Перечень заданий студенту по СРС. Председатель комитета по рабочим и

Председатель комитета по рабочим и

учебным программам______________

«____»________________ 2016 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СТУДЕНТА

Учебный год:2016-2017

Количество кредитов:3

Форма обучения:очная

Дисциплина:Организация и планирование научных исследований в

психологии

Код дисциплины:OPNP3314

Курс:1

Специальность:5В050300 «Психология»

Семестр:1

Всего часов:135

из них:

лекции:15

семинарские:30

СРСП:45

СРС:45

Экзамен:1 семестр

Тараз 2016

Программа курса подготовлена на основании учебной программы по дисциплине «Организация и планирование научных исследований в психологии» и Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Психология и акмеология»,

Протокол № 1 от « ___ »____________ 20___г.

Заведующая кафедрой ________________ Сматова К.Б.

Рабочая учебная программа одобрена комитетом по рабочим программам педагогического факультета

Протокол № 1 от от « ___ »____________ 20___г.

Председатель комитета _________________

Актуальность и необходимость изучения курса

Курс «Организация и планирование научных исследований в психологии» входит в блок общепсихологических дисциплин.

В процессе изучения дисциплины расскрывается даются необходимые знания в области исследовательской деятельности и формируются навыки проведения самостоятельного иследования.

Цель и задачи дисциплины

Цель и задачи

Цель: обеспечение профессиональной подготовки специалистов, способных применять знания, умения и навыки научной деятельности в научно-исследовательской работе в области психологии.

Задачами дисциплины являются:

- дать общее представление о сути исследовательской работы;

- сформировать основные умения необходимые для проведения самостоятельных исследований по психологии;

- познакомиться с общей схемой последовательности проведения исследований по психологии;

- освоить принципы организации НИР;

- изучить методологию научного исследования;

- освоить технологии подготовки и оформления научно-аналитического обзора, курсовой работы, дипломной работы, реферата, научного доклада, тезисов доклада, научной статьи.

2. Требования к усвоению программного материала:

Знания: методов научного познания и логической структуры исследования по психологии.

Умения: работать с первоисточниками научной информации и выполнять исследовательский поиск.

Компетенции: способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования, способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования, способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада.

Пререквизиты и постреквизиты курса

Пререквизиты: Освоение данной дисциплины основывается на знании студентами базовых курсов: «Общая психология», «Методология и методы научных исследований в психологии», «Психология личности», «Социальная психология».

Постреквизиты: В результате освоения дисциплины у студентов должна быть сформирована психологическая готовность к использованию теоретических знаний, полученных в ходе ее изучения, для успешного освоения дисциплин бакалавриата, а также в будущей практической и научно-исследовательской деятельности.

Описание курса

Курс состоит из 15 часов лекций, в которых рассматриваются общие и специальные вопросы по дисциплине «Интерактивные методы организации научных исследований в психологии».

В курс входят 30 часов практических занятий, которые будут проводиться в различных активных формах – дискуссии, игры, тренинги, коллоквиумы, эвристические беседы и т.д.

Также в курс входит по 45 часов самостоятельной работы студентов – в аудитории (СРСП) и вне аудитории – (СРС).

СРСП будет осуществлять в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования.

СРС – это работа студента в библиотеках города и вуза с целью подготовки к лекционным и практическим занятиям. А также для выполнения разного рода заданий, предложенных студенту преподавателем.

