ПОДХОД № 9: ПРАКТИКА, ПРАКТИКА И ЕЩЕ РАЗ ПРАКТИКА!

В своей книге «Разум и эмоции в психотерапии.» я указывал, что РЭТвключает три основных подхода, которые в корне отличаются от подходовпсихоанализа. Я предлагаю нашему вниманию первые два:

1. В действительности вас расстраивают не другие люди или событияв точке А (активизирующие события), в основном вы расстраиваете себя сами вточке С (последствия) — причем вы делаете это, принимая или изобретаяиррациональные представления (iBs).

2. Неважно, когда и при каких обстоятельствах вы впали в депрессию. Важно то, что вы пребываете в депрессии сейчас, так как сознательно или подсознательно сохраняете свои иррациональные представления.

Обсуждая положения РЭТ, мы расширили их существенным дополнительным подходом, который заключается в том, что если в детстве у вас не было возможности рассмотреть и изменить свои иррациональные представления, то теперь у вас такая возможность есть — если вы имеете в своем арсенале те восемь подходов, которые были описаны на предшествующих страницах.

Теперь перейдем к подходу РЭТ № 3, который в нашем новом расширенномпредставлении дает нам подход № 9: Если даже вы ясно видите, что самирасстраиваете себя и делаетесь несчастным, вы не сможете избавиться от этогосостояния иначе, как только с помощью работы и практики — да, толькоработы и практики! — по изменению своих иррациональных представлений,порождающих расстройства, и действуя вопреки этим представлениям.

Подход № 9 представляет ахиллесову пяту всех существующих видовпсихотерапии, включая и РЭТ. Ведь разрушительную философию принять оченьзаманчиво, ее же так легко внедрить в свои действия или в свое бездействие. Чертовскипросто! Именно это и происходит, когда вы без усилий и размышлений стремитесьстать несчастным. Ведь к сожалению, помимо таланта действовать в человекезаложен еще и негативный талант разрушать себя. Увы!

Однако подход № 9 говорит вам, что да — определенно да — вы можете работатьнад тем, чтобы побороть свои жалкие мысли, чувства и поведение. Но это нетак-то просто!

Подход № 9, по крайней мере, дает вам шанс измениться. Он утверждает, чтоесли у вас есть воля работать и упражняться — делая это снова и снова, — с темчтобы изменить свои иррациональные представления и неразумные действия, то сбольшой вероятностью (думаю, процентов на девяносто восемь) вы сможете сделатьсебя менее несчастным человеком.

Подход № 9 демонстрирует отличие РЭТ от прочих видов терапии, которые ориентируются на развитие информированности пациента. Ведь еще до появления РЭТ были разработаны другие виды когнитивной терапии: методы Пьера Жане, Эмиля Куэ, Поля Дюбуа, Альфреда Адлера.

Но эти виды интеллектуальной терапии не смогли выделить поведенческиеаспекты изменения личности. Они часто не учитывали, что для того, чтобыизменить идеи, надо над этим постоянно работать, потому что мы рождены ивоспитаны со склонностью к извращенному мышлению и потому постояннобессознательно скатываемся на уровень догматических требований. Даже четкопонимая, в чем конкретно состоят ваши догматические требования, вы все равноможете с легкостью вернуться к ним и к соответствующему догматическомумышлению.

Более того, если вы не будете упорно и неоднократно поступать вопреки своимфобиям, то не сможете от них избавиться. Например, если вы боитесь проявитьдружеские чувства и потому избегаете человека, то тем самым вы бессознательноусиливаете свой страх. Убегая, вы как бы говорите себе (даже если не осознаетеэтих мыслей): «Если мне откажут, это будет ужасно! Прежде чем обратитьсяк этому человеку, я должен получить гарантию, что мне не откажут». И отэтого вам становится еще страшнее.

Если мы попытаемся свести основные невротические проблемы в две группы, тоих можно назвать так:

1) растройством целостности личности, или самоосуждением,

2) низкой психической выносливостью, или низким порогом фрустрации.

