Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Лях М.В.

ПСИХОЛОГИЯ

Рабочая тетрадь

для студентов, обучающихся по специальности

«Специальная психология»,

и бакалавров направления «Педагогика»,

профиля «Практическая психология в образовании»

Выпуск 1

Общая

Психология

Тула

Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого

ББК 88.8

Л 79

Рецензенты –

доктор педагогических наук, профессор И.Л. Федотенко

кандидат психологических наук, доцент Н.А. Степанова

Л 79 Лях, М.В.

Психология. Вып. 1. Общая психология: Рабочая тетрадь для студентов, обучающихся по специальности «Специальная психология», и бакалавров направления «Педагогика», профиля «Практическая психология в образовании». / М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2007. – 86 с.

Рабочая тетрадь по общей психологии представляет собой приложение к ранее изданному учебному пособию по дисциплине «Психология», выпуск 1 – общая психология. Ее структура соответствует содержанию и структуре учебного пособия, что очень удобно и для студентов, и для преподавателей.

В каждой из шести базовых тем курса «Общая психология» рассматриваются основные понятия, выстраиваются логические схемы ответов по вопросам, совпадающим с перечнем экзаменационных вопросов по курсу, приводятся тестовые задания для проверки усвоения знаний по данной теме, дается список рекомендуемой литературы.

Отличительную особенность рабочей тетради составляет наличие в ней системы психодиагностических заданий, логическая последовательность которых ориентирована на становление у студентов профессионального самосознания и их профессиональное саморазвитие.

Содержание и структура рабочей тетради направлены на оказание помощи студентам и преподавателям в организации самостоятельной работы студентов в ходе изучения курса «Общая психология».

ББК 88.8

© Т. И. Лях, М. В. Лях, 2007

© Издательство ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

Тема 1. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. 6

Тема 2. Психологическая характеристика деятельности. 13

Тема 3. Психологическая характеристика личности. 19

Тема 4. Познавательная сфера. 29

Тема 5. Эмоционально-волевая сфера. 29

Тема 6. Индивидуально-психологические особенности личности. 29

Тематика рефератов. 29

Вопросы к экзамену. 29

ВВЕДЕНИЕ

Данное издание адресовано широкому кругу студентов, обучающихся практически на всех специальностях и профилях бакалавриата в педагогическом вузе.

Изучение психологии предусматривается практически всеми стандартами высшего профессионального образования. Данное обстоятельство обусловлено все возрастающим значением психологии и психологических знаний в современном обществе. Каждый студент обращается к изучению психологии. Очевидно, что студенты вузов с психолого-педагогической направленностью изучают психологию значительно глубже и в большем объеме, т.к. от успешности владения психологическими знаниями во многом будет зависеть их профессионализм.

Психология включается то в блоки психолого-педагогических дисциплин, то в блоки предметных дисциплин. Варьируется и количество часов, которое отводится на изучение данной дисциплины. В тоже время, обозначенное в стандарте содержание этой учебной дисциплины остается одинаковым, за исключением нескольких аспектов. Процесс преподавания психологии в рамках каждой из специальностей и направлений, очевидно, наряду с общими моментами должен отражать и специфику подготовки студентов. Однако этот вопрос недостаточно представлен как в образовательном стандарте, так и в учебниках и учебных пособиях по психологии.

В дисциплине психология в стандартах высшего профессионального образования в качестве базовых дидактических единиц называются курсы общей, возрастной, социальной и педагогической психологии. Анализ современной учебной и учебно-методической литературы по психологии свидетельствует о том, что лишь немногие издания рассматривают психологию как единую дисциплину. Тем более, еще меньшее количество изданий отражают в этой единой дисциплине специфику специальности или направления, в рамках которых осуществляется изучение психологии.

Особенность преподавания психологии в вузе составляет явно недостаточное количество часов, отводимых на аудиторное изучение данной дисциплины. Это приводит к тому, что значительное количество материала студенты должны осваивать самостоятельно. А для организации самостоятельной работы студентов требуются учебные пособия, написанные, с одной стороны, понятным для студентов языком, а, с другой стороны, отражающие современный уровень требований, предъявляемых к качеству знаний студентов по психологии.

Данная рабочая тетрадь предназначена в определенной мере учесть специфику преподавания психологии студентам, обучающимся по специальностям дефектологического профиля, в том числе по специальности 031900 «Специальная психология». При этом авторы стремятся представить содержание базовых разделов психологии – общей и возрастной психологии – в единстве их межкурсовых связей и связей с дисциплинами предметного блока. Первый выпуск в этом цикле рабочих тетрадей содержит материал по курсу общей психологии, соответственно второй выпуск – по курсу возрастной психологии. По курсу педагогической психологии подобная рабочая тетрадь уже издана.

