.работы могут привлекатся студенты.

Виды самост.работы.

1.изучение литературы

2. анатация литер (краткое)

3. реферирование

4. курсовая

5.подготовка к семинару

6. оформление работ по практике

7. зачет, экзамен

Методика организации и руководство самостоятельной работы студентов. (23)

Преподаватель должен сообщить о видах самост.работы по курсу и об оценке.

Критерии оценки

Реферат

Курсовая

Практика

Преподаватель должен планировать самост.работу так же как и студенты, самост.работа должна контролироваться.

Педагогическая культура и мастерство преподавания психологии.(30)

Учебные вопросы(план)

1.подготовка преподавателя психологии

2.знания, умения, способности и личностные качества

Мастерство – это высокое искусство в какой нибудь области

Культура-совокупность

Культура и мастерство-умение, высокое искусство и достижения педагогов психологов в передаче знаний в области психологии обучаемым (будущим педагогам психологам)

Цели.

1.поиск новых педагогич.знаний

2.приминение псих. знаний для решения практич. проблем

3.передача психологич. знаний (методика преподавания психологией)

Задачи.

1.ставить и решать исследовательские и практич. задачи, умение ориентироватся в современных научных концепциях.

2.учавствовать в практич.прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностик, психокоррекции и психолог. Консультир.

3.владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологами в ВУЗах

ЗУИ

1.быть разносторонне образованным,эрудированным в различных областях психолог.знаний, а так же в других науках

2.хорошо знать преподаваемый предмет

3.уметь самостоят. подбирать учебный материал

4.определять оптимальные средства и эффективные методы обучения

5.уметь доступным образом обьяснять учебные материалы чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами.

6.уметь создать мотивацию студентов для усвоения учебн.материала

7.обладать требовательностью к знаниям и умению студентов

8.обладать коммуникативными и организац. способностями и педагогическим тактом

9.владеть логикой и иметь хороший словарный запас

10.владеть выразит.средствами общения, ораторскими и артистич.способностями

11.обладать наблюдательностью и умением понять студента

Знание предмета.

В ВУЗ особенно на психологич. факультет традиционно ценится научная компетентность преподавателя и его знание предмета.

Интеллект

Стили пед.общения

Авторитарный

Демократич

Либеральный

Особенности практических занятий по психологии (18)

Могут быть индивидуальными или групповыми

Форма практич. занятий

1.лаб работы

2.семинары

3.практикумы

Цель

1.углублять, расширять, детализировать знания полученые на лекции и содействовать выработке навыков проф.деят.

2.развивать научное мышление и речь позволяющую проверить знания студентов в обратной связи

3.прививать навыки поиска, обобщения и изложения уч. материала

Наши рекомендации