Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница

фигурам», отражающими прошп« |

■“ї^и Ф«%» “мі'т " ~ ЮРЙ' '"««*

л ит которых можно создать еще три фигуры, р-

г" и* ф^ы с,удет "гг,руоюа',п<.

£,™ы Порами «рус «°Р°" фигуры чип агоры, ^

*'” Р“„Й І, первый «руг Л*™*1 Ф"Г»РЫ будет ,,

вв^отой Получившуюся новую фигуру нужно*

*»та •■»«»“ «“ псрв0й ФИГУР0Й' \

Хта. и шестая фигура строится аналогично-. га-, J1" Р«0« первоначальных трех фитур. а шеей-, ср':,”“ накладываются справа от четвертой, «оз.»

™й фигурами. Так подучаются егие три г»

еда-——юп на

брасывания костяных nJiacTl'H^„ возможный вари»

Последние фигуры, пок“ сложения соотвст-

будушего, складываются посред

ствуюших рядов фигур I и 4.2 и 5.3 и 6; верхний с верхи««, срсдннн со средним и нижний с нижним, f-хли в результате сложения получается нечетное число, то в том же рялу новой ФИГУРЫ кладется один камешек, а если четное го два Девять результатов дадут седьмую, восьмую и девятую фигуры {см. рис.

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru !9).

9 Ф • • • • 9 9 9 9 ф ф ф ф
ф 9 4, • 9 • 1 ф ' *«
9 9 • ф 9 9 Ф 9 _ ..Л # • 9 : і

На этом построение завершается и идет интерпретация полученных фигур. Начинать нужно сверху и последовательно идти до девятой фигуры, пользуясь при этом таблицей значений, приведенной ниже. Конечный итог, результат, можно найти, если сосчитать количество оставшихся в запасе камешков и разделить на девять. Остаток обозначит номер ключевой фигуры, а его отсутствие всегда укажет иа девятую фиг уру. Если оставшихся камешков меньше девяти, то их число будет соответствовать номеру клетки в раскладе.

На рис. 19 показан пример с использованием сорока двух камешков, следовательно, в запасе их 12:

12 : 9 = I и 3 в остатке.

Значит, итог скрыт под фигурой номер 3 — Цапля, с обобщенным значением «развитие».

порога, власть, энергичность

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru начало-3 г-

3 „оеше««е- притяжение, разделение, w

• • оі*иЬ^ '“Чъ ,

•. ° __ согласие, благоразумие, примире„Ие N |

V 6К '

, ц»плв" ** \

"р<”"“ст0”"“' оп*с"0"'’' »»»,N V* »»«.

• Медведь

1. • 1ипя понимание, самоотдача

•* , свершение, «ла,

2.• Тигр к

3.• _ ...„,,,ий КОСТИ

4.

(вмиу1'"---------------------------------------

1ГЯЧ лет назад шаманские предсказатель** Около пяти тыся П0СТр0ении фигур по точкам на*,

гоактики,основанны обобшены, в результате чегоП(,

пяных пластин^ 0известный сейчас под китаист "я свод тояковани , Перемен>>. «И цзин», форм,

названием «И изин>> еиий, перенял у шамани,,,

и KOVry ДРевН ,лр где Полнота стремится к l\v

S»«“' П0’°*“М, Полноте, с образованием pa™,»

„ я Пустота - К 40- отоажаюших бытие как та®.

^йинаиий того или дРуГ0ся в «Книге Перемен»*

комби рассматри предстает в виде

ю''ЧИ,0Ц*«о* »«""• в

те»» шаман» я Небо».

посредника межд^ ИНЫ1А м

8 Название пар**- змея _npw»°&

Вес известные китайские тексты приписывают создание восьми изначальных фигур (гуа) легендарному родоначальнику Фуси, пребывавшему у власти, как считается, с 2852 по 2737 гг. до н.э. Ilo преданию, Фуси открыл их, созерцая небесныс образы и наблюдая поведение зверей и птиц. Китайская традиция изображения фигур несколько отличается от шаманской, но ее легко понять, если на костяных пластинках сделать пропилы вместо точек. Таким образом, точка превращается в сплошную черту, а пара точек — в прерываюшуюся черту:

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru

Восемь изначальных символов, взаимодействуя друг с другом, дают 64 новые шестиярусные фигуры, состоящие из двух трехъярусных:

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru

Толкованию этих фигур и посвящена «Книга Перемен», а способы их нахождения отражены в трактате Шао Юна «Числа превращений дикой сливы мэй-хуа».

Чаще всего в шаманских практиках используется прием двукратного выкидывания костяных пластинок. Первый выброс дает верхнюю часть фигуры, а второй — нижнюю. Meдигация (созерцание) на полученную таким образом шестиярусную фигуру и на предлагаемые в «И цзин» комментарии к ней, пояснит ответ на заранее поставленный вопрос. Для удобства поиска нужного текста была составлена таблица {см. рис. 20), в которой итог первого выброса показан по горизонтали, а второго — по вертикали. Точка пересечения соответствует номеру афоризма для исследуемого символа,

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru

нУпорство» в задуманном устранит разногласия (от «разделение») и вызовет слияние (сп «сочетание»).

Шестиярусную фигуру можно построить и бет вы килы вания костяных пластинок, ориентируясь по приролным явлениям. полету птиц, голосам животных, количеству предметов, сторонам света и т.д. Все эти ориентиры будут знаками, а умение видеть в них смысл является одним из важнейших направлений шаманизма. Знаки могут рассказать многое, дать совет в трудную минуту, направить на верный пугь, раскрыть суть вещей. Нужно только научиться понимать их язык, созерцая и слушая. В качестве направляющего элемента можно использовать таблицу соответствия фигур (см. ниже), и по характеру природных явлений выстроить ключевую