Рекомендации по самостоятельной работе студента. 20

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 26

Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВА И СЕМЬИ 26

Резюме.. 43

Вопросы для самопроверки.. 43

Глава 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 44

§ 1. Потребности, реализуемые в семье. Функции семьи.. 44

§ 2. Семейная структура и семейные роли (социально-психологи-ческий анализ) 57

§ 3. Семейная структура и семейные роли (психотехнический подход) 63

Резюме.. 75

Вопросы для самопроверки.. 76

Глава 3. ДИНАМИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ... 77

§ 1. Микродинамика семейных отношений.. 77

1.1. Циркулирование информации в семье…………………………………………...78

1.2. Стиль эмоциональной коммуникации……………………………………………85

1.3.Паттерны взаимодействия………………………………………………………..88

1.4. Нефункциональная и функциональная коммуникация……………………….89

1.5. Метакоммуникация………………………………………………………………….90

§ 2. Макродинамика семейных отношений…………………………….90

Резюме.. 101

Вопросы для самопроверки.. 102

Глава 4. СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ... 103

§ 1. Психологические задачи брака.. 111

Резюме.. 121

Вопросы для самопроверки.. 121

Глава 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ... 122

Резюме.. 136

Вопросы для самопроверки.. 137

Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ.. 137

§ 1. Психодинамический подход в психотерапии семьи…………...138

§ 2. Экспериентальный подход в психотерапии семьи…………....143

§ 3. Бихевиоральный подход в психотерапии семьи……………….148

§ 4. Расширенные семейные системы ………………………………154

§ 5. Коммуникативный подход………………………………………….156

Резюме.. 165

Вопросы для самопроверки.. 166

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 167

ПРАКТИКУМ.. 168

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 173

Тесты для самоконтроля.. 173

Ключи к тестам для самоконтроля.. 182

Вопросы для подготовки к экзамену.. 183

ГЛОССАРИЙ.. 187

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 190

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 193

Приложение 1. Дж. Браун, Д. Кристенсен. Джек и Вилма ………193

Приложение 2. Дж. Браун, Д. Кристенсен. Семья Боббсов.. 195

Приложение 3.Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.. 200

Приложение 4.А. Черников.Скрытые пружины супружеского выбора 208

Приложение 5.П. Пепп . Супружеские пары... 212

Приложение 6.П. Пепп. Опасность в лесу: Лиса и Сатир.. 215

Приложение 7. П. Пэпп. Реверсирование в расширенной семье ………221

Приложение 8.Дж. Зинкер.Джон и Диана: интерактивный цикл.. 224

Приложение 9..А. Бальзам. Мать внутри матери.. 230

Приложение 10. Винникот Д.В. Случай госпожи Х …… 199

Приложение 11.П.Пэпп. Подросток. 248

ПРЕДИСЛОВИЕ

Приступая к изучению данной научной дисциплины или получая навыки практической работы с семьей, вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. Во-первых, это кажущаяся легкость овладения предметом, его доступ­ность и понятность, и, как следствие, обилие дилетантов в этой сфере. Стоит студентам сообщить окружающим о том, что они изучают психологию семейных отношений, как непременно най­дется «крупный специалист» в этой области, готовый поделить­ся своим «богатым багажом» знаний в этой области. Найти с ходу профессионала по криогенной технике вряд ли удастся, а вот в области семейных отношений — пожалуйста.

С точки зрения обыденного сознания для понимания се­мейных отношений вполне хватает здравого смысла и «богатого» жизненного опыта. Ю. Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что ис­точник житейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитивен и несистематичен. Ю. Б. Гиппенрейтер указывает, что обыденные психологи­ческие знания легко доступны, но воспользоваться ими трудно. Итак, с одной стороны — существенные различия между житейским и научным подходами, а с другой — невозможность и ненужность замены научной психологией житейского опыта требуют взаимосвязанного исследования эволюции семейных отношений.

Во-вторых, молодость научной проблематики: вначале формировал­ся практический запрос, а потом возникали и внедрялись в эту сферу научные исследования. Не редким случаем было отноше­ние к проблемам семейных отношений как к некоей «ненауч­ной» или «полунаучной» области. Для фундаментальной науки заниматься исследованиями семейных отношений было явно несерьезно.