Календарно-тематический план лекций

Дата Номер, название модуля и темы лекций. Краткое содержание лекции Кол-во часов Методы активизации позноват. деятельности Знания и умения, формируемые у студента
неделя Лекция 1. Значение науки и научных исследований. 1. Наука и общество. 2. Определения понятий: «факт», «наука», «научный метод», «исследование», «научное исследование», «научная работа». 3. Многозначность понятия «исследование». 4. Основные характеристики исследования. 5. Ограниченность возможностей науки. 6. Применение научного метода в исследовании. 7. Главная цель научного исследования. Беседа, устный опрос Представление о значении науки и научных исследований  
неделя Лекция 2. Общая характеристика психологического исследования. 1. Понятие психологического исследования. 2. Теоретические основы и проблематика современных психологических исследований. 3. Этические принципы проведения исследований на человеке. Таблица   Представление об общей характеристике психологического исследования
неделя Лекция 3. Классификация методов психологического исследования. 1. Общенаучные исследовательские методы (теоретические, эмпирические, моделирование). 2. Классификация методов психологического исследования Б. Г. Ананьева. Трехмерная классификация методов психологического исследования В. Н. Дружинина. 3. Методы психологического исследования: теоретические, эмпирические, интерпретация и описание результатов исследования. Теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, дедукция, индукция, моделирование. Схема Знание классификации методов психологического исследования  
неделя Лекция 4. Эмпирические методы психологического исследования. 1. Общая характеристика эмпирических методов. 2. Неэкспериментальные методы психолого-педагогического исследования: наблюдение; беседа, интервью, анкетирование; архивный метод. Наглядный материал Представление об эмпирических методах психологического исследования  
неделя Лекция 5. Организация и проведение психологического эксперимента. 1. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, его особенности. 2. Экспериментальное общение. 3. Экспериментатор: его личность и деятельность. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента. 4. Виды экспериментального исследования. Естественный и лабораторный эксперимент. Констатирующий и формирующий эксперимент: особенности и область применения. Идеальный и реальный эксперимент. 5. Этапы проведения целостного экспериментального исследования. Валидность эксперимента: внутренняя, внешняя, операциональная; факторы, нарушающие валидность. Лекция в проблемном изложении Ознакомление с организацией и проведением психологического эксперимента  
неделя Лекция 6. Теория психологических измерений. Психологическое тестирование. 1. Понятие психологического измерения. Типы измерительных шкал (наименований, порядка, интервалов, отношений) и виды шкальных преобразований. 2. Психологическое тестирование, обобщенная модель теста. 3. Общая характеристика видов тестов: интеллекта, способностей, достижений, личностные. 4. Измерительные качества теста, их оценка. Валидность и надежность теста. диспут Знание теории психологических измерений
неделя Лекция 7. Методы сбора эмпирических данных в научном психологическом исследовании. 1. Соотношение теоретических и эмпирических методов. 2.Наблюдение. 3. Опросные методы. 4. Биографические методы. 5. Метод анализа продуктов деятельности. 6. Метод анализа документов. 7. Эксперимент. 8. Измерение в психологии. Дидактический материал Ознакомление с методами сбора эмпирических данных в научном психологическом исследовании
неделя Лекция 8. Психологическая диагностика в научно-психологическом исследовании. 1. Измерение психических явлений. 2. Валидность психодиагностических методик. 3. Надёжность психодиагностичес- ких методик. 4. Проблема стандартизации процедур проведения и оценивания результатов измерения психических явлений. Наглядный материал Представление о психологической диагностике в научно-психологическом исследовании
неделя Лекция 9. Общая схема последовательности проведения исследований. 1. Значение общей схемы последовательности проведения исследований. 2. Проблемная ситуация. 3. Приемы эвристической деятельности, разработанные Б. Больцано. Общая схема последовательности проведения исследований: постановка проблемы; определение сферы исследования; выбор темы исследования; выработка гипотезы; изучение теории, посвященной данной проблематике; выбор методов исследования и практическое овладение ими; определение последовательности проведения исследования; сбор и обработка информации; анализ и обобщение полученных материалов; экспертный анализ; оценка и доработка; собственные выводы; подготовка отчета; защита доклада; обсуждение итогов работы. Другие схемы последовательности проведения исследований. Диспут Ознакомление с общей схемой последовательности проведения исследований
10 -11 недели Лекция 10-11. Технология подготовки реферата, научного доклада, тезисов доклада, научной статьи по психологии. 1. Реферат, научный доклад, тезисы доклада, научная статья: назначение, цели, задачи. Другие продукты НИРС. 2. Порядок подготовки реферата, научного доклада, тезисов доклада, научной статьи. 3. Требования к представлению содержания и оформлению реферата, научного доклада, тезисов доклада, научной статьи. 4. Структура реферата, научного доклада, тезисов доклада, научной статьи. 5. Правила оформления текста реферата, научного доклада, тезисов доклада, научной статьи. 6. Объем, формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. 7. Порядок защиты реферата. 8. Порядок представления научного доклада. 9. Электронная презентация. 10. Психологический аспект готовности к выступлению. 11. Требования к докладу. 12. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращения к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. Лекция в проблемном изложении Представление о технологии подготовки реферата, научного доклада, тезисов доклада, научной статьи по психологии  
12-13 недели Лекция 12-13. Технология подготовки курсовой работы по психологии. 1. Курсовая работа: назначение, цели, задачи. 2. Общие и специальные требования к курсовым работам. 3. Особенности содержания курсовых работ в зависимости от года обучения. 4. Порядок выполнения курсовой работы. 5. Требования к представлению содержания и оформлению курсовой работы. 6. Структура курсовой работы: обложка, титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, вспомогательные указатели, приложения. 7. Общие правила оформления текста курсовой работы. 8. Объем, формат, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. 9. Порядок защиты курсовой работы. 10. Электронная презентация. 11. Психологический аспект готовности к выступлению. 12. Требования к докладу. 13. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращения к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. 14. Стандарт вуза на курсовые работы как технологическая основа их выполнения. Лекция в проблемном изложении Представление о технологии подготовки курсовой работы по психологии
14- 15 недели Лекция 14-15. Технология подготовки дипломной работы по психологии. 1. Дипломная работа: назначение, цели, задачи. 2. Общие и специальные требования к дипломным работам. 3. Порядок выполнения дипломной работы. 4. Требования к представлению содержания и оформлению дипломной работы. 5. Структура дипломной работы: обложка, титульный лист, реферат, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, вспомогательные указатели, приложения. 6. Общие правила оформления текста дипломной работы. 7. Объем, формат, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. 8. Порядок защиты дипломной работы. 9. Электронная презентация. 10. Психологический аспект готовности к выступлению. 11. Требования к докладу. 12. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращения к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. 13. Стандарт вуза на дипломные работы как технологическая основа их выполнения. Диспут Представление о технологии подготовки дипломной работы по психологии