Расстройство целостности личности возникнет, когда вы твердо верите: «Я должен, все делать хорошо. Я должен получить одобрение. Если я не поступаютак, как должен, то я — ничтожество». Это настоящая мания величия. Ведь вытребуете от себя выдающихся качеств, безупречности, сверхчеловеческихспособностей, что вряд ли возможно.

Низкий порог фрустрации сродни мании величия, потому что за ним стоитследующая философия: «Раз уж я такой особый, выдающийся человек, для которого необходимо создать соответствующие условия, значит, остальные Люди должны делатьименно то, чего я хочу, а все вокруг должно быть устроено так, чтобыудовлетворять мои желания. А если этого не будет, то это ужасно, и яэтого не вынесу! Тогда и жить не стоит!»

Итак, вот одна из основных идей, ведущих к низкому порогу фрустрации: «Моя жизнь должна быть легкой. Люди должны давать мне то, чего я очень хочу». За этим следуют соответствующие иррациональные представления: «Для того чтобы сделать мою жизнь счастливой, я должен всегда преуспевать и пользоваться любовью и расположением всех тех людей, которые для меня важны — причем всегда и при всех обстоятельствах!» На основе этой идеи возникает низкий порог фрустрации. Но эти идеи говорят и о расстройстве целостности личности, поскольку настаивают: «Я должен жить легко и удобно», «У меня все должно быть хорошо», «Мне должны предоставить подобающие условия». Я, мне меня!

Почему в психотерапии так част творят о низкой психической выносливости? Потомучто неважно, каким образом вы расстроили себя с самого начала — если вы знаете,что расстроены, понимаете, какие именно иррациональные представлениярасстраивают вас, знаете, что надо делать, чтобы избавиться от них, и в то жевремя отказываетесь работать над собой, то вы наверняка являетесь жертвойнизкого порога фрустрации. Например, если вы боитесь идти на собеседование поприему на работу и еще больше боитесь получить отказ и если вы понимаете, что увас есть определенные иррациональные представления, которые усугубляют вашедискомфортное состояние и превращают его в сильную тревогу, то вы можете преодолетьэто, используя методики РЭТ — убеждая себя в том, что можно пережить отказ, чтоэто неприятно, однако вовсе не смертельно. Но вы должны будетеработать над тем, чтобы убедить себя в правильности столь здравыхпредставлений, так как уж слишком долго и упорно вы придерживались совершеннобезумных идей.

В таких случаях вам следует активно применять вновь полученные знания о том,как изменить идеи, порождающие тревогу. Вам надо продолжать упорно работать дотех пор, пока вы не преодолеете тревогу и пока она не перестанет возвращаться квам. Будет гораздо полезнее для вас, если вы заставите себя ходить и ходить насобеседования и перестанете бояться и паниковать.

Если вы поддаетесь тревоге, вместо того чтобы сделать какие-то реальныеусилия и избавиться от нее, — значит, у вас низкая психическая выносливость. Есливы временно преодолеваете свой дискомфорт, а затем снова отказываетесь бороться— это говорит о наличии того же недостатка.

Низкая психическая выносливость нередко приводит к тревоге и депрессии. Ногораздо чаще она провоцирует усиление травмирующих переживаний — правда, еслитолько вы допускаете это. Для того чтобы повысить порог фрустрации, вам следуетзадать себе как можно больше трудных заданий сейчас, немедленно и какможно скорее — невзирая на то, как вы будете чувствовать себя привыполнении этих заданий.

Итак, вперед! И не киснуть! И не ждать, когда у вас сложится подходящеенастроение! Вступайте в борьбу немедленно!

Не правда ли, это напоминает Ловушку-22: вы пытаетесь преодолеть низкийпорог фрустрации, который связан с идеей о том, что преодоление его не должнотребовать от вас слишком больших усилий, заставляя себя выполнять действия,требующие все более и более мощных усилий! Все именно так и происходит. Но незабывайте о том, что эта ловушка не существует в действительности, — онасуществует только в вашей голове. А если это всего лишь мысль, то РЭТутверждает, что вы можете избавиться от нее, если будете активно оспариватьсвои неразумные мысли.

