Основные условия и ситуации делегирования полномочий

Глава 7 ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Механизмы участия персонала в управлении

Основы делегирования полномочий

Основные условия и ситуации делегирования полномочий

Если у вас дельные, хорошо обученные

сотрудники, а вы не привлекаете их

к совместному принятию решений,

вы понапрасну теряете свое собственное время.

Постулат менеджмента

Почти все организации наделяют своих руководителей ответственностью за более широкий круг задач, нежели тот, с которым они могли бы справиться лично. Менеджер не может обеспечить себе достаточной гибкости в работе, если он не прибегает к перепоручению работы своим подчиненным. Перепоручить, т.е. делегировать работу, — значит дать задание тому, кто успешно справится с ним.

Рядовому инженеру, специалисту всю работу нужно сделать самому — менеджер же должен прежде всего организовать работу других, умело распределить работу, возложенную на его группу или организацию. Иными словами, речь идет об умении руково­дителя делегировать полномочия, организовать коллективную работу.

Не случайно работу руководителя оценивают не столько по его личным способностям, сколько по тому, как работает вверенный ему персонал.

Характер управленческого труда с каждым годом усложняется, в связи с чем все большее значение приобретает умение руководителя на научной основе организовать труд подчиненных. Делегирование принято считать одной из самых важных проблем в управлении и вместе с тем одной из самых сложных и актуальных

7.1. МЕХАНИЗМ УЧАСТИЯ ПЕРСОНАЛА В УПРАВЛЕНИИ1

В большинстве организаций есть работники, считающие, что их деятельность полностью зависит от других людей (в первую очередь менеджеров), а их собственные усилия оказывают незначительное воздействие на результаты деятельности организации. Подобное отношение определяет низкую самооценку сотрудников — распространенное убеждение в неспособности внести существенный вклад в достижение целей организации. Нередко проблемы индивидуальной эффективности возникают в переходные для организации периоды, когда работник утрачивает контроль над событиями (например, во время слияний и поглощений). Проблемы могут также возникнуть при необходимости работы под началом авторитарного руководителя, в тех случаях, когда принятая в организации система вознаграждения не стимулирует повышение квалификации или инновации или рабочее задание не предполагает разнообразия и свободы действий.

Один из основных методов противодействия низкой самооценке сотрудников — наделение их властью. Это любой процесс, обеспечивающий работникам большую автономию за счет рас­ширения их доступа к информации и обеспечения контроля над факторами, определяющими выполнение рабочих заданий. Наделение властью способствует устранению у работников ощу­щения бессилия, усилению чувства собственной значимости. Обычно выделяют пять основных способов наделения сотрудников властью:

1) помощь сотрудникам в достижении высокого уровня рабочих знаний и навыков (правильное обучение, тренинг и приобретение необходимого опыта, что обеспечивает первоначальный успех);

2) расширение функций контроля сотрудников (предоставление большей свободы действий в процессе труда, сопровождающееся повышением ответственности за результаты);

3) ознакомление работников с образцами успешных ролевых моделей (наблюдение за действиями высокоэффективных сотруд­ников);

4) практика социального поощрения и убеждения (похвалы, поощрения, вербальная обратная связь способствуют повышению уверенности в себе работников);

См.: Ньюстром Дж. В., Девис К. Организационное поведение: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000. - С. 204-215.

5) эмоциональная поддержка (способствует снижению стресса и чувства тревоги за счет более четкого определения роли сотрудника и помощи в выполнении задания).

Использование руководителями данных подходов благоприятствует повышению уверенности сотрудников в собственной компетентности, осознанию ценности труда и возможностей ре­ализации своих способностей. Сотрудники воспринимают официальное расширение прав как оценку организацией их трудовых усилий (рис. 7.1).

Основные условия и ситуации делегирования полномочий - student2.ru

Рис. 7.1. Процесс наделения властью

Для наделения властью сотрудников используются разнообразные поведенческие инструменты (совместная постановка целей, обратная связь по результатам труда, моделирование, различные системы вознаграждений), но основными являются различные программы участия в управлении. Реализация такого рода программ способствует формированию у сотрудников чувства собс­твенников, их участию в процессах принятия решений и ощущению возможности выбора рабочей среды.