Календарно-тематический план семинарских занятий

Дата Номер, название модуля. Кол час. Формы провед. занятия Формы контроля Знания и умения, формируемые у студента
1-2 недели Практическое занатие 1-2. Наука и научное исследование. 1. Понятие науки и классификация наук. 2. Научное исследование. 3. Развитие науки в различных странах мира. 4. Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира. 5. Типология научного статуса государств мирового содружества. Устный опрос Устные ответы на вопросы Понятие о науке и научном исследовании
3 неделя Практическое занатие 3. Наука в Казахстане. 1. История науки в РК. 2. Наука и новые технологии в Казахстане. 3. Присвоение ученых степеней и ученых званий в РК. 4. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Казахстане. Устный опрос Устные ответы на вопросы Знакомство с состоянием науки в Казахстане
4-5 недели Практическое занатие 4-5 Формы и методы исследования. 1. Классификация научных исследований: фундаментальные и прикладные. 2. Формы и методы исследования: экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа. Устный опрос, сравнительный анализ Блиц- опрос Ознакомление с формами и методами исследования
6 неделя Практическое занатие 6. Правила организации и построения научного психологического исследования как квалификационной работы. 1. Разновидности научных психологических работ 2. Требования, предъявляемые к теоретическому разделу исследования. 3. Требования, предъявляемые к эмпирическому разделу исследования. 4. О согласованности основных положений. Устный опрос, сравнительный анализ Блиц- опрос Знание правил организации и построения научного психологического исследования как квалификационной работы
неделя Практическое занатие 7. Проблема формулирования темы научного психологического исследования. 1. Тема исследования в свете требований ККСОН РК. 2. Тема психологического исследования как отражение его объекта и предмета. Устный опрос, сравнительный анализ Блиц- опрос Представление о проблеме формулирования темы научного психологического исследования  
8 неделя Практическое занатие 8. Гипотеза научного психологического исследования. 1. Гипотеза как логически обоснованное предположение. 2. Виды гипотез в психологическом исследовании. 3. Логические основания для выработки гипотез. 4. Основные требования, предъявляемые к построению гипотез в психологическом исследовании. Устный опрос, сравнительный анализ Блиц- опрос Представление о гипотезе научного психологического исследования  
неделя Практическое занатие 9. Проблема и актуальность научного психологического исследования. 1. Проблема исследования как осознание противоречия. 2. Виды проблем как противоречие между: условиями ситуации и предъявляемыми к ней требованиями; различными точками зрения на изучаемое явление (процесс, состояние, свойство); внутренними компонентами явления или объекта и т.д. 3. Актуальность научного психологического исследования как насущная потребность теории и практики. 4. Концептуальные, теоретические, практические, прикладные аспекты актуальности. Сравнительный анализ, составление таблицы Письменный опрос   Представление о проблеме и актуальности научного психологического исследования  
10 неделя Практическое занатие 10. Предметно – объектная область научного психологического исследования. 1. Соотношение понятий «проблема», «объект», «предмет». 2. Современные подходы к определению объекта научного психологического исследования. 3. Предмет исследования в современной психологии на общенаучном, междисциплинарном, специальном уровнях. 4. Специфика определения предмета исследования в теоретическом, эмпирическом и прикладном психологическом исследовании. Сравнительный анализ, составление таблицы Письменный опрос   Представление о предметно – объектной области научного психологического исследования  
11-12 недели Практическое занатие 11-12. Сбор научной информации. 1. Основные источники научной информации. 2. Изучение литературы. 3. Документальные источники информации. 4. Организация справочно-информационной деятельности. 1. Методы работы с каталогами и картотеками. 6. Универсальная десятичная классификация (УДК). 7. Библиотечно-библиографическая классификация (ББК). 8. Библиографические указатели. Составление таблицы, устный опрос Письменный опрос   Представление о сборе научной информации
13-14 недели Практическое занатие 13-14. Оформление результатов научной работы. 1. Оформление полученных результатов в виде отчета, доклада, статьи и т.д. 2. Требования, предъявляемые к научной рукописи. 3. Общий план изложения научной работы. 4. Аннотация и реферат научной работы. Доклады и рефераты по теме Письменный опрос   Познакомить студентов с оформлением результатов научной работы    
15 неделя Практическое занатие 15. Внедрение и эффективность научных исследований. 1. Внедрение как конечная форма реализации результатов научно-исследовательской работы. 2. Этапы внедрения результатов НИР. 3. Опытно-конструкторская работа (ОКР). Сравнительный анализ Письменный опрос   Познакомить особенностями внедрения и эффективности научных исследований  