Итак, вот противоречия, которые приводят в эту ловушку:

1. «Я не должен слишком напрягаться для того,чтобы получать то, что хочу, — даже зная, что это принесет мне пользу. Работатьдля своего собственного счастья слишком тяжело. Я хочу получить егонемедленно и без усилий».

2. «Единственный способ избавиться отнизкого порога фрустрации и стать вполне здравомыслящим гедонистом заключаетсяв том, чтобы много и упорно работать над преодолением своего отвращения кдолгой и упорной работе».

Для преодоления этих парадоксов можно предложить один разумный ответ: «Да,работать для получения желаемого результата с прицелом на далекое будущеедовольно трудно. Но если ничего не делать, то будет еще труднее. Результат,полученный слишком легко и быстро, может обернуться большими потерями вбудущем. Это печально, но, к сожалению, все именно так и происходит. Несомненно,я должен стараться и прилагать большие усилия, чтобы преодолеть свой низкийпорог фрустрации, но если я этого не сделаю, то моя дальнейшая жизнь потребуетот меня куда более значительных усилий».

«Никто не обещал мне райского сада. Если я буду настаивать на этомтребовании, то мне достанутся одни колючки!»

Вернемся к подходу РЭТ № 9: для того чтобы избавиться от эмоциональныхнесчастий, нет другого способа, кроме работы и практики. РАБОТА и ПРАКТИКА. Вынедалеко уйдете, если будете просто распознавать и выражать свои чувства.

Вы должны обязательно оспаривать собственные иррациональные представления. Проделыватьэто тысячи раз. И тысячи раз приходить к рациональным представлениям, инамеренно вбивать их в свою голову. Вы должны также тысячи раз поступатьвопреки своим иррациональным представлениям, расстроенным чувствам и искаженныммыслям. И если надо — то еще много тысяч раз! На это могут уйти месяцы и дажегоды упорного труда. А может быть, и вся жизнь.

Можно сформулировать подход № 9 иначе: не существует простого, волшебногоспособа изменить себя. Ни оптимизм, ни надежда вам не помогут. Молитвы ипросьбы не принесут пользы. Не поможет ни любовь, ни поддержка близких. Все этодаст вам возможность разве что чувствовать себя несколько лучше. Кто-нибудьиз ваших близких способен подсказать, что нужно сделать, чтобы вамдействительно стало лучше. Но в конечном итоге изменить себя вы можететолько сами. И только с помощью постоянной работы над собой.Работы? Да, именно работы!

Вы можете перестать чувствовать себя несчастным, подавленным человеком, еслибудете претворять в жизнь принципы РЭТ двумя основными способами:

1. Воспользовавшись не одной, а несколькими методиками, изложенными вэтой книге и в прочих работах по РЭТ, направленными на изменение ваших мыслей,чувств и поступков. Дайте каждой методике возможность подействовать Если однане помогает, примените вторую, третью, четвертую! Даже если вам что-то помогло,то все равно используйте разные способы. 2. Используя каждый метод РЭТпоследовательно и многократно. Если какой-то метод работает хорошо — например,исполнение самому себе песен разума, — продолжайте применять его до тех пор,пока его смысл не войдет в вашу плоть и кровь. Запомните эти песни. И время отвремени повторяйте — чтобы не забыть, только чтобы не забыть!

Пабло, сорокалетний коммивояжер, очень хорошо понял принципы и практику РЭТ.Вместе со своими близкими, друзьями и коллегами он применял их на моихрегулярных семинарах по проблемам повседневной жизни, которые проходили обычнопо пятницам. После того как я проводил собеседования, Пабло давал весьма ценныесоветы другим, подробно и убедительно объясняя им, как решить их эмоциональныепроблемы. Но если Пабло начинал на кого-то сердиться — что случалось довольночасто, — то он подогревал свой гнев часами или даже сутками, прежде чем былспособен с помощью РЭТ преодолеть его и позволить себе вернуться к сочинениювеликой пьесы.

