Самостоятельность и зависимость грихастх.

Домохозяева-преданные должны также поддерживать деятельность ИСККОН. Грихастхи в некотором смысле имеют независимость от организаций ИСККОН. Но они не должен быть полностью независимы. Они должны быть одновременно и зависимыми и независимыми. Они должны быть зависимы от духовного общения с преданными, от их духовной поддержки. А что касается организации жизни и денег на жизнь - в этом как раз должна проявляться независимость. Приходя в храм ИСККОН, домохозяева получают очень многое. Они поклоняются Божествам и т. д. Но самое главное то, что они получают - общение с преданными. Их же долгом является финансово поддержать организацию. Конечно, в сегодняшней России немногие из преданных являются миллионерами. И даже ничего близкого не видно. Но вообще, это хорошая традиция - жертвовать определенную сумму в храм ИСККОН. Вообще Прабхупада дал принцип - пятьдесят процентов. Если сможете делать это, то это здорово.

Сбалансированность.

Очень важно правильно сбалансировать семейную жизнь, социальную жизни, работу и жизнь преданного. Без сомнения - это очень сложно. Как найти время для всего? Но так или иначе вам нужно найти время прочитать 16 кругов, почитать шастры и еще что-то успеть сделать. Если вы этого не делаете, то ваша жизнь практически бесполезна. Если в ней нет места повторению Маха Мантры Харе Кришна и чтению книг Шрилы Прабхупады, то ваша жизнь практически идет впустую. Так что грихастхи должны так организовать свою жизнь, чтобы было время на все это. Как конкретно это сделать, вы должны решить сами. Я, например, уже предложил вам одно решение - жить в сельской местности. Понятно, что для многих преданных это не может быть прямой альтернативой, которую они могут немедленно принять. Но как бы то ни было, вы должны организовать все так, чтобы у вас было время на все это.

Роль мужчины и женщины.

Мужчина.

Давайте теперь немножко поговорим о роли мужчины и женщины. В ведической культуре муж и отец является гуру детей и жены. Он должен давать пищу, кров, одежду. В семье деньги должен добывать муж. И для человека позор жить на деньги жены. Так что отец сам должен зарабатывать деньги и давать все необходимое. Также, правда, он должен давать и детям, и жене сознание Кришны. Долг его не завершается на том, чтобы просто дать деньги, место для житья, образование. Если он не учит детей, как осознавать Кришну, то он практически является их врагом. Он может думать: "Я человек хороший. Всю жизнь для детей отдал". Но если он привел своих детей в этот мир и не учит их тому, как быть сознающим Кришну, то он фактически совершает над ними насилие. Так что это очень серьезно. Он должен позаботиться о том, чтобы его дети росли, привлекаясь к Кришне. Поэтому он гуру детей, а одновременно и гуру жены.

Правильные взаимоотношения.

Считается, что женщина эмоционально слабее мужчины, поэтому она должна получать определенную поддержку от мужа. Это значит, что муж должен знать, как себя вести, чтобы духовно прогрессировать. Традиционно ачарьи давали наставления только ученикам мужского пола. А они уже учили своих жен. Например, читая писания, вы можете заметить, что Парвати - жена Господа Шивы - часто задает ему вопросы. Вы можете найти много разных бесед между ними, которые основаны на том, что Парвати задает вопросы Господу Шиве. Она задает вопросы, а он дает ответы. Таковы правильные взаимоотношения между мужем и женой, основанные на сознании Кришны. Прабхупада в одном из писем был предельно ясен. Он писал своему ученику, что тот не должен использовать свою жену как машину для секса. Муж должен видеть в жене вайшнави, т.е. преданную. И соответствующим образом выражать ей почтение.

Женщина.

