Опрос первый. Кто такой Младший инструктор и зачем он нужен?

Итак, Младший инструктор. Сначала конкретные положения. Обычно, младший инструктор – это ребенок, который уже достаточное время провел в коллективе, знает и умеет гораздо больше новичка и даже пионера среднего уровня. Обычно так получается, что это подросток 14-15 лет, реже более младший. В коллективе (для простоты и конкретности коллектив мы далее будем называть отрядом) он работает на позиции обычного пионера – у него нет никаких привилегий, никаких льгот, никаких прав. Есть, вероятно, какие-то обязанности, но об этих обязанностях в отряде разговор обычно не идет – отряд не выбирал младшего на эту должность, не отряду у младшего и спрашивать о выполнении его обязанностей.

Младшего никто не выбирает, обычно его назначают. Так кто же он такой? Помощник вожатого? Старшего инструктора? Нет. Не только. Он и штатный внутренний «психолог» отряда, помогающий разобраться в себе и своих делах и тревогах тем, кому это надо. Он и жесткий лидер и организатор, тогда, когда такое требуется. Он и умелый помощник, советчик каждому в отряде и лучший друг для большинства – такой, с которым и секретами поделиться не страшно. А еще он заводила и выдумщик, яркая звезда и несомненный кумир всего отряда. Он – высокий авторитет «на уровне», среди своих сверстников, ровесников.

Зачем нужен такой человек? Что он делает в отряде?

Сначала ответим на первый вопрос - зачем нужен такой человек.

Дело в том, что он не просто нужен. Он незаменим.

А чтобы ответить на вопрос почему это так, придется немного углубиться в психологию детского возраста.

Обычно, так уж устроена психология ребенка, что он гораздо больше доверяет своим сверстникам, нежели взрослым. Этот феномен легко объясним – к возрасту 10-12 лет ребенок уже очень много наполучал от взрослых различных отрицательных эмоций – его ругают родители, учителя, все взрослые постоянно пытаются его воспитывать. А поскольку большая часть взрослых в его жизни обычно делает это совершенно неграмотно, то в глазах ребенка они выглядят исключительно как надоедливые люди, и все их слова, действия, ребенок воспринимает как нечто утомительное, но неизбежное. Редки те семьи, в которых дети воспринимают своих родителей хорошо, не конфликтуют с ними, а уж детей, у которых нет никаких претензий к учителям по пальцам пересчитать можно. Детей, которые доверяют всем без исключения взрослым, и вовсе нет. Это, наверное, правильно с их стороны, вот только новому в жизни ребенка взрослому, который, может быть, является и неплохим педагогом, и хорошим человеком и сумеет найти с ребенком общий язык очень, зачастую, бывает сложно получить у ребенка доверие. На это, обычно, уходит много времени.

Да и после этого возникает проблема двойственности отношений – с одной стороны с ребенком зачастую надо работать жестко и строго, а с другой стороны сохранять его доверие. И пока ребенок не начинает понимать и оценивать свои собственные действия правильно, это практически невозможно.

Вот тут и выходит на арену младший инструктор. Его присутствие и помогает решить эту проблему – недоверие ребенка взрослому, нежелание обсуждать с ним свои внутренние проблемы и необходимость с ним работать.

Поскольку младший инструктор - тоже ребенок, то обычно дети гораздо легче идут на контакт с ним, нежели со старшим.

С другой стороны, поскольку младший инструктор – человек, который понимает все аспекты проблем, лежащих в области работы с детьми, то он, таким образом, может эти проблемы пытаться решать.

Кстати, говоря, являясь ребенком, младший обычно видит и знает гораздо больше о происходящем внутри коллектива, нежели старший. И это очень полезно – он может вовремя предотвратить конфликт, о котором старший узнает только когда он разразится или решить еще какие-то неотложные проблемы на стадии их зарождения.

Таким образом, младший инструктор – это нечто среднее между просто ребенком и взрослым – старшим.