Зная основы РЭТ, Пабло прекрасно понимал, что его ярость произрастает из егоже иррациональных представлений: «Они не имеют права совершать такиеглупости! Они просто безнадежные тупицы!» или: «Моя жена твердит, что любитменя, но она не должна быть такой эгоисткой! Она просто лицемерка!»

Пабло также был вполне способен распознать вторичные расстройства и теиррациональные представления, которые за ними кроются. Он понимал, что когдазлится на окружающих, то больше всего ненавидит себя. Онпроследил весь ход развития своего самоосуждения: «Я не должен скатыватьсяк такой детской обидчивости! Я просто глупец, что не могу вовремявоспользоваться методами РЭТ и снять раздражение. Это отвратительно».

Несмотря на понимание того, откуда исходит ненужная раздражительность исамоосуждение, Пабло очень часто поддавался этим чувствам и продолжалжертвовать своим талантом драматурга и своими взаимоотношениями с людьми.Несколько раз его несогласие с некоторыми «исключительно тупыми личностями»принимали форму банальной потасовки. Жена неоднократно уходила из-за вспышекгнева мужа, направленных на нее и окружающих. Его пьесы так и оставалисьнезавершенными. И все-таки он упорно отказывался применять РЭТ для того, чтобыизбавиться от раздражительности и ненависти к себе.

После нескольких неудачных попыток выполнить домашнее задание по РЭТ Пабловместе с другими участниками терапевтической группы разработал следующий план:

В течение одного месяца он будет два часа в день применять на практике — непросто пытаться освоить, а действительно применять — методы РЭТ. Прежде всегоон будет работать над тем, чтобы перестать осуждать себя за вспышки гнева.

1. Не менее десяти минут в день он будетоспаривать свои иррациональные представления: «Я не должен скатыватьсяк такой детской обидчивости! Я просто глупец, что не смог вовремявоспользоваться методами РЭТ и снять раздражение. Это отвратительно».

2. Он будет продолжатьоспаривать свои иррациональные представления до тех пор, пока не научитсявоспринимать себя как личность даже со своими нелепыми вспышками гнева.

3. Не менее пятнадцати раз в день он будетповторять себе рациональные представления: «Поскольку я человек, который можетошибаться, то время от времени могу продолжать совершать нелепые поступки излиться без причины. Но ничего хорошего в этом нет».

4. Он составит список тех вредных последствий,которые влекут за собой осуждение самого себя по любым причинам, и неменее пяти раз в лот. будем читать этот список иразмышлять над ним

5. В течение дня он будет выполнять по крайнеймере одно упражнение РЭТ против стыда — заставлять себя делать при людях то,что он считает наиболее нелепым (например, громко петь в метро), и при этомстараться не чувствовать себя пристыженным или униженным.

6. По несколько раз в день он будет самомусебе петь одну из шутливых «песен разума», которые высмеивают максимализм исамоуничижение:

БЕЗУПРЕЧНЫЙ УМНИК

Я знаю: все должно быть только правильно!

Любое отклонение мне не по нутру.

Пускай другие мечутся в отчаянии,

Я ж, супермен, с сомнениями порву.

Я безупречный,

Я долговечный,

Я проницательный,

Я такой старательный.

Я все рассчитаю точно,

Меня не проведешь!

Все сбито крепко, прочно,

Ну где ж такого еще найдешь?

ПРЕКРАСНАЯ ТОСКА

С тобой неразлучны всю жизнь от истока, И нас разделить — это было бжестоко. Не покидай меня, Прекрасная тоска! Утешит кто, уйдешь ты на века? Ихоть с тобою я пнем пень, Но без тебя ж трудиться надо, А мне так лень, нуочень лень! Останься на века со мной, моя отрада.

О, КАКОЙ ЖЕ Я ПЛОХОЙ!

О какой я отвратительный! Злобный, мелкий, страшно мстительный! Я так плох,что мне лишь плохое сгодится! Я так плох, что со мной все плохое случится!Берегитесь меня, берегитесь!