Мы уже немного говорили о роли женщины. Прабхупада подчеркивал, что самое важное качество женщины - это ее порядочность. Также я говорил о том, что в ведической культуре женщины выходили замуж в очень раннем возрасте. В современном варианте мы можем порекомендовать, чтобы женщина, однажды получив мужа, не заглядывалась на других мужчин. Это означает, что она не должна иметь определенных желаний по отношению к ним. Это касается также и мужчин. Если они получили жену, то они не должны думать о других женщинах. Есть одна жена, и этого достаточно. Конечно, в ведической культуре полигамия была разрешена. Но Прабхупада не хотел, чтобы это проявлялось у преданных ИСККОН. Основные качества женщин описаны в писаниях - это целомудрие и покорность. У многих женщин современного века очень большие проблемы с тем, как принять эти качества. Существует движение по освобождению женщин, борьба за права женщин. Эти люди говорят, что женщины должны быть равными во всех отношениях с мужчинами. Шрила Прабхупада был против этого. Он говорил, что женщина не может быть равной мужчине. Даже на физическом уровне они отличаются. Женщины могут забеременить, иметь детей, а мужчины этого не могут. Когда у них появляются дети, они должны полностью зависеть от мужчины. Поэтому они должны быть покорными. Прабхупада говорил, что обычно женщины имеют меньше разума. И не только Прабхупада. Об этом говорится в Писании. Он объяснял, что малоразумный означает очень исполненный чувственными наслаждениями. Обычно женщинам нравится украшать свое тело и есть еще много всего другого, что им нравится. Я просто цитирую Писания и Прабхупаду, поэтому, пожалуйста, женская половина не сердитесь на меня. Просто так уж говорится. И говорится, что женщины должна проявлять определенную покорность, чтобы о них могли заботиться мужья. Роль женщины в семье и в обществе крайне важна. Целомудренную жену почитали и описывали как богиню. Арджуна в начале Бхагавад-Гиты говорил, что если женщина не целомудренна, то все общество деградирует, разваливается. Потому что если дети рождаются в похоти, то они становятся совершенно бесполезными похотливыми детьми и разрушают все общество. Если все женщины будут идеальными матерями и женами, то они становятся основой идеального общества. Мужчина нуждается в том, чтобы он мог заботиться о жене всю жизнь, поддерживать ее. Со стороны жены мужчина испытывает необходимость в милосердии, в ее поддержке и симпатии. Как я уже говорил, дети также очень сильно нуждаются в материнской доброте. Т ак что женская жизнь - это практически жизнь самопожертвования. Женщины жертвуют своей склонностью к чувственным наслаждениям ради помощи мужу и своим детям. И, значит, они должны быть очень терпеливыми. Даже если, например, дети испражняются на тело матери, то они терпят и это. Я знаю, что многим женщинам современного мира очень трудно смириться с таким положением. Им трудно понять, что если даже муж оказался неразумным, то все равно нужно терпеть. Так уж рекомендуют Писания. Что касается моих личных наблюдений, то я не вижу другого варианта существования семьи. Потому что муж и жена - это два разных человека. Но если они всегда друг с другом несогласны, то как они смогут жить вместе? Так что нетрудно понять, что один должен уступить другому. И Веды рекомендуют, чтобы покорность была со стороны женщины. Так может воцариться мир. Ведические наставления даны Богом. Он лучше знает. Мы - нет. И если этому принципу следовать, если женщина во главу угла ставит интересы мужа, интересы ребенка, то тогда может воцариться мир во всем. В связи с этим кто-то может спросить как быть, если муж слишком жесток? Как быть, если он очень плохо себя ведет? Что если он говорит не очень приятные слова? Ругается, одним словом, или просто неразумен. Иногда муж может даже бить жену. Это не какая -то новость. И в принципе в этом нет ничего необычного. Конечно, по этому поводу может быть много всяких вопросов, потому что семейная жизнь - это очень сложная вещь. Сейчас из книги Шрилы Прабхупады я приведу комментарий, в котором кое-что разъясняется