Позиция ребенка дает ему доверие детей и возможность найти с ними легкий контакт. Знания, которые у него есть, дают ему возможность помогать взрослому справляться с теми проблемами в сфере работы с ребенком, с которыми взрослый или не может справиться или вынужден затратить на это много сил.

Подводя итог, можно сказать, что работа младшего должна строиться по следующей схеме:

1. Найти контакт (желательно максимально близкий) со всеми членами своего коллектива (отряда)

2. Имея этот контакт использовать его в интересах старшего, которые, на самом деле, являются задачами организации.

«Найти контакт» в данном контексте обозначает, что младший должен суметь сделать так, чтобы все члены коллектива максимально ему доверяли, чтобы при возникновении внутренних проблем считали его человеком, который может и сможет помочь, человеком, с которым можно поделиться этими проблемами. Чтобы в случае возникновения проблем в группе, да и не только тогда, мнение младшего было нужным и выслушанным, чтобы в группе знали, что младший – это человек, который всегда сможет прийти на помощь, что-то придумать, как-то решить проблему.

Теперь о том, что младший должен делать, когда контакт найден. Если речь идет о лагере, то, условно говоря, прошел оргпериод – те несколько дней, во время которых занимаются экологические ниши в группе и младший сумел (или не сумел) – будем надеяться, что сумел – занять нужное ему положение в коллективе. . Что он должен в этом положении делать? Какие вопросы должны лежать в сфере его внимания, что он должен отслеживать в группе? Какие проблемы должны его беспокоить и как он их должен решать?

Тут обычно возникает множество мнений даже в кругу тех людей, которые выросли и сами прошли через систему младшего инструкторства. Вот направления его работы, которые являются основными:

- Моральный климат в отряде.

- Помощь в подготовке творческих дел.

- Взаимодействие групп внутри отряда

- Ситуация успеха для отряда и пионера

- Работа с личностью.

Главная же задача младшего инструктора

СОЗДАТЬ ПИОНЕРАМ СИТУАЦИЮ УСПЕХА.

Для лучшего понимания стоит, наверное, пояснить некоторые задачи и их содержание.

Итак:

МОРАЛЬНЫЙ КЛИМАТ В ОТРЯДЕ :

· Налаживание межличностных отношений. Нет ссор, споров, все проблемы и несогласия решаются тактично, вежливо, спокойно. Нет вражды и противостояния.

· Пионерам нравится работать в отряде, делать то, что они делают.

· В отряде должен быть дух единства, при котором каждый из пионеров отряда в первую очередь ощущает себя не просто человеком, а частью коллектива

· Все проблемы, возникающие в отряде должны быть общими, решаться сообща, недопустимо позиция: «Это касается только нас»

· Коллектив мобилен, подвижен, у него есть собственная идеология и цель, к которой он стремится. Для пионеров цель их коллектива должна быть в то же время их личной целью (целями). Такое достигается в начале работы коллектива с помощью набора ОЗЦ.

· Для коллектива важны все его члены, нет нужных и полезных и нет ненужных и неполезных. Каждый умеет что-то свое, и различие может быть только в ответственности, которую каждый несет перед коллективом за свои действия.

ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

· Все дела коллектива должны делаться сообща, коллектив должен уметь организовать работу так, чтобы не было перегруженных и не было незанятых.

· Достижение наилучшего результата в деле должно быть одной из главных целей, как коллектива, так и всех его членов.

· При подготовке к делу должны решаться, помимо, собственно самой подготовки, несколько других задач: Обучающая (дети учатся новой, незнакомой для них деятельности, которая пригодится им в дальнейшем), Развивающая (дети видят взаимопроникновение деятельностей друг в друга, осознают для чего им необходимо знать и уметь вещи, которым они учатся в ходе дела), Воспитывающая (дети учатся работать в коллективе, при этом добиваясь максимальной результативности, что возможно только при уважительном отношении друг к другу, взаимопомощи и поддержке, постоянному вниманию к другим и к самому себе, ответственности за собственные поступки)

· Творческое дело должно способствовать тому, что ребенок заинтересуется некоторой ведущей деятельностью творческого дела.