Продолжая упорно работать над вторичными симптомами самоосуждения за вспышкизлобы и неспособность подавить раздражение, Пабло одновременно трудился и надпервичными симптомами — то есть над собственной раздражительностью. С помощьювсей группы он разработал план домашних заданий по методике РЭТ для того, чтобыизбавиться от своих основных иррациональных представлений, что люди недолжны быть такими глупыми, а жена не должна быть такой эгоистичной.

1. Не менее десяти минут в день он тратит наактивную дискуссию, оспаривая свои иррациональные представления.

2. Не менее пятнадцати раз на дню он говоритсебе: «Люди имеют право время от времени делать глупости. Такова ихприрода!», «Моя жена может вести себя эгоистично — ведь, в конце концов,у нее есть право интересоваться собственной персонойбольше, чем мной».

3. Он подвергает себя наказанию, сжигаястодолларовую банкноту всякий раз, как ввяжется в драку или накричит на жену.

4. Он ежедневно практикуется в эмоциях,воображая себе глупое поведение людей, позволяя себе разозлиться на них, азатем работает над тем, чтобы почувствовать себя не разгневанным, а лишь разочарованным их нелепым поведением.

5. Он ежедневно поет себе вслух песни,высмеивающие неадекватный гнев, на мотивы популярных мелодий, к которым сочинилновые слова. Вот, например, одна из них:

ЛЮБИ МЕНЯ, ЛЮБИ!

Люби меня, люби меня, а то мне жизни нет! Ну поклянись любить меня, а топомеркнет свет! Люби меня! Жалей, целуй, старайся и трудись, Но не стремисьлюбимой быть, смотри же — берегись!

Люби меня всегда, всегда, безумно и всецело, Коль что-то ты отдашь другим,убью тебя я смело. Люби меня, не зная просьб, упреков и сомнений, Не то, омилая моя, узнаешь боль мучений.

Пабло старательно и честно работал над выполнением заданий. А если ему неудавалось выполнить то или иное задание, он старался не грызть себя за это. Нув крайнем случае он подвергал критике только свою деятельность, ноотнюдь не себя как, целостную личность.

В результате реализации программы домашних работ по методике РЭТ Пабло смогсократить количество вспышек своего гнева до нескольких в месяц. Если с нимтакое случалось, он мгновенно понимал, что сам расстроил себя, и поддавалсягневу всего лишь на каких-нибудь пять минут. Затем он находил те иррациональныепредставления и требования, которые породили его гнев, и путем активнойдискуссии достаточно быстро подавлял их. Как-то раз он оступился и поддалсягневу на целый час. Но, как правило, ему удавалось сокращать вспышки гнева донескольких минут — а нередко даже всего до двух или трех минут.

Пабло был весьма удовлетворен результатами своей работы и теми усилиями ивременем, которые он сэкономил благодаря программе борьбы со своими вспышкамигнева. Он больше не проводил долгие часы в злобе и унынии и наконец-то смогбольше времени уделять занятиям драматургией.

Я не могу предложить вам панацеи по изменению безумных идей и вредного длявас поведения. Если вы станете твердить себе, что надо обязательно практиковатьсяв методике РЭТ и неустанно работать над собой, это может только ухудшитьположение. Также недостаточно одного понимания причины возникшегорасстройства. Видеть путь избавления от проблемы — это прекрасно, но и этогомало! Ключом является использование РЭТ и борьба за ежедневноесокращение своих несчастий. Это не магический, а чисто практический способ,который заключается в том, чтобы упрямо отказываться становиться несчастным прилюбых обстоятельствах. Вот именно! При любых!

РЭТ-упражнение № 14

Для того чтобы выполнить это упражнение, направленное на преодолениеиррациональных представлений, можно воспользоваться инструкциями, которыеприводятся в книге «Новый путь к разумной жизни», а также в отдельнойброшюре «Методики преодоления иррациональных представлений», выпущеннойИнститутом рационально-эмотивной терапии. Выберите несколько присущих вамиррациональных представлений и начните задавать себе приведенные ниже вопросы —и делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что ваши представления былиложными. Вот эти вопросы:

1. Какие иррациональные представления я хочуоспорить и преодолеть?