по этому поводу. Может быть, он не решает всех проблем, потому что семейных проблем целый комплекс и все они очень запутаны, но, по крайней мере, здесь дается определенная установка. "Чьявана Муни был очень раздражителен, но поскольку Сукханья получила его в качестве своего супруга, она была очень заботлива по отношению к нему и делала все, что необходимо, видя в каком он настроении. Она совершала ему преданное служение, никогда не погружаясь в иллюзию". Комментарий: Таково описание взаимоотношений между мужем и женой. Великая личность, такая как Чьявана Муни проявляет определенный темперамент, поскольку он всегда жаждет получить более возвышенное положение. Всегда ищет такого положения. Такой человек не способен покориться никому. Поэтому Чьявана Муни имел такой вспыльчивый характер. Его жена, Сукханья, поняла это умонастроение мужа и в любых обстоятельствах вела себя наилучшим образом. Если женщина хочет счастья в жизни с мужем, то она должна попытаться понять его умонастроение и его характер, его темперамент. Она должна стараться доставить ему удовольствие. В этом путь к победе для женщины. Даже во взаимоотношениях Кришны с его многочисленными царицами можно заметить, что хотя все они были дочерьми великих царей, перед Господом Кришной они ставили себя практически в положение Его служанок. Какой бы великой женщина ни была, она должна вести себя со своим мужем именно таким образом. То есть она должна быть готова исполнять его указания и при любых обстоятельствах доставлять ему удовольствие. Тогда ее жизнь будет успешной. Если жена становится такой же нервной, как и муж, такой же возбужденной, как и он, то их семейная жизнь, несомненно, будет полна всевозможных беспокойств и в конечном счете, просто развалится. Сейчас жена ни за что не покорится и поэтому домашняя жизнь всегда под угрозой разрыва, даже из-за каких-то мелочей. Сегодня и муж, и жена могут воспользоваться определенными законодательными актами для развода. Однако по ведическим законам никакого развода не существует. Жена должна уметь покоряться воле своего мужа. На Западе люди считают, что это прививает жене умонастроение рабыни. Но на самом деле это не так. Именно таким образом жена может покорить сердце своего супруга, каким бы нервным и жестоким он ни был. Что касается данной ситуации, то мы можем совершенно четко видеть, что Чьявана Муни был не таким уж молодым. По возрасту он фактически годился Сукханье, его жене, в деды. Кроме того, он был очень нервным. Но Сукханья, молодая, красивая дочь царя, покорилась своему супругу и пыталась во всех отношениях доставить ему удовольствие. Так она прослыла очень преданной, целомудренной женой". В книгах Шрилы Прабхупады много таких комментариев, где даются советы по семейной жизни. Я предлагаю нашим домохозяевам-преданным почитать эти книги. В особенности их много в третьей песне Шримад Бхагаватам. Комментарий, который я только что привел, очень важен. Он говорит о том, что если даже муж чересчур вспыльчив, жена должна быть очень покорной. Она должна уметь держать себя в руках. Потому что если она тоже будет вспыльчивой, то вся их семейная жизнь разрушится. Ссоры будут возникать даже по пустякам. Западные люди полагают, что в таком положении жена становится рабыней. Однако Прабхупада по этому поводу пишет, что просто это такая тактика. Сейчас жена вместо того, чтобы покорять своего мужа, покорять его сердце, каким бы вспыльчивым и жестоким он ни был, сражается с ним. Другими словами, даже если муж настоящий монстр, но если женщина проявляет мягкость в отношениях с ним, то, в конечном счете, он будет побежден и сломлен. Сколь бы великой ни была женщина, она должна быть готова исполнять любые указания мужа и доставлять ему удовольствия во всех отношениях. Это очень важно. Тогда ее жизнь будет успешной. Так женщины одерживают победу. Прабхупада в своих книгах описывает, как женщина может поставить мужа под контроль. Но в любом случае этого не надо делать через ссору. Потому что обычно мужчина физически сильнее женщины. Правильно это делается через сон. Хороший совет!