Перечень заданий студенту по СРС

Темы занятий Задание на СРС Рекоменд. литература Сроки Форма контроля Объем и условия оформления работы
1. Особенности языка и стиля научного исследования. Составить подробный отчет 1-8 неделя Конспект Представить материал в письменном виде
2. Необходимость апробации научных результатов. Остановиться на особенностях 1-8 неделя Эвристическая беседа Устное выступление
3. Правила написания и оформления научных статей. Изучить специфику написания научных статей 1-8 неделя Сообщение Устное выступление не более 5 минут
4. Научная деятельность выдающихся психологов прошлого и сов- временности.   Подготовить доклад 1-8 неделя Диалог Подготовить реферат

Примечание. Самостоятельная работа студента является важной частью учебной работы. От интенсивности и качества самостоятельной работы, от умения студента самостоятельно овладевать знаниями программного материала зависят успехи и результаты изучения курса специализации.

Важное значение имеет конспектирование материала, т.е. его краткая запись. Особенно эффективным при конспектировании является подчеркивание наиболее важных мыслей, идей, цифр и фактов. Такое выделение способствует закреплению материала в памяти и позволяет быстро найти выделенные места во время занятий. Желательно в рабочих тетрадях записывать дополнительные сведения и замечания преподавателя.

Одной из действенных форм самостоятельной работы является подготовка докладов и рефератов.

Эта работа позволяет студенту приобрести навыки поиска новой информации из различных источников. Подготовка докладов и рефератов приучает к библиографическим поискам, сбору, анализу и обобщению материала, развивает умение излагать свои мысли кратко, четко аргументировано; расширяет кругозор; развивает интерес и вкус к самообразованию, что в условиях постоянного обновления информации пригодится будущим специалистам с высшим образованием. Кроме того, эта работа формирует навыки научно-исследовательской работы.

Подготовка и участие студентов в таких формах занятий как дискуссии, игры, тренинги, подготовка рейтинговых заданий помогает развитию творческого мышления, приобретению навыков и умений в применении знаний в будущей профессиональной деятельности студентов, а также в развитии коммуникативных связей.

Сдача в сроки, определенные преподавателем, разного рода заданий, выполненных студентом в полном объеме и качественно, предполагает получение студентом поощрительных баллов.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. – Челябинск, 2007

2. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов. – Минск, 2005.

3. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт.-сост.И.Н. Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2007

4. Вахрин П.И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит»: Учеб. пособие. – М., 2006.

5. Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов и др.; Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. – М., 2004.

6. Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: Метод. пособие / Сост. И.Н.Кузнецов. – Минск, 2005.

7. Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учеб-практ. пособие. – М., 2001.

8. Спесивцева О.И. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. – Челябинск, 2000.

Дополнительная литература

1. Информационная культура специалиста [Текст] : учеб.-практ. пособие / Зусьман О. М. [и др.]. – СПб., 2003. – 228 с.

2. . Копытова, Н. Е. Технология создания курсовых и дипломных работ [Текст] : практ. рук. / Н. Е. Копытова, Л. А. Пронина, Л. Н. Макарова ; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Тамбов : Першина, 2005. – 87 с.

3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М., Юрайт, 2013.

4. Битянова М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с.

5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента : учеб. пособие для студентов вузов / Р. Готтсданкер ; пер. с англ. Ч.А. Измайлова и В.В. Пептухова. – М. : Академия, 2005. – 366 с.

6. Динглер Г. Эксперимент. Его сущность и история / Г. Динглер, А.В. Михайловский. – М. : Academia, 2005. – 367 с.

1. Зароченцев К.Д. Экспериментальная психология : учебник / К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков. – М. : Проспект, 2004. – 208 с.

2. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии: Учебное пособие/ В.Б. Шапарь. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.

Наши рекомендации