Система методических материалов по дисциплине общая психология состоит из:

1. Учебного пособия «Психология», выпуск 1 «Общая психология», выпущенного издательством ТГПУ им. Л. Н. Толстого в 2007 году.

2. Рабочей тетради по общей психологии.

Структура рабочей тетради, подготовленной по курсу общей психологии, включает в себя шесть разделов, соответствующих шести базовым темам в курсе общей психологии:

1. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии.

2. Психологическая характеристика личности.

3. Психологическая характеристика деятельности.

4. Познавательная сфера

5. Эмоционально-волевая сфера

6. Индивидуально-психологические особенности личности

В каждом из этих шести разделов имеются следующие блоки информации:

1. Блок базовых понятий темы.

2. Блок основных обсуждаемых проблем. В нем имеются два поля: рабочее и рефлексивное. Рабочее поле заполняется студентом при подготовке домашнего задания и в ходе работы на аудиторных занятиях. Итоги работы студента в этом блоке представлены в виде логических схем, которые в дальнейшем могут составить основу при подготовке аналогичных вопросов к экзамену. В рефлексивном поле работают преподаватель и студент, реализуя субъектно-субъектный подход в ходе вузовского обучения: студент отслеживает успешность собственного усвоения учебного материала, а преподаватель способствует своими замечаниями становлению у студента профессиональной рефлексии.

3. Блок рекомендуемой литературы по данной теме.

4. Блок «Клуб 3С», который нацеливает студента на самопроверку, самопознание, самовоспитание. Самопроверка достигается за счет выполнения тестовых заданий. Самопознание и самовоспитание становятся возможными через самостоятельное выполнение студентом системы психолого-диагностических методик, адресованных ему и составленной таким образом, что в центре внимания будущего специалиста оказывается его личностные профессионально значимые качества.

Завершается рабочая тетрадь по курсу «Общая психология» перечнем примерных тем рефератов и вопросов к экзамену по данному курсу.

Таким образом, данное учебно-методическое пособие позволит и студенту и преподавателю более успешно выстраивать свои взаимоотношения в ходе учебного процесса, будет способствовать повышению качества усвоения знаний и реализации развивающего обучения в вузе.

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Базовые понятия:

Житейская психология - __________________________________________________________

_____________________

_____________________

Научная психология - _____________________________________________________________

_____________________

_____________________

Психика - _________

_______________________________________________________________

Формы проявления психики - ____________________________________________________

_________________________________________

Деятельность -_____

__________________________________________

Раздражимость - __________________________________________________________________

__________________________________________

Чувствительность - _______________________________________________________________

__________________________________________

Инстинкты - ______

__________________________________________

Навыки - __________

__________________________________________

Интеллектуальное поведение - ____________________________________________

__________________________________________

Сознание - _________

_____________________

Метод исследования - ____________________________________________________

_____________________

Методология - __________________________________________________________

_____________________

Методологические принципы исследования- _______________________________

_______________________________________________________________

Принципы классификации отраслей психологической науки - _______________

_______________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ауд. - 2 часа, сам. работа – 8 часов):

РАБОЧЕЕ ПОЛЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ ПОЛЕ
студента препода-вателя
ВОПРОС 1. Понятие о предмете психологии. Житейская и научная психология. Логическая схема ответа _________________________________________________________ ____________________________________________________ ВОПРОС 2. Этапы становления психологии как науки. Логическая схема ответа _________________________________________________________ ____________________________________________________ ВОПРОС 3. Понятие о психике. Стадии развития психики в животном мире. Сознание как высшая форма психического отражения. Логическая схема ответа _________________________________________________________ ______________________________________________________ Заполните таблицу: Стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву
Стадии Линии анализа Элементарная сенсорная психики Перцептивная психика Ручной интеллект Сознание
Активность        
Отражение        
Нервная система        
Представители        

ВОПРОС 4. Отрасли и структура современной психологии.

Логическая схема ответа

_________________________________________________________

____________________________________________________

ВОПРОС 5. Методологические принципы психологического исследования.

Логическая схема ответа

_________________________________________________________

____________________________________________________

ВОПРОС 6. Понятие метода, методики, методологии. Методы современной психологии.

Логическая схема ответа

_________________________________________________________

____________________________________________________

   

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Тесты / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

2.Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

3.Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006.

4.Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.1, 2 / Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982.

5.Лях, Т.И. Психология. Вып. 1. Общая психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007.

6.Немов, Р.С. Психология. Кн. 1 / Р.С. Немов. – М., 1997.

7.Общая психология: Учебник для студентов пед ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977.

8.Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.

9.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2007. – (Серия «Мастера психологии»).

10.Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ - student2.ru

Наши рекомендации