Об отречении.

Все вопросы семейной жизни в коротком семинаре обсудить мы не сможем, но в заключение остановимся на одном очень важном моменте. Семейная жизнь, в конечном счете, должна приводить к отречению. Она предназначена для отречения, и Прабхупада часто говорил , что когда человек достигает 50 лет или чуть больше этого, он должен оставить свой дом. То есть, отец должен принять отреченный образ жизни. Женщине же предписывается оставаться дома, и о ней должны заботиться выросшие сыновья. Когда старший сын вырос , муж может оставить свою жену на его попечение и принять отречение. Обычно не рекомендуется напрямую принимать саньясу. Сначала нужно пройти через ванапрастху. Потому что у человека еще остаются сильные привязанности к жене, к дому, ко многим другим вещам. Именно поэтому существует такой переходный период, который называется ванапрастхой. Это переходный период между жизнью в отречении и жизнью грихастхи. Живя как ванапрастха, человек постепенно развивает непривязанность. Но для того, чтобы человек смог достичь отречения, он должен развивать этот дух отречения всю свою жизнь. Это не означает, что когда вам стукнет пятьдесят, вы проснетесь утром и вдруг обнаружите себя отреченным. К этому нужно готовиться, развивая умонастроение отречения. И если к концу жизни вы не разовьете отречения, то вы не достигните совершенства жизни. Если к моменту смерти человек все еще хоть как-то привязан к материальному миру, то ему снова придется рождаться. Семейную жизнь рекомендуется закончить в пятьдесят, максимум в шестьдесят лет. Это уже самый крайний срок. Очевидно, конечно, что грихастхи, не проявляют особого рвения к отречению. Если бы они делали это, то вряд ли вообще бы женились. Но в любом слу чае они должны, по крайней мере, слушать об отреченной жизни. Это означает, что они должны регулярно посещать лекции в храме, изучать книги Шрилы Прабхупады. Здесь постоянно проповедуется, что жизнь временна и человек должен достичь в ней совершенства, не привязываться. Грихастхи не должны думать, что эта проповедь только для брахмачариев. Вас это касается в гораздо большей степени, потому что вы находитесь в худшем положении, чем брахмачарии, Не думайте, что этот семинар не для вас, и что лучше вы послушаете какую-то другую лекцию или почитаете какую-нибудь другую книгу. Вам тоже нужно это слушать и читать. Даже если это для вас звучит как ужасный яд. Пусть течет этот яд в ваши уши. То, что вначале кажется ядом, в конце оборачивается нектаром. Если грихастхи действительно практикуют сознание Кришны всю свою жизнь, то чем дольше живет человек, тем больше в нем развивается желание полностью посвятить себя сознанию Кришны. В особенности, если человек прошел определенное обучение брахмачария до того, как он вступил в брак. Отречение тогда естественным образом будет развиваться в нем. Но даже если человек не способен вести отреченную семейную жизнь, то, по крайней мере, он должен как можно больше общаться с теми преданными, которые имеет это отречение. Грихастхи должны с великим почтением относиться к отреченным преданным и стараться служить им. Но при этом грихастха не должны проявлять какого-то искусственного отречения. Если вы живете жизнью грихастхи в грихастха-ашраме, то у вас есть определенные обязанности, которые вы должны исполнить. Грихастха не может жить как саньяси. У него другой ашрам. У грихастхи свои определенные обязанности, у саньяси свои. Грихастха может прогрессировать, исполняя обязанности, предписанные для его ашрама. Так что грихастха не должен, прикрываясь отречением, пренебрегать своей женой и детьми. Жена и дети также нуждаются в поддержке мужа и отца, в его эмоциональной защите. Прабхупада в одном комментарии пишет, что муж должен внешне проявлять любовь и заботу по отношению к детям и жене, но внутренне он должен поддерживать умонастроение отречения.

Заключение.

