Первичная диагностика личных параметров 7 страница

Упражнение. МОИ УСПЕХИ И МОИ НЕУДАЧИ

Материалы Не требуется.
Время Упражнение – 5-7 мин. на каждого участника.
Инструкции «Пожалуйста, вспомните об одной вашей неудаче и об одной удаче. Безразлично, когда они случились, недавно или же очень давно. Попробуйте рассказать о них группе в оптимистичной манере». Задача участников группы – после завершения рассказа попробовать скорректировать его в сторону большего оптимизма.
Обсуждение «Что мешает нам рассуждать в оптимистичном стиле? Какие преимущества и какие недостатки имеет оптимизм?»
Комментарии Это упражнение мы часто используем при подготовке участников политической борьбы и безработных, готовящихся к интервью. В тренинге наслаждения мы делаем особый акцент на позитивных эмоциях, связанных с оптимистичным стилем самопрезентации. При обсуждении часто возникает вопрос о том, насколько объективен оптимизм, не является ли оптимистичный стиль мышления искажением реальности. Тренер в этом случае может сказать, что оптимизм означает безусловно ошибочное восприятие реальности, сфокусированное на позитивных ее аспектах. Оптимисты переоценивают свои шансы на успех и недооценивают значение неудач. Однако опыт показывает, что их чрезмерно радужные ожидания имеют обыкновение сбываться. Наиболее точное восприятие реальности во всей ее сложности легче всего встретить в клинике депрессивных расстройств, но это лишний довод в пользу того, к чему, собственно, имеет смысл стремиться.
Домашнее задание «Постарайтесь обращать внимание на то, в каком стиле окружающие вас люди рассказывают о своих успехах и своих неудачах. При необходимости попробуйте вмешаться в разговор и скорректировать стиль рассказа на более оптимистичный».
Страховка Пессимистичный рассказ о неудаче: «Два месяца назад я выехал в гололед на недавно купленной новой машине. И ведь знал, что резину нужно было сменить на шипованную, но все откладывал и откладывал. В общем, не справился я с управлением, и мало того, что свою машину разбил, так еще и чужой бок помял». Скорректированный пересказ: «Два месяца назад сложилась очень неблагоприятная обстановка на дороге. Подморозило, и дорога превратилась в каток. На моей новой машине еще стояла летняя резина, и ею очень трудно было управлять. На особо крутом повороте машину занесло, но я сделал все возможное и сумел предотвратить серьезную аварию. Я лишь слегка задел чужую машину. Впредь буду внимательнее следить за сезонной сменой покрышек». Пессимистичный рассказ о неудаче: «Мама, я опять ничего не смог ответить на математике. У меня опять двойка. Я никогда не смогу в этом всем разобраться». Скорректированный пересказ: «Тебе, сынок, попалась очень сложная задача, и учитель был в плохом настроении. Вчера дома ты прекрасно во всем разобрался и правильно решил несколько задач. Нам с тобой нужно попробовать теперь решать задачи такого типа, которая тебе досталась в классе». В приведенных страховочных примерах можно увидеть еще один прием когнитивной проработки неудач, который заключается в переформулировании неудачи в достижимую цель. Это прием тренируется в следующем упражнении.
Упражнение «______________________________________________» Цель: _________________________________________________________   Инструкция: _________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________  

Упражнение 34. ОШИБКИ – ФАКТОРЫ УСПЕХА

Материалы Карточки с двумя колонками. Правая колонка имеет заголовок «Правила или задачи на будущее», левая – «Текущие или часто встречающиеся ошибки и неудачи».
Время Упражнение – 10 мин., обсуждение – 5-10 мин. на каждого участника.
Инструкция: Шаг 1 «Вспомните, пожалуйста, и запишите в левой колонке три допущенные вами текущие ошибки или постигшие вас неудачи. В правой колонке переформулируйте эти неудачи в правило на будущее или выполнимую задачу».
Шаг 2 «Расскажите группе о неудачах в оптимистичном стиле и сформулируйте выполнимую задачу или правило на будущее». Группа следит за точностью формулирования правил и задач, а также за их реальностью и выполнимостью.
Обсуждение «Что вы чувствовали, когда ошибки и неудачи приобретали форму правил? Можно ли как-либо конкретизировать, уточнить правила и задачи?»
Комментарии Если участник группы заявляет, что у него уже давно не было неудач и промахов, то тренер может указать на то, что здесь есть существенный резерв наслаждения. Может быть, имеет смысл заняться более сложным и интересным делом, как-то расширить круг привычно решаемых задач? Особо также следует отметить, что правило создает удовольствие только в том случае, если оно выполняется.
Домашнее задание Участникам раздаются пустые карточки, которые использовались в этом упражнении. «Если вы замечаете за собой некоторые недоработки или неудачи, запишите их на карточке и потренируйтесь в переформулировании неудач в правила и задачи». Выполнение домашнего задания обсуждается на следующем занятии.
Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________   Инструкция: _________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос____________________________________________

б) Составьте самостоятельно (краткий рабочий вариант: название упражнения «..»; Цель; Инструкция; Обсуждение/Анализ) по 5 карточек психологических игр, упражнений, либо заданий и пр. по каждой тренинговой форме: Индивидуальная работа («Размышляя о себе самом»); Парная работа («Лицом к лицу»); Малая группа из 3 человек («Тройка»); Малая группа из 4 человек («Четверка»); «Малая» большая группа из 7—8 человек («Великолепная семерка»); Общая работа в два круга («Карусель»); Активная работа части группы («Аквариум»); Большой тренинговый круг («Посиделки»); Массовая свободная деятельность («Народное мнение»).

