Порядок вычисления коэффициентов ранговой корреляции Спирмена

Конструкты d (разность) d2 (квадрат разности)


  Конструкты
   
  1-й
  2-й
  3-й
  4-й
  5-й
  6-й
  7-й
  8-й
  9-й
  10-й
  11-й

Если мы просуммируем баллы взаимосвязи для каждого конструкта (без учета знака), то получим числовое выражение общей дисперсии, объясня­емой данным конструктом. В таблице 7 для конст­руктов 1, 2, 3 приведены полностью все коэффици­енты ранговой корреляции и баллы взаимосвязи. Вы видите, что отношение 2—1 приводится и в столбцах конструктов 1 и 2, а отношения 3—1 и 3—2 повторяются в столбце конструкта 3. Для уменьшения количества данных по остальным кон-

Порядок вычисления коэффициентов ранговой корреляции Спирмена - student2.ru

структам приведены только неповторяющиеся от­ношения. Не следует забывать, что сумма баллов взаимосвязи, например, для конструкта 8, включа­ет баллы взаимосвязи этого конструкта с предше­ствующими.

Теперь можно расположить все конструкты в пространстве 2 осей. Первую ось образует кон­структ, имеющий самую большую сумму баллов взаимосвязи и, следовательно, наиболее тесно свя­занный с остальными конструктами. Вторую ось образует второй по мощности конструкт, но не коррелирующий на значимом уровне с первым. Как видно из таблицы 13, конструкт 7 объясняет наибольшую часть дисперсии. Он и образует пер­вую ось на рисунке 1. Конструкт 3 имеет самую большую после первого конструкта сумму баллов взаимосвязи и не коррелирует с ним на значимом



Глава 2. Психодиагностика: практика

Порядок вычисления коэффициентов ранговой корреляции Спирмена - student2.ru

Порядок вычисления коэффициентов ранговой корреляции Спирмена - student2.ru

Рис. 1. Размещение конструктов в пространстве двух главных осей в соответствии с баллами взаимосвязей

Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Порядок вычисления коэффициентов ранговой корреляции Спирмена - student2.ru

уровне (например, р < 0,05). Конструкты 6, 9, 1, 4, и 8 не были использованы в качестве второй оси, и, хотя конструкт 4 можно было бы применить для этой цели, был выбран конструкт 3 вследствие его большей психологической значимости.

Другой способ обработки без применения ЭВМ позволяет определить расстояние между каждым элементом и конкретным конструктом. Предполо­жим, что нас интересуют ситуации, провоцирую­щие заикание. Тогда сначала полезно установить различия в восприятии ситуаций пациентом и лишь затем приступать к его лечению.

Процедура подсчета меры воспринимаемого расстояния между элементами (в данном случае ситуации по степени провоцирования заикания) заключается в следующем.

1. Выпишите коэффициенты корреляции между всеми конструктами и конструктом Вы заикаетесь (в нашем случае это конструкт 3). Заметьте, что ко­эффициент корреляции этого конструкта с самим собой равен 1,00.

2. Переведите коэффициенты корреляции в бал­лы взаимосвязи (р х 100).

3. Выпишите ранговое положение 1-го элемента по отношению к конструкту 1. Из табл. 5 видно, что он занимает 5-е положение.

4. Разделите балл взаимосвязи между конструк­тами 1 и 3 на 5 ( 34 : 5 = 6,8).

5. Затем выпишите ранговое положение 1-го эле­мента по отношению к конструкту 2. Он занимает второе положение.

6. Разделите балл взаимосвязи между конструк­тами 2 и 3 на 2 (23 : 2 = 11,5).

7. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока не будут подсчитаны баллы для 1-го элемента по отно­шению ко всем конструктам. Сложите эти баллы. Вы получете показатель провоцирования заикания для данной ситуации. В частности, для первой си­туации он равен 80,1. Показатели для всех осталь­ных ситуаций приводятся в таблице 14.

При подсчете подобных мер важно выбрать в качестве центрального такой конструкт, который наиболее полно отражал бы интересующее нас яв­ление. В данном случае мы исследуем ситуации, провоцирующие заикание, поэтому в качестве центрального был выбран конструкт 3 Вы заика­етесь. Каждой ситуации (элементу) приписывается балл, учитывающий и позицию этого элемента по

конструкту 3, и позиции данного элемента по всем остальным конструктам (после того как они были «взвешены», что точно отражает отношение этих конструктов к конструкту 3). Таким образом, дан­ный метод дает возможность оценить степень того, в какой каждая ситуация провоцирует заикание (причем с учетом всех связей во всей сети). Полу­ченные результаты ясно показывают, что наиболее стрессовой оказалась ситуация разговора по теле-

Таблица 13

Наши рекомендации