Раздел I СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОмГУ

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ Учебно-методическое пособие

Изд-во ОмГУ

Омск 2004

УДК 159.9

ББК 88я73

В240

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ

Рецензенты:

канд. психол. наук, доц. Л.И. Дементий,

канд. психол. наук, доц. В.В. Лемиш

В240 Введение в профессиюв схемах и таблицах: Учебно-методическое пособие /

Сост. А.Ю. Маленова. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 44 с.

ISBN 5-7779-0530-7

В пособии, состоящем из трех разделов, отражающих логику построения курса «Введе­ние в профессию», обобщена и систематизирована информация в виде схем, таблиц и коммен­тариев к ним.

Для студентов факультета психологии очной, заочной и ускоренной форм обучения.

УДК 159.9 ББК 88я73

Издание осуществлено при финансовой поддержке факультета психологии

ISBN 5-7779-0530-7

© Омский госуниверситет, 2004

Оглавление

Введение




Раздел 1. Структура и организация деятельности в ОмГУ

1.1. Понятие и структура университета ............................................................................................. 6

1.1.1. Понятие и основные задачи ОмГУ ................................................................................. 6

1.1.2. Управление университетом ............................................................................................ 7

1.1.3. Факультет: понятие, структура, управление .................................................................. 9

1.2. Права и обязанности студентов ................................................................................................. 10

1.3. Организация обучения в ОмГУ ................................................................................................. 12

1.3.1. Основные формы обучения и структура учебного года в ОмГУ .............................. 12

1.3.2. Виды занятий и работ, установленные в ОмГУ .......................................................... 13

1.3.3. Текущая и итоговая аттестация в ОмГУ ....................................................................... 15

Раздел 2. Учебно-профессиональная подготовка психологов

2.1. Подготовка профессиональных психологов за рубежом ....................................................... 17

2.2. Подготовка профессиональных психологов в России ........................................................... 19

2.3. Содержание высшего профессионального образования ........................................................ 22

2.4. Факультет психологии ОмГУ: исторический очерк ............................................................... 24

Раздел 3. Специфика психологии как науки и профессии

3.1. Особенности психологии как науки ......................................................................................... 26

3.1.1. Виды и особенности психологических знаний ........................................................... 26

3.1.2. Наука: понятие и критерии. Психология как наука .................................................... 28

3.1.3. Научное социально-психологическое исследование: понятие, структура, этапы .... 29

3.2. Психология как профессия ........................................................................................................ 31

3.2.1. Понятие о профессии. Социальный заказ на психологические знания .................... 31

3.2.2. Особенности профессиональной деятельности психолога ........................................ 32

3.3. Особенности деятельности практического психолога ........................................................... 34

3.3.1. Особенности взаимоотношений психолога-практика с лицами, обратившимися за психологической помощью ......................................................................................... 34

3.3.2. Основные этапы и виды деятельности практического психолога ............................ 36

3.3.3. Основные сферы деятельности практического психолога ......................................... 38

3.4. Этические принципы профессиональной деятельности психолога ..................................... 39

Заключение ......................................................................................................................................... 40

Литература к курсу «Введение в профессию» ................................................................................ 41

Введение

Переход от стадии выбора профессии к собственно профессиональному обучению связан с определенными трудностями, среди которых основной является недостаток информации о студенте как субъекте учебно-профессиональной деятельности, а также о будущей профессии в целом.

Учебно-профессиональная деятельность в вузе организована таким образом, что на про­тяжении всего обучения постепенно происходит «превращение» студента в профессионала, эти образы как бы накладываются один на другой, в последующем растворяясь друг в друге. Не­смотря на то, что конечной целью является профессиональное становление и развитие учащих­ся, все же освоение роли «студента» и роли «специалиста» требует решения разных задач, предъявляет различные требования к знаниям, умениям, навыкам, особенностям личности. Следовательно, успешность адаптации в условиях высшей школы включает первоначально достижение «студенческой» идентичности, а затем и профессиональной.

В связи с отсутствием опыта не только профессиональной деятельности, но и собственно учебной деятельности в высшем учебном заведении первокурсники нуждаются в информаци­онной и психологической помощи в осознании совершенного выбора и профессии, и места обучения.

Таким образом, на наш взгляд, в качестве основных задач курса «Введение в профессию», выступают:

1. Формирование представления и введение в сферу учебно-профессиональной деятель­ности как актуальную для студентов вуза;

2. Повышение уровня профессиональной ориентированности первокурсников;

3. Формирование представления о психологии как науке и профессии, о роли и значении данной области знаний в жизни человека и общества;

4. Расширение кругозора о профессиях психологического профиля.

Поставленные задачи требуют построения определенной логики изложения курса «Вве­дение в профессию», из которой следует выделить три основных раздела, составляющих про­грамму изучаемой дисциплины. Первый из них посвящен анализу структуры и организации работы в ОмГУ и включает следующие темы: понятие об университете; структура и организа­ция работы в ОмГУ; организация обучения в ОмГУ. Второй раздел охватывает вопросы, рас­крывающие специфику учебно-профессиональной подготовки психологов в России и за рубе­жом. Третий раздел посвящен анализу психологии как науки и профессии.

В них систематизирован материал с помощью схем и таблиц. На наш взгляд, использова­ние наглядной учебной информации является наиболее приемлемой формой для организации восприятия, осмысления, усвоения и запоминания материала. Обобщенная, систематизирован­ная информация, представленная схематично, сопровождается комментариями, которые на­правлены на уточнение, конкретизацию и разъяснение используемых понятий и терминов.

Выделение и раскрытие содержания основных понятий способствует их осмыслению, верной интерпретации, корректности использования и в целом овладению научной терминоло­гией как одним из элементов профессиональной культуры.

Все схемы и таблицы составлены автором на основе анализа накопленного материала в области учебной, научной и профессиональной психологической деятельности. В силу особен­ностей предмета изучения дисциплина «Введение в профессию» тесно связана с такими курса­ми, как «Общая психология», «Педагогическая психология», «Прикладная психология», «Со­циальная психология», «Юридическая психология», «Медицинская и клиническая психоло­гия», «Методика преподавания психологии», «Психодиагностика», «Консультативная психоло­гия», «Психокоррекция», «Психология труда», «Экономическая психология», «Психология управления», «Психология социальной работы», «Психологические основы профориентации и профотбора», «Актуальные проблемы СПС», «Адаптация на рынке труда» и пр., что находит отражение в учебном материале в целом и в данном пособии в частности.

Раздел I СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОмГУ

Наши рекомендации