Участие в управлении предполагает консультации руководителей с подчиненными, ознакомление их с управленческими проблемами и решениями, т.е. командную работу. Предполагается, что руководитель всецело отвечает за работу подразделения, но разделяет оперативную ответственность с участниками процесса труда. Таким образом, сотрудники ощущают себя членами группы, деятельность которой направлена на достижение общих для ко­манды и организации целей. Следовательно, можно определить участие в управлении как вовлечение индивидов в групповые действия, побуждающее их вносить личный вклад в достижение ко­мандных целей, разделять ответственность за всю организацию.

Самое главное в участии персонала в управлении — ментальное и эмоциональное вовлечение работников в работу группы, а не просто их физические действия. В управлении участвует внутрен­нее «Я» индивидов, а не их умения и навыки. Речь идет не столько о физическом, сколько о психологическом вовлечении, о мыслящей личности, а не просто о лице, подключившемся к выполне­нию рабочей задачи. Нередко руководители принимают такое подключение за истинное участие в управлении. Они, конечно, проводят собрания, интересуются мнениями подчиненных, но работники прекрасно понимают, что руководитель является авто­кратическим боссом, которому нет дела до предложений сотрудников. Такого рода руководящие действия являются псевдоучастием в управлении, не предполагающим использования личност­ных ресурсов работников.

На одном из крупных российских текстильных комбинатов в рамках программы участия сотрудников в управлении менеджеры практиковали регулярное проведение собраний, посвященных совершенствованию процесса труда. Однако эффект оказался прямо противоположным: произошло существенное уменьшение объемов производства продукции. Исследователи пришли к вы­воду, что рабочие, основываясь на прошлом опыте, восприняли данные собрания как рекламную кампанию руководства, что свело на нет усилия менеджмента. Если работники (будь то в России или в США) воспринимают попытки руководителей вовлечь их в процесс управления как очередную рекламную кампанию, необходимо приложить огромные усилия для того, чтобы преодолеть негативное отношение сотрудников, вовлечь их в процесс управления и ментально, и эмоционально.

Участие в управлении предполагает, что для достижения целей организации сотрудники получают возможность реализовать свои

способности, проявить инициативу. Именно этим и отличается участие в управлении от «согласования», предполагающего исключительно творчество руководителя, который по согласованию с членами группы реализует в трудовом процессе собственные идеи. Участие в управлении — это не только обсуждение работниками управленческих проблем и согласие на какие-либо действия, но и, в первую очередь, проявление ими творческой активности. Участие в управлении способствует повышению мотивации, помогает работникам осознать цели и определить четкие пути к их достижению. В соответствии с методом руководства «путь — цель» участие в процессе принятия решений сопряжено с высоким чувством ответственности сотрудников, возрастанием степени их мотивации к достижению целей.

В данном случае мы имеем дело с социальным процессом, благодаря которому индивиды самововлекаются в достижение целей организации, употребляя по отношению к ней местоимение «мы», а не «они», решая «наши», а не «их» проблемы. Участие в управлении означает превращение исполнителей чужой воли в «граждан» организации.

Индивид принимает на себя ответственность за действия группы, так как воспринимает участие в ее работе как возможность делать то, что он считает необходимым. Идея возникновения у членов группы желания участвовать в процессе труда единой командой является решающим шагом преобразования ее в успешную рабочую единицу. Если люди хотят чего-то добиться, они обяза­тельно найдут верную дорогу к цели. В этих условиях работники воспринимают руководителей как участников общего дела, обеспечивающих команде необходимую поддержку.

Участие сотрудников в управлении (как прямое, так и косвенное) способствует прежде всего повышению объема производства и качества продукции.