в) Допишите(оформите) по общим требованиям приведенную ниже схему тренинга (Тренинг «Круг Мастерства». Цель может быть: создание очень мощного интегрированного ресурса, который вы можете использовать как для проработки проблемных ситуаций, так и для «оперативной помощи». В принципе, это немного расширенный вариант «Круга Совершенства», к которому добавлена технология доступа и вживания в новые нужные состояния). Возможен вариант работы: составьте тренинг, либо практическое психологическое занятие (соблюдая все требования к таковым) по тематике определенной вами самостоятельно.

ТРЕНИНГ «Круг Мастерства»

1упр. Качества.

Составьте список качеств/умений, которые вы хотели бы в себе улучшить:

1) спокойствие;

2) сосредоточение;

3) уверенность в себе;

4) простодушие.

5) ... Всего 7-10 штук.

2упр. «Носитель».

Проставьте напротив каждого качество имя человека, животное, природное явление, у которых это качество развито лучше всего. (Можно сказать, что это «олицетворение» этого качества).

1) спокойствие - ель;

2) сосредоточение - лазер;

3) уверенность в себе - лев;

4) простодушие - собака.

5) ...

3упр.- задание. Новые качества.

Напишите на листике бумажки каждое из качеств/умений и нарисуйте (по мере возможностей) его «олицетворение».

4.упр. Круг Мастерства.

Создайте «Круг Мастерства» – область, где сосредоточены все ваши ресурсы: умения, состояния, знания и проч. Положите туда все что вы уже имеете. Зайдите и прочувствуйте его.

5.Психологическая игра. «Вживание в носителя».

Разложите бумажки с качествами по часовой стрелке на равном расстоянии друг от друга вокруг «Круга Мастерства». Становясь на бумажку старайтесь стать этим «олицетворением», максимально вжиться в него. Выбирайте момент, когда нужное качество проявляется максимально сильно (то есть, например, лев максимально уверен в себе»).

6 упр. Интеграция.

После того, как вы прошли по всем бумажкам и максимально вжились в каждый образ, переместите бумажки с рисунками внутрь «Круга Мастерства». После чего войдите внутрь его и прочувствуйте его изнутри. Что там изменилось?

Тренинг «____________________________________________________».

Цель:

______________________________________________________

Задачи:

1.____________________________________________________ 2.____________________________________________________ 3.____________________________________________________

Материалы и подготовка:

_______________________________________

Время:

______________________________________________________

Правила работы в группе:

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Психогимнастика. «________________________________»

Цель:

______________________________________________________Содержание:

______________________________________________________

__________________________________________

Упражнение «Знакомство»

Цель:

______________________________________________________Содержание:

______________________________________________________

___________________________________________________________Домашнее задание

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

______________________________________________________

1.Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________   Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________  
2.Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________   Инструкция: ________________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________
3.Упражнение «______________________________________________» Цель: _________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________  
4.Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________
5.Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________  
6.Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________

Обратная связь:

_______________________________________

_______________________________________

Список литературы для самостоятельной подготовки по теме раздела:

1.Большаков, В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. – 380 с.

2.Вачков, И.В. «Основы технологии группового тренинга». Учеб. пособие. М: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.

3.Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. – 166 с.

4.Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.

5.Келлерман, П.Ф. Психодрама крупным планом. – М.: Независимая фирма «Класс». 1998. – 240 с.

6.Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

7.Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост / Выпуски 1, 2, 3, 4. – М.: Изд. Российскою открытого Университета, 1991-1994.

8.Хрестоматия по телесно-opиентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Ю. Баскаков. – М.: НПО «Психотехника», 1992. – 108 с.

9.Шерток, Л., Соссюр, Р., Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. – М.: Прогресс, 1991. – 288 с.

10.Хломов, Д.П. Русский гештальт // Гештальт-92 / Под ред. Д.И. Хломова, Н.Б. Долгополова, П.Б. Кедровой. – М., 1992.

Словарная работа

Агрессивность____________________

Агрессия вербальная______________________________________

_______________________________________

Агрессия инструментальная________________________________

_______________________________________

Агрессия косвенная_______________________________________

_______________________________________

Агрессия прямая__________________________________________ ______________________________________________

Агрессия реактивная______________________________________ _______________________________________

Агрессия физическая_____________________________________

____________________________________________

Адаптация психологическая________________________________
_______________________________________

Адаптация социальная_____________________________________

____________________________________________

Акмеология___________________________________________________________________________________________

Активное социально-психологическое обучение_______________

____________________________________________

Актуализовать (актуализировать) — перевести из состояния потенциального в состояние реальное, актуальное_______________

___________________________________________

Акцентуация__________________________

Акцентуация астеническая _________________________________

___________________________________________

Акцентуация гипертимная_______________________________________________

____________________________________________

Акцентуация демонстративная___________________________________________

____________________________________________

Акцентуация дистимная ____________________________________

___________________________________________

Акцентуация застревающая ________________________________

____________________________________________

Акцентуация истероидная __________________________________

___________________________________________

Акцентуация конформная __________________________________

__________________________________________

Акцентуация лабильная ____________________________________

____________________________________________

Акцентуация неустойчивая _________________________________

____________________________________________

Акцентуация паранойяльная _______________________________

____________________________________________

Акцентуация психастеническая _____________________________

____________________________________________

Акцентуация сенситивная __________________________________

___________________________________________

Акцентуация характера ____________________________________

___________________________________________

Акцентуация циклоидная __________________________________

___________________________________________

Акцентуация шизоидная ___________________________________

___________________________________________

Акцентуация эпилептоидная ________________________________

___________________________________________

Наши рекомендации