Анализ профессионального состава населения.

Это достаточно сложная задача. Вследствие как огромного числа профессий и уровней квалификации в рамках каждой из них, так и возможности каждого человека владеть несколькими профессиями одновременно. Поэтому наиболее часто встречаются абстрактные показатели, типа «удельный вес рабочих, занятых ручным трудом».

Распределение населения по источникам средств существования.Этот показатель характеризует экономическую активность населения и в значительной степени определяет уровень социально-экономического развития общества и основные параметры системы перераспределения доходов физических лиц.

При изучении структуры населения в данном разрезе используются специальные термины. Основными здесь являются:

самодеятельное население — этот термин впервые появился при разработке и проведении переписи населения 1897 года и подразумевал всех лиц, имеющих самостоятельный источник средств существования, независимо от его вида (занятие, дающее доход; пенсия; стипендия и др.);

активное (экономически активное) население — включает основную часть самодеятельного населения, участвующую в общественном производстве и имеющую занятие, приносящее доход, представляющий собой материальный источник средств к существованию; оно меньше самодеятельного населения на количество лиц, имеющих доход, но не участвующих в настоящий момент в общественном производстве (пенсионеры, студенты и другие учащиеся-стипендиаты и пр.).

Так как термину «самодеятельное население» присуща определенная нечеткость, в статистической практике вместо деления населения на «самостоятельное» и «несамостоятельное» стали применять следующую группировку населения по источникам средств существования:

1) занятое население, к которому относятся лица, занятые общественно-полезным трудом, приносящим заработок или доход (кроме занятий в личном подсобном хозяйстве), а также пенсионеры, находящиеся в данный момент на постоянной работе;

2) члены семей колхозников, рабочих и служащих (а теперь, очевидно, и других лиц), занятые в подсобном хозяйстве;

3) стипендиаты — студенты вузов, техникумов и других учебных заведений, получающие стипендию, за исключением тех из них, кто имеет постоянную работу;

4) пенсионеры и другие лица, находящиеся на обеспечении государства;

5) иждивенцы отдельных лиц — дети, пожилые люди, не получающие пенсии, безработные, не получающие пособия по безработице, и другие лица, занятые домашним хозяйством, воспитанием детей не как профессиональной деятельностью, а также учащиеся, не получающие стипендию, и другие люди, живущие на средства родственников;

6) лица, имеющие иной источник средств существования, — живущие на сбережения, доход от сдачи помещения, акций или вкладов и другие виды доходов, а также лица, не указавшие источники существования.

Возможно, что в связи с появлением в нашей стране новых социальных групп, получающих доходы, не вписывающиеся в приведенную выше схему (например, владельцы акций и облигаций, живущие на дивиденды, фермеры, безработные и т.д.), а также, с изменением источников средств существования таких социальных групп, как пенсионеры, в большинстве своем получающие теперь пенсию не от государства, а от пенсионного фонда, и студенты,

стипендии которым теперь могут выплачивать предприятия, возникает необходимость изменения выделяемых групп за счет извлечения части указанных категорий из имеющих другие источники средств существования и не указавших источник и создания из них самостоятельной группы.

Отраслевая структура населения.Эта структура отражает распределение занятого населения по отраслям материального производства и непроизводственным отраслям народного хозяйства. Здесь же рассматривается профессиональная структура населения, показывающая распределение населения по занятиям, к которым относятся различные виды труда, приносящие доход, независимо от квалификации работника. Именно на основе анализа такого распределения получают агрегированные показатели численности населения, занятого преимущественно умственным и преимущественно физическим трудом.

Под профессией традиционно понимается совокупность навыков и знаний, требуемых для выполнения определенных видов занятий. Углубленное изучение активного населения требует также изучения его распределения по специальностям, т. е. таким профессиям, которые требуют длительного специализированного обучения.

Значение такого анализа в ближайшие годы будет постоянно возрастать вследствие необходимости борьбы с безработицей, требующей постоянного изучения состояния рынка труда, выявления избыточных и недостаточных профессий и специальностей на основе изучения складывающихся тенденций.

Влияние демографической ситуации на социальную.Довольно сложно с исчерпывающей степенью определенности указать все аспекты влияния демографической ситуации на социальную. Дело в том, что ряд аспектов демографической ситуации влияет на социальную ситуацию опосредовано — прежде всего через экономику. Поэтому увеличение общей численности населения, например, в зависимости от конкретного состояния экономики может вести как к увеличению объемов производства и повышению уровня благосостояния, так и к росту безработицы. Вместе с тем ряд конкретных моментов, характеризующих сложившуюся демографическую ситуацию, вполне однозначно определяет соответствующие социальные последствия, например — увеличение демографической нагрузки стариками.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Назовите основные технологии, используемые при прогнозировании демографических процессов.

2. Какова роль моделирования в демографических процессах?

3. Оцените демографическую ситуацию в современных условиях и дайте свое прогнозное видение демографических процессов.

Литература

Жуков В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия. — М., 1995.

Назаров А. Д. Современные проблемы миграции населения: Исторические процессы, социальные перспективы. — М., 1995.

Осипов Г.В., Локосов В.В. Социальная цена неолиберального реформирования. — М., 2001.

Яковец Ю. Предвидимое будущее. Парадигмы циклов. — М., 1992.

Наши рекомендации