2. Могу ли я доказать истинность этихиррациональных представлений ?

3. Какие свидетельства говорят против этихиррациональных представлений?

4. Какиесвидетельства говорятв пользу истинностиэтих иррациональных представлений?

5. Что самое плохое может случиться со мной,если я откажусь от этих иррациональных представлений и буду действовать вопрекиим?

6. Что хорошего может случиться со мной, еслия откажусь от этих иррациональных представлений и буду действовать вопреки им?

Если вы недостаточно выносливы в отношении выполнения тех или иных упражнений РЭТ, направленных на изменение ваших чувств, мыслей, представлений и поведения, то вы можете сначала повысить свой порог фрустрации, ответив на следующие вопросы:

1. КАКИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Я ХОЧУ ОСПОРИТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ?

Ответ: «Я не должен так много работать, чтобы изменить себя с помощьюРЭТ. Все должно быть намного проще! Там слишком много сложного. Ужасно, что никто не сделает этого за меня».

2. МОГУ ЛИ Я ДОКАЗАТЬ ИСТИННОСТЬ ЭТИХИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ?

Ответ: «Нет».

ЗА КАКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ГОВОРЯТ ПРОТИВ ЭТИХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХПРЕДСТАВЛЕНИЙ? Ответ: Тому есть множество свидетельств:

а) Не вижу причины, почему я не должен много и упорно работать над собой с помощью РЭТ. Если бы не надо было трудиться, то процесс изменения собственной личности был бы очень простым. Однако на самом деле это совсем непросто! А потому соглашусь-ка я с тем, что если я хочу измениться, то лучше уж поработать и добиться хорошего результата.

б) Где это записано, что процесс изменения личности с помощью РЭТ должен быть простым и легким? Пожалуй, это лишь плод моих неуемных желаний и глупых идей. Если я даже очень захочу, чтобы все изменения произошли мгновенно, то все равно мое желание не сделается от этого реальностью.

в) Что значит: мне слишком трудно самостоятельно работать над изменением себя по методам РЭТ? Очевидно, что это не настолько трудно, чтобы у меня не было ни одного шанса, — хотя наверняка это нелегко. Утверждая, что это «слишком трудно», я просто прячусь за слова, на самом деле подразумевая, что это труднее, чем мне бы того хотелось. Не таится ли в этом требование, чтобы все, что, по моему мнению, должно быть простым, обязательно оказывалось простым, а не то пусть вся Вселенная катится к чертям? Действительно ли я этого хочу? Вряд ли.

г) Да, действительно, менять себя по методике РЭТ довольно трудно. Но именно сейчас это так и должно быть — просто потому, что это так и есть. Немудрено, что эта задача мне самому кажется трудной. Она действительно трудна.

д) Да, действительно, трудно менять себя. Но если оставить все как есть, то будет еще хуже, потому что тогда при мне останется моя депрессия, и возможно — навсегда. А вот это и правда очень тяжело.

е) Почему ужасно то, что никто не выполнит вместо меня упражнения РЭТ и не сделает так, чтобы я изменился в лучшую сторону? Это не ужасно, потому что в моей терминологии слово ужасно означает «более чем плохо». Тот факт, что мне придется самому работать и менять себя при помощи РЭТ, создает скорее неудобство. Но неудобство вряд ли можно считать чем-то на 101 процент или на 120 процентов плохим. Это плохо даже и не на 99 процентов. Чем хуже кажется мне перспектива работать над собой самостоятельно, чем больше я преувеличиваю трудности, тем большее разочарование переживаю и тем труднее мне будет выполнять упражнения РЭТ для того, чтобы изменить себя. А потому буду-ка я лучше рассматривать это как некоторое временное неудобство.

4. КАКИЕ КОНКРЕТНО СВИДЕТЕЛЬСТВА ГОВОРЯТ В ПОЛЬЗУ ИСТИННОСТИ ЭТИХИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ?

