Исследование психологии воли в контексте проблем мотивации

- Школа Курта Левина. Теория поля. Человек находится в напряжении сил, и эти силы складываются по законам векторов и в результате складывается тенденция к действию. Одновременно может возникнуть несколько напряженных систем, которые заставляют человека двигаться в разные стороны, а воля является той силой, которая позволяет выбрать из нескольких тенденций одну.

- Хекхаузен: мотивация обеспечивает выполнение действия, но действия человека всегда полимотивированны, и проблема заключается в выборе действия на основе разных мотивов. Выбор действия – момент перехода мотива к воли.

- Проблема инициирования действия.

- Проблема устойчивости действия и доведения его до конца.

- Преодоление препятствий, которые могут возникать в ходе выполнения действия.

Развитие воли.

Этапы волевого действия:

1. Когнитивные действия – необходимо развивать знания.

2. Эмоциональные – сначала волевое действие подкрепляется со стороны, затем самоподкрепление.

3. Поведенческие – вырабатывают наиболее эффективные стратегии.

Внимание

- Внимание – это познавательный процесс, так как процесс внимания участвует в поиске, селекции, обработке результатов.

- Внимание – регулятивный процесс, так как внимание направляет человека на объект организующее и дезорганизующее действие.

Ориентировочный рефлекс.

Механизм доминанты Ухтомского.

Механизм иррадиации нервных процессов.

Механизм РФ.

- Внимание – направленность и сосредоточенность психики на объект, который имеет значимость для личности.

- Внимание – это ощущение ясности, точности объекта или смутности, ощущение некоторых усилий, активности, погруженности в деятельность или потери контроля, расплывчатости, утомления; это и определяет действие: наклон головы, корпуса, специальные жесты, мимика; это и микро движения: изменения тонуса мышц, изменение зрачка.

Этапы в изучении внимания

Исследования внимания в русле интроспекционистской психологии сознания.

- Ланге в 1883г. выделил несколько типов внимания:

1. Внимание – это процессы двигательного приспособления, которые улучшает деятельность изучения внимания через действия.

2. Внимание – процесс вытеснения из сознания менее сильных идей более сильными.

Никакого внимания как отдельного процесса не существует. Есть просто интерес.

Гештальт-психологи:

Внимание – самонастраивающийся гештальт.

Внимание – совокупность ощущения, восприятия, памяти, мышления.

4. Внимание – изначально духовная способность.

5. Внимание – обеспечивается дополнительными возбуждениями, которое посылается из центра на периферию, чтобы улучшить отражение значимого стимула или ситуации.

6. Внимание – деятельность размышления. Результат поиска, анализа различий между объектами – механизм рассогласования.

Исследование внимания в русле когнитивной психологии.

- Теория ранней селекции: Бродбент.

Исследование психологии воли в контексте проблем мотивации - student2.ru

- Теория поздней селекции: Дойч.

Вся информация обрабатывается на семантическом уровне, то есть полностью. После часть информации отсеивается. Из всей обработанной информации, часть имеет большое значение, которое привлекает внимание.

Факты:

Наши рекомендации