О понятиях осознанной саморегуляции, субъекта и личности.

Столь актуальная в настоящее время проблема психической СР стала предметом исследования в Психологическом институте РАО еще в 1960-х гг. Лаборатория психологии саморегуляции была основана в 1970 г. акад. РАО О.А. Конопкиным, который, развивая идеи Анохина, Бернштейна, Ошанина и Небылицына, заложил основы психологии СР как области знания в нашей стране. В первых исследованиях лабора-

тории сенсомоторное реагирование рассматривалось как деятельность,

в которой есть психологическая СР. Ее структура и функции и были

основным объектом изучения.

О.А. Конопкин (1980) предложил концептуальную модель, воспроизводящую наиболее общие структурно-функциональные моменты строения осознанной СР деятельности, выделив в ее процессе следующие основные функциональные звенья: цель деятельности (в том виде, в каком она понята и принята субъектом); субъективная модель значимых для достижения цели условий деятельности; программа деятельности; система критериев успешности достижения цели; звено оценки (обратной) информации о результатах деятельности; звено коррекций.

Концептуальные представления о модели СР были разработаны и экспериментально проверены первоначально на сенсомоторной деятельности человека, а затем успешно применялись и к анализу регуляторных процессов в учебной и различных видах профессиональной деятельности, а также в спорте высших достижений. Были выявлены основные общие закономерности СР и доказано, что успешность каждого из исследованных видов деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы СР, а любой структурно-функциональный дефект процесса СР существенно ограничивает эффективность деятельности. Другими словами, как бы ни был когнитивно одарен и компетентен человек, для высокой эффективности деятельности необходимо наличие у него развитой и совершенной системы регуляции достижения внешних (практических) и внутренних (направленных на себя, на решение своих проблем саморазвития) целей. Существование зависимости продуктивных аспектов деятельности от совершенства и развития системы осознанной СР нашло подтверждение почти во всех наших исследованиях вне зависимости от того, на материале каких видов деятельности или активности они проводились. Начиная с 1990-х гг. проблема осознанной СР была поставлена и раскрыта в отношении произвольной активности человека. Разработанная ранее модель СР деятельности была уточнена и успешно применена к анализу произвольной активности человека, были развиты представления об общей способности СР, выделены операциональные и содержательные аспекты осознанной СР и раскрыта их специфика и взаимосвязь (Конопкин, 1995; Моросанова, 1995).

В настоящее время произвольная осознанная СР понимается нами как системный многоуровневый процесс психической активности человека по выдвижению целей и управлению их достижением. При этом термин «осознанность» не предполагает постоянной актуальной представленности в сознании субъекта всех моментов его активности. Смысл в том, что психическая СР принципиально осознаваема человеком по мере необходимости, например в случае возникновения трудностей или осознанного построения новых планов и программ поведения. И этим высший уровень СР, связанный со спецификой психики человека, отличается от СР у животных.

Нами был выделен, описан и системно исследован феномен индивидуальных особенностей СР, который проявляется в том, что люди отличаются уровнем развития осознанной СР, по-разному планируют цели своей деятельности, моделируют значимые условия их достижения, применяют отличающиеся способы и алгоритмы действий, имеют различные критерии успешности для оценки результатов (Моросанова, 1998).

Уже на первых этапах исследований мы увидели, что стиль СР соотносится с индивидуальностью человека. Рассмотрение этой проблемы потребовало не только развернутых эмпирических исследований, но и большой теоретической работы. Она была направлена в первую очередь на изучение представлений о том, как соотносятся понятия индивидуальности, личности и субъекта. Эти исследования были выполнены нами в то время, когда понятие субъекта стало завоевывать позиции в методологии и теории российской психологии. Мы искали ответ на вопрос, какова та психологическая реальность, для обозначения которой

психологам необходимо изначально философское понятие субъекта. Каковы критерии выделения в многоуровневых и очень разнообразных проявлениях индивидуальности человека не только личностных, но и субъектных аспектов? С нашей точки зрения, наиболее широким является понятие ин-

дивидуальности, которая является и субъектом, и личностью на всех стадиях индивидуального развития (Моросанова, 2002). Рассматривая индивидуальность как субъекта разных видов активности, мы исследуем психическую СР, являющуюся функциональным средством субъекта и психологическим механизмом, позволяющим ему мобилизовать свои личностные и когнитивные ресурсы для реализации собственной активности, для выдвижения и достижения ее целей. Понятие субъекта подчеркивает активное созидательное начало в человеке, способность к постановке и достижению субъектнопринятых целей. Существуют различные формы или уровни проявления субъектности. Операциональный уровень может быть описан регуляторным профилем развития процессов СР: планирования целей, моделирования условий, программирования, корректирования активности и ее результатов. Другим уровнем являются субъектные (или регуляторноличностные) черты: ответственность, настойчивость, гибкость, надежность и др. Их выраженность у человека зависит от степени развития осознанной СР и своеобразия способов достижения целей («как действует человек»). В отличие от субъектных собственно личностные структуры определяют не то, как действует человек, а то, какие по содержанию цели он выдвигает, ради чего он действует и как относится к окружающему миру. Именно субъектные черты определяют способность человека преодолевать субъективные и объективные трудности достижения жизненных целей и наряду с индивидуальным регуляторным профилем являются основой для формирования индивидуальных стилей СР в конкретных видах деятельности.

Итак, понятия «субъект» и «личность» обозначают, с нашей точки зрения, различные аспекты индивидуальности человека, которые, взаимодействуя, формируют его внутренний мир и проявления в поведении.

Субъектность проявляется в первую очередь в самодетерминации, в развитии осознанной СР активности. А личность определяет индивидуальные особенности СР в их взаимосвязи с темпераментом и характером,различными структурами самосознания и бессознательного.

Наши рекомендации