Ответ: «Я не вижу таких свидетельств. Есть довольно многодоказательств того, что работать над собой по методике РЭТ трудно и что это ине должно быть легко (так оно и есть на самом деле!). Если бы вдругоказалось, что можно легко измениться, просто ознакомившись с основами РЭТ иосознав, как они полезны, то мне бы крупно повезло, но в жизни так не бывает. Еслия сейчас буду много работать, то потом, позднее, у меня все будетполучаться легко и почти автоматически. Но сейчас это пока еще трудно! Апотому, не имея больше никаких дополнительных ресурсов, буду-ка я лучше спокойно работать над собой, не создаваядля себя еще более сложных проблем!»

5. ЧТО САМОЕ ПЛОХОЕ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ СОМНОЙ, ЕСЛИ Я ОТКАЖУСЬ ОТ ЭТИХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И БУДУ ДЕЙСТВОВАТЬВОПРЕКИ ИМ? Примерный ответ:

а) Я буду продолжать работать над собой по методике РЭТ, это станет моей«головной болью». Ну и пусть Если я не буду работать над собой, то все моипроблемы останутся при мне, и возможно, на всю жизнь.

б) Если я откажусь от РЭТи не буду работать над решением проблем, то проблемы не только останутся сомной, но еще и усугубятся. Пожалуй, это будет еще хуже. Но даже такое положениенельзя назвать ужасным, просто оно создаст для меня очень, очень большиенеудобства. Да, это плохо, это хуже, чем хотелось бы. И все же это всеголишь очень плохо.

в) Если я буду продолжать работать над собойпо методике РЭТ, то самое плохое, что может случиться, заключается в том, что яне изменюсь ни на йоту. Это значит, что все мои усилия пропадут втуне.Но по крайней мере я буду уверен, что сделал все, что мог, для своего спасения.Если ничего не делать, то я даже не узнаю, насколько лучше я могу — или не могу— стать. А потому я буду продолжать прикладывать усилия и посмотрю, что изэтого получится.

г) Если я буду продолжать работать над собойпо методике РЭТ и у меня ничего не получится, то я останусь со своимиразочарованиями и болью. Это маловероятно — ведь если я буду работать, то,скорее всего, в какой-то степени все-таки изменюсь к лучшему. Все, чтопроисходит — или не происходит — в моей жизни, вносит некоторое беспокойствоили неудобство Если не ныть и не стонать из-за этого, то можносэкономить много времени и сил Итак, лучше я буду продолжать работать 6. ЧТОХОРОШЕГО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ СО МНОЙ, ЕСЛИ Я ОТКАЖУСЬ ОТ ЭТИХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХПРЕДСТАВЛЕНИЙ И БУДУ ДЕЙСТВОВАТЬ ВОПРЕКИ ИМ? Примерный ответ:

а) С помощью РЭТ я действительно смогуизбавиться от своих проблем. Сейчас меня мучает тревога и депрессия, а спомощью РЭТ я смогу ослабить этот гнет. Я смогу даже полностью избавиться оттревоги и депрессии!

б) Если я смогу преодолеть свой низкий порогфрустрации в одной области, то я стану более дисциплинированным и преодолеюнизкие пороги фрустрации и в других областях своей жизни. В частности, я смогуизбавиться от медлительности и нерешительности или от переедания.

в) Для меня самая трудная и важная задача — научиться радоваться жизни,напряженно работая над собой по методикам РЭТ — то есть отказывая себе вминутных радостях ради будущих достижений. Если я в конце концов откажусь бытьнесчастным, проходя через ряд ограничений, то смогу считать, что это была однаиз самых серьезных и почетных задач моей жизни, которую я успешно решил.

г) По мере работы над преодолением низкого порога фрустрации — даже если это займет достаточно много времени — я буду преуспевать все больше и больше, и со временем эта работа станет доставлять мне удовольствие. Я увижу, как постепенно растет моя независимость и власть над собственными эмоциями. А что, скажите, дает чувство большего удовлетворения, чем сознание того, что ты сам становишься хозяином своей судьбы?

Глава 15.

Наши рекомендации