В одной из фирм расходы на осуществление компьютерных операций превысили плановые показатели на 100 тыс. долл. Высшее руководство компании не смогло прийти к соглашению о методах сокращения затрат, рекомендации консультантов также не помогли добиться радикального снижения издержек. Менеджмент был вынужден обратиться за помощью к сотрудникам. В течение месяца были получены предложения, позволившие не только сократить затраты, но и добиться существенной экономии.

Участие в управлении обусловливает изменение мотивации сотрудников, получающих возможность влияния на ситуацию, возрастание самооценки, степени удовлетворения трудом, улучшение взаимодействий с менеджерами. Кроме того, снижается вероятность конфликтов и стрессов, повышается восприимчивость работников к изменениям, снижаются показатели текучести кадров и прогулов. Наконец, проводимые в рамках участия в управлении мероприятия, обсуждение рабочих проблем благоприятствуют улучшению коммуникаций. Обеспечение рабочих большим объемом информации о финансах и операциях организации позволяет им выдвигать более эффективные предложения.

Результаты внедрения программ участия работников в управлении проявляются, однако, преимущественно в долгосрочном периоде. Прежде всего должна измениться организационная куль­тура, что является довольно медленным процессом, и только затем возрастает эффективность системы в целом.

Простейшая модель процесса участия в управлении представлена на рис. 7.2.

Основные условия и ситуации делегирования полномочий - student2.ru

Рис. 7.2. Процесс участия работников в управлении

Успех участия в управлении зависит от следующих условий:

1) менеджер и сотрудники располагают временем, необходимым для обеспечения данного процесса; в кризисных ситуациях данная практика нецелесообразна;

2) потенциальные выгоды участия в управлении превосходят затраты — например, участие в управлении не должно препятствовать выполнению основных рабочих заданий;

3) участие в управлении должно быть интересным для работников, в противном случае они будут считать его ненужной дополнительной нагрузкой;

4) интеллектуальные способности и квалификация участников процесса позволяют им реально участвовать в управлении;

5) участники процесса взаимно способны к общению, умеют слушать и слышать других людей, говорить на понятном для всех языке, что позволяет им обмениваться идеями;

6) недопустимость каких-либо угроз со стороны заинтересо­ванных лиц. Если работники воспринимают действия или наме­рения менеджмента как потенциально опасные или руководители ощущают, что их авторитет находится под угрозой, они откажутся от участия в управлении или будут сопротивляться ему;

7) участие в управлении реализуется исключительно с учетом свободы выбора рабочих заданий группы. Каждое отдельное подразделение не имеет права принимать решения, противоречащие политике компании, заключенным коллективным договорам, юридическим требованиям. Кроме того, существуют и внешние физические ограничения (например, форс-мажорные обстоятельства, в результате которых завод закрывается) и ограничения в отношении рабочей силы (отсутствие у основной массы сотрудников определенных знаний). Итак, область свободы выбора рабочих заданий для любого подразделения есть область его свободы действий в пределах всех ограничений. Полной свободой действий не обладает ни одна организация.

Критическим элементом эффективности любой программы участия в управлении является степень осознания занятыми в ней сотрудниками ответственности за предоставленные им возмож­ности.

Многие менеджеры с большим трудом осваивают новые роли в организациях, предполагающих высокий уровень вовлечения сотрудников в управление. Нередко участие работников в управлении воспринимается руководителями как угроза их авторитету и статусу. Руководителям необходимо время, чтобы осознать теорию участия в управлении, научиться использовать ее наиболее эффективные инструменты, расстаться с ролями судей и крити­ков и стать партнерами, сотрудниками. В обязанности менеджера по-прежнему входят определение направлений развития подразделения, идентификация проблем и предложение действий, на­правленных на их устранение, контроль над использованием ресурсов. Но происходящие в менеджменте изменения ориентируют управленцев, скорее, на исполнение заказов, на регулиро­вание взаимодействий человеческих и технических ресурсов. Новая парадигма управления переносит акценты от направления и регулирования рабочих процессов к обслуживающему руко­водству, ориентированному на помощь сотрудникам в достижении целей на основе повышения их квалификации и развития способностей.

Наши рекомендации