Итак, я попытался дать общие принципы, дать определенное представление о том, что такое идеальная жизнь грихастхи. В нашем обществе мало идеальных грихастх. Виноваты либо обстоятельства, либо качества их самих, но большей частью грихастхи не идеальны. Я никого не ругаю. Я просто говорю о том, что я вижу и знаю. В принципе в этом нет ничего удивительного. Как я выше упоминал, это практически новое движение в современном мире. Возможно потребуется какое-то время, чтобы достичь определенного идеального стандарта. И этот семинар я провожу только для того, чтобы сообщить вам то, о чем я прочитал в книгах Прабхупады и проиллюстрировать это своими собственными наблюдениями. А также для того, чтобы грихастхи имели определенный стандарт, понимали, к че му им нужно стремиться. Обычно у них возникают вопросы типа: а что делать, если то или это? То есть обычно люди хотят получить ответ на какую-то конкретную их личную ситуацию. Но в большинстве случаев эти вопросы слишком сложны, чтобы можно было тут же ответить на них. Вообще вопросы семейной жизни обычно очень сложны и запутаны. Но я могу дать один общий совет, касающийся этих проблем. Не удивляйтесь, если у вас в семье возникали определенные трудности. В этом нет ничего необычного. Если муж и жена не на все сто подходят друг к другу, не удивляйтесь. Это вполне нормально. Супруги просто должны приложить усилия к тому, чтобы приспособиться друг к другу и продолжать жить. Вы не должны огорчаться по пустякам. Даже если вы сто раз поссорились, сто раз нужно помириться. Часто спрашивают, как быть, если муж не преданный, а я преданная? Это большая проблема. Нет простых ответов. Но можно рассказать историю Пишимы, Это сестра Прабхупады. Она также получила инициацию у Бхактисидханты Сарасвати. Внешне она выглядела абсолютно так же, как и Прабхупада. Что произошло? Она вышла замуж за непреданного. И ее муж, как большинство бенгальцев, любил рыбу. И Пишима для него каждый день готовила ее. В отдельной посуде она готовила и предлагала прасад для себя. Она не жаловалась и совершенно смиренно продолжала служить мужу и никому не доставляла беспокойств. Индийская культура в этом впросе настолько строга, что она должна была продолжать действовать таким вот образом, потому что как такового развода вообще не существует. Муж ее был очень неразумным, вспыльчивым человеком. Но она смиренно продолжала служить ему. У нее появились от него дети и она воспевала Харе Кришна. Она молча продолжала свое сознание Кришны ничего не пытаясь изменить. И после многих и многих лет, уже к концу своей жизни ее муж, н аконец, понял, какой он мерзавец. Ему пришло осознание, что его жена фактически святая женщина. И он в корне изменился. Можно дать один общий совет. Не торопитесь в разочаровании сразу разрывать все отношения. Не думайте, что если вы бросили мужа или жену, то это означает, что вы очень продвинуты. В Бхагавад-Гите такое отречение не рекомендуется. Если человек чувствует , что его обязанности слишком обременительны, и из-за этого отвергает их, то такого рода отречение называется отречением в гуне страсти. Кришна говорит, что от такого так называемого отречения человек никогда не получит плода…

Если человек занимается каким-либо другим служения, например, в храме, то это совсем не означает, что он в майе. В то же время, если у женщины есть дети, то она не должна пренебрегать ими, называя это санкиртаной. Санкиртана - это проповедь, для осуществления которой вы выходите и в результате которой пытаетесь привлечь новых преданных. Но ваши маленькие дети также должны вырасти преданными. Если вы так стараетесь привлечь новых преданных и не заботитесь о тех, кто уже есть рядом с вами, то какой в этом смысл?

Вопрос: Если брахмачарини не живет в ашраме матаджи, но она инициирована, то должна ли она быть в такой же зависимости от президента, как и матаджи, живущая в ашраме?

Такую систему вообще дал Шрила Прабхупада. Она что, живет с родителями? Проблема в том, что современное общество совсем не такое, каким оно должно быть. С одной стороны у нее есть гуру и авторитеты храма. Но если она живет с родителями, то она не может игнорировать тот факт, что они как таковые существуют. Обстоятельства у всех разные, поэтому конкретно, однозначно дать ответ невозможно. На самом деле матаджи в грихастха-ашраме гораздо сложнее, чем брахмачарини. Разве не лучше полностью заняться с лужением своему духовному учителю? Если вы способны это сделать, сделайте это. В книгах Шрилы Прабхупады мы повсюду находим рекомендации о том, что женщины должны иметь мужа. Но в одной беседе он также сказал, что если женщины способны оставаться сильными, не выходя замуж, то это тоже нормально. Вообще в истории есть такие примеры, когда женщины проявляли великое отречение. Но это происходит очень редко.