· Новичкам дело обязательно должно понравиться, независимо от результата.

· Обязательный анализ после творческого дела должен помочь осознать ошибки и в будущем подготовить дело на более высоком уровне.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУПП ВНУТРИ ОТРЯДА

· Все микроколлективы, существующие внутри отряда не должны бороться за первенство и лидерство, а должны работать сообща, преследуя цель всего коллектива.

· Все микроколлективы, существующие внутри отряда должны быть мобильными, подвижными и легко видоизменяться, если это необходимо для достижения цели отряда.

· Дружеские связи ребят должны помогать достижению целей коллектива, а не мешать им.

· Цель коллектива должна быть выше целей микроколлективов

СИТУАЦИЯ УСПЕХА ДЛЯ ОТРЯДА И ПИОНЕРА

· Каждое дело, которое поручено или доверено члену коллектива должно быть для него возможно выполнимым

· Каждое дело, которое поручено или доверено члену коллектива должно быть для него не слишком легким, для его выполнения он должен приложить некоторые усилия, применить знания, умения, опыт.

· Каждое дело, которое поручено или доверено члену коллектива должно быть выполнено максимально удачно.

· Почти то же самое можно сказать и об отряде.

· Каждое дело отряда не должно быть легким, оно должно быть ступенькой вверх. Не слишком высокой, но и не слишком низкой.

· Каждое дело отряда должно быть выполнено, и все члены отряда должны получить от его выполнения моральное удовлетворение и желание делать аналогичные дела еще и еще, но уж лучше.

· Каждое последующее дело или поручение должно быть посложнее и посерьезнее предыдущего.

РАБОТА С ЛИЧНОСТЬЮ

· Мы стремимся воспитать вежливого, отзывчивого, готового прийти на помощь другим ребенка.

· В то же время мы стремимся подготовить ребенка к жизни в окружающем мире: научить его внимательно отслеживать свои интересы и интересы своего коллектива.

· Мы хотим, чтобы наш ребенок был честным, справедливым и умел отстаивать свою позицию перед кем бы то ни было.

· Мы хотим, чтобы наш ребенок умел думать, анализировать, находить наилучший выход из создавшегося положения самостоятельно.

· Мы хотим, чтобы наш ребенок мог принимать ответственные решения, умел брать на себя руководство и вести коллектив к цели, как в обычных, так и в экстремальных ситуациях.

· Мы хотим, чтобы наш ребенок был свободен в общении, умел легко найти общий язык со всеми.

В свете всего вышесказанного раскрываются широкие горизонты знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок, претендующий на должность младшего инструктора. Это и психология и методика работы с коллективом и многое, многое другое.

МЛАДШИЙ ИНСТРУКТОР ДОЛЖЕН:

1. ЗНАТЬ

· Игротеку

· Психологию детского возраста

· Особенности индивидуальной работы

· Свои плюсы и минусы

· Свои задачи

2. ПОМНИТЬ

· Об антилидерах

· О форме отряда

· О том, что я – флагман

· О том, что ночь для того, чтобы спать

· О нормах этики и общения

· Об ответственности

· О том, что вечером я встречусь со своим старшим инструктором.

3. ПРЕДУГАДАТЬ

· Реакцию на ситуацию или фразу

· Лидеров и антилидеров

· Возможные конфликты

4. УМЕТЬ

· Разрешать конфликты

· Правильно распределять свое время

· Найти общий язык со всеми

· Правильно вести и оформлять свою тетрадь

· Не показывать плохого настроения

· Правильно указать на минусы

5. ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ТАКОЕ

· Пионер

· Московская Городская Пионерская Организация

· Пионерская дружина «Сигнальщики»

6. ОПАСАТЬСЯ

· Местных

· Непонимания

· Ревности

· Потери контакта с отрядом

· Потери места лидера

· Ощущения всесилия

7. ТЕРПЕТЬ.

Итак, человек, умеющий, знающий и владеющий всем вышесказанным является младшим инструктором. Как же этого всего достичь и научиться? Пойдем по порядку…

Наши рекомендации