Основные термины и понятия. .

Вертикальные связи Взаимозависимость работ Горизонтальные связи Групповая взаимозависимость Департаментизация и кооперация Динамизм внешнего окружения Дифференциация и интеграция Звенность и иерархия Иерархия Институты внешней среды Косвенные связи Линейная департаментизация Линейные связи Масштаб управляемости Матричная департаментизация Неформальные связи Последовательная взаимозависимость Права и ответственность Принцип единоначалия Проектирование организации Прямые связи Этапы организационного проектирования. Структура системы Структура орга­низации Организационная структура управления Разделение труда и специализация Распределение прав и обязанностей Связанная взаимозависимость Связь и координация Система множественногоподчинения Сложность внешнего окружения Складывающаяся взаимозависимость Структура организации Узкий масштаб управляемости Уровень управления Факторы проектирования организации Формальные связи Функциональная департаментизация Функциональные связи Централизация и децентрализация Широкий масштаб управляемости Элементы проектирования организации Метод аналогий Экспертный метод Метод структуризации целей Метод организационного моделирования Эффективность проектиру­емой оргструктуры Требования к организационной структуре Принципы формирования организационной структуры.

Во­про­сы для об­су­ж­де­ния:

• Что такое организационное проектирование?

• Элементы проектирования организации.

• Какие зависимости должны быть учтены при оргпроектировании?

• Назовите и проанализируйте основные методы организационного проектирования?

• Дать понятие «элемент» структуры управления и пояснить, в каких формах он может быть представлен.

• Виды связей между элементами структуры. Есть ли связь структуры управления с целями.

• Следует охарактеризовать типы структур управления и выделить принципы, которые принимаются за основу при построении структур иерархического типа.

• В чем сущность структур управления органического типа.

• Оценка эффективности структуры управления.

Практикующее упражнение: Факторы проектирования организации

Цель: Упражнение поможет добиться большего понимания влияния факторов внешней среды на проектирование того или иного типа организации.

Условия: в малых группах, проводится анализ внеорганизационного окружения с точки зрения перемен, представленных в предлагаемой матрице, рисунок 69. Обсуждается относительная важность каждого из компонентов внешней среды и степень ее неопределенности. Малые груп­пы оформляют свое решение письменно, затем заслушива­ется каждая группа и подводится итог.

низкая
НИЗКАЯ СТЕПЕНЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

• Небольшое число факторов и компонентов

• Факторы и компоненты достаточно схожи

Динамика внешней среды
•Факторы и компоненты в основном не меняются

Пример: картонная фабрика

УМЕРЕННО НИЗКАЯ СТЕПЕНЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ • Большое количество факторов и компонентов • Факторы и компоненты не похожи друг на друга • Факторы и компоненты в основном не меняются Пример: государственный университет
УМЕРЕННО ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ • Небольшое число факторов и компонентов • Факторы и компоненты достаточно схожи
высокая
• Факторы и компоненты постоянно меняются

Пример: дом моделей

ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ • Большое количество факторов и компонентов • Факторы и компоненты не похожи друг на друга 1 Факторы и компоненты постоянно меняются Пример: коммерческий банк

низкая сложностьвысока

Внешней

Среды

Рисунок 69 - Матрица степеней неопределенности внеорганизационной среды

Задание:

Каждой из малых групп предоставляется организация для анализа. Выполняя задание студенты должны ответить на следующие вопросы:

1. Какие компоненты внешней для организации среды данная малая группа собирается исследовать?

2. Какие из этих компонентов являются наиболее и наименее важными?

3. Как исследуемые компоненты характеризуются с точки зрения предлагаемых заданием переменных?

4. Какая степень неопределенности среды больше соответствует анализируемой организации?

5. Какие типы организационной реакции соответствуют данной степени неопределенности внешней среды?

6. Что должно быть перепроектировано в организации для наибо­лее адекватного реагирования на существующее внешнее окружение?

Варианты задания:

а) группы исследуют одну и ту же организацию, обсуждаются и сравниваются их разные решения;

б) группы исследуют разные организации и затем сравнивают разные ситуации;

в) группы исследуют очень разные по природе и целям организа­ции и затем разъясняют свои решения друг другу.

Для работы в малых группах используется прилагаемая матрица, а также рисунки из модуля 7 рекомендованного учебника.

Примечание. Анализируя динамику (как меняются факторы и компо­ненты внешней среды) и сложность (как много разных факторов и компонентов внешней среды влияют на организацию) внешней среды по числу, схожести и изменяемости факторов ее воздействия, студенты выбирают тот квадрант мат­рицы, в котором оказались отмеченными все три позиции. Соответственно низ­кая степень неопределенности среды будет требовать простых структурных ре­шений, а высокая — наоборот, сложных. В умеренном варианте возможны структурные решения средней сложности.

Домашнее задание: Схема организационной структуры

По правилам изображения схем организационных структур сту­денты рисуют схему организации, предложенной преподавателем. При этом по необходимости, прилагается пояснение к тексту.

Тест

1-985. Форма разделения управленческого труда, закрепляющая определенные функции управления за структурными подразделениями аппарата управления – это.

2-986. Организация … представляет собой совершенствование трудовых процессов в аппарате управления в целях повышения эффективности его функционирования

3-987. Сотрудники аппарата управления, обладающие специальными знаниями, имеющие, как правило, законченное высшее или среднее образование и привлекаются обычно к разработке вариантов управленческих решений и ответственны за качество выполняемой работы – это …

4-988. Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач – это

1) полномочия

2) делегирование

5-989. Подразумевает ли делегирование полную передачу ответственности?

1) да

2) нет

6-990. Делегирование каких полномочий создает иерархию уровней управления в организации?

1) линейных

2) штабных

7-991. Функциональная … - это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности

8-992. Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение – это …

9-993. Степень … определяется степенью сосредоточения полномочий, необходимых для принятия важнейших решений высшим руководством

1) централизации

2) децентрализации

Наши рекомендации