Вопрос: Ваше Святейшество! Если жизнь домохозяев связана с постоянными разъездами, проповедью, программами, можно ли брать Божества с собой, если есть такое желание? Харе Кришна!

Если вы полностью заняты проповедью, то такая ситуация уже необычна сама по себе. Грихастхам рекомендуется поклоняться Божествам потому, что иначе их жизнь будет основана на чувственных наслаждениях. Но если вы полностью заняты проповедью, то, я наде юсь, вы фактически решили эту проблему. Так это можно понять. Так что может быть брать с собой Божества не так уж и необходимо.

Вопрос: Кто в ведическом обществе заботится о женщине, чей муж принял саньясу, а ее старший сын решил остаться брахмачарием? И кто заботится о старой матери? Как насчет современной жизни?

Обычно у женщины сыновей несколько. Кто-то может стать брахмачарием, а кто-то может жениться. У Кардама Муни и Девахути был всего лишь один сын. Мы не слышали о том, чтобы, например, Капиладев женился. Но мы знаем о том, что Он оставался с ней и давал ей наставления. Рагхунатха Бхарата хотел присоединиться к Чайтанье Махапрабху, но Чайтанья Махапрабху сказал: "У тебя есть мать и отец. Они преданные. Так что оставайся дома и заботься о них, пока они не оставят тело. И потом приходи ко мне". И он заботился о своих родителях. А когда они оставили тело, он присоединился к Чайтанье Махапрабху. И я уже говорил, что существует такой феномен как расширенная семья. И даже если сыновья женщины приняли обет брахмачарии, то остаются другие родственники, которые могут позаботиться.

Вопрос: Ваше Святейшество! Сейчас многие преданные привозят из Индии Божества Гопала. И говорят, что они тоже не требуют строгого стандарта поклонения и самые милостивые. И вот недавно я услышал от преданных, что Божество Гопал вообще не нашей сампрадаи. Правда ли это?

В нашей сампродайе мы поклоняемся Кришне с Радхарани.

Вопрос: Что значит целомудрие?

Это значит не желать никакого другого мужчину кроме мужа. Вообще по традиции женщина даже не станет говорить с каким-либо незнакомым мужчиной. И они очень сдержанны, если имеют какие-то отношения с другими людьми. То есть нет такого развязного поведения.

Вопрос: Желательно ли женщине выходить замуж, если ей за 30 лет и она уже имеет ребенка? Как лучше?

Это опять один из таких вопросов, на которые ответить практически невозможно, потому что у этого вопроса целая подоплека.

Вопрос: Может ли жена оставить мужа-карми, которого не интересует духовная жизнь, после того, как вырастут дети, т.е. в 45 - лет, и уйти в храм служить Кришне? Или она должна до конца жизни служить мужу, который ест мясные блюда и удовлетворять прочие его потребности?

Это вопрос по ситуации, но неплохой в принципе вопрос. Я уже ответил на него.

Вопрос: Что если муж беспечный, не заботится о финансовой стороне жизни и от него слышны только одни обещания?

Нужно дальше жить. Был такой преданный Васудева Датта. Он был домохозяином. Но что касается финансовой стороны жизни, он был абсолютно беспечен. Он был преданным Чайтаньи Махапрабху. И Чайтанья Махапрабху попросил Шивананда Сена, который был очень ответственным человеком, позаботиться об этом преданном и держать его под определенным контролем. Так что если найти такого преданного, как Шивананда Сен, то может быть жизнь будет более благоприятной. Тукарам тоже был совершенно несерьезной личностью. Знаменитый преданный. Жена все время ругала его. Потому что, какие бы деньги к нему не приходили, он то преданным раздавал, то кому-то еще. Он все время говорил жене: "Не беспокойся, Кришна пошлет еще". Жена была ужасно огорчена. Он стал преданным и, кстати, очень сильно любил свою жену. В Кали-Югу женщины подобны мужчинам, а мужчины - женщинам. Это относится не только к внешним проявлениям, но также и к разуму и ко всему остальному. Но можно также отметить, что если муж совершенно безответственная личность, то из этого не выйдет ничего хорошего.

Харе Кришна!

Наши рекомендации