В-третьих, сложность семейных отношений как предмета изучения. Относительно эмоциональных отношений Л. Я. Гозман пишет: «Что же касается собственно научного ана­лиза, то ни одна из существующих социально-психологических теорий не может сейчас ассимилировать весь массив данных, накопленных по проблеме генезиса эмоциональных отношений»*. И его же: «Проведенные к настоящему моменту исследования при всей их изощренности оставляют во многих случаях чувство неудовлетворенности вследствие их недостаточной глубины».

Труднодоступность изучения семейных отношений связана а) с проблемой разработки и внедрения методического инстру­ментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям; б) с влиянием самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состоя­ние; в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения. Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество методов, позволяющих с высокой степенью достоверности изучать семейные отноше­ния.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

Рабочая программапо курсу «Психология семейных отношений» предназначена для студентов 3 курса факультета психологии (специальность 020400 «психология»).

Цели и задачи курса.Цель курса – дать целостное, систематизированное представление о семейных отношениях: генезисе, историческом становлении семьи, закономерностях создания, функционирования, развития и разрушения семьи как коллективного субъекта, носителя смыслового «багажа», наработанного человечеством.

Задачи:

1. Сформировать представления о семье и семейных отношениях как целостном, исторически сложившемся образовании, имеющем свои специфические особенности жизнедеятельности.

2. Задать общую логику работы с семьей как совокупным субъектом социального, кланового и внутрисемейного пространств, дать возможность системного (поуровневого) анализа феноменологии конкретных семей.

3. Сформировать диагностические умения (дать некоторые методики, помогающие освоить общую логику работы с семьей как совокупным субъектом).

4. Ознакомить с научными и прикладными достижениями и трудностями психологии семейных отношений как научной дисциплины и психологической практики.

По завершению курса студенты получат

· знания: о психологии семейных отношений как научной дисциплине, методологических и прикладных трудностях ее изучения, возможностях оказания психологической помощи семье;

· представления о семье как целостном образовании, об особенностях ее возникновения, функционирования, развития; узнают о современных психотерапевтических направлениях работы с семьей: их концептуальную основу, цели, задачи, методы коррекции.

приобретут

· умения: комплексной диагностики особенностей семейных отношений;

· первичные навыки консультирования семьи (наблюдения за взаимодействием членов семьи как целостной системы, ее коммуникации, выявления источников ее трудностей, консультирования по результатам первичной диагностики).

Курс рассчитан на 100 часов: 10 - лекционных, 4 – семинарских/практических и 86 часов самостоятельных занятий. Форма контроля – экзамен. Формы текущего контроля: устный и письменный опрос (тестирование) на семинарских занятиях, В программу включен список литературы, охватывающей все разделы курса.

Курс разделен на десять учебных разделов. При всей своей относительной самостоятельности внутри целого они взаимосвязаны между собой и предполагают поэтапное изучение каждого из них.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план

Наименование разделов и дисциплин Всего часов В том числе
Лекции Практические занятия Самосто-ятельно
Введение в психологию семейных отношений  
Семья и семейные отношения в историческом контексте    
§ 1 Генезис семьи как социального института        
§ 2. Научные подходы к изучению семьи        
Социальный контекст семейных отношений  
§ 1. Психология взаимоотношений общества и семьи        
§ 2. Социальные детерминанты проблем семьи        
Функционально-ролевая структура семейных отношений  
§ 1 Потребности, реализуемые в семье. Функции семьи.        
§ 2 Структура брачно-семейных отношений.        
§ 3 Семья как совокупность отношений.        
Динамика семейных отношений  
§ 1. Макродинамика семейных отношений        
§ 2. Микродинамика семейных отношений        
6. Супружеские отношения  
§ 1. Психологические задачи брака.        
§ 2. Типы супружеских отношений и их детерминанты        
7. Детско-родительские и сиблинговые отношения  
§ 1 Специфика детско-родительских отношений.        
§ 2 Сиблинговые отношения        
8. Отношения в расширенной семье    
Психодиагностика семейных отношений  
10. Психологическая помощь семье
§ 1 Психологическая помощь супружеской паре        
§ 2 Психологическая работа с детско-родительскими отношениями        
  Итого

Содержание лекционного курса

Глава 1.Введение в психологию семейных отношений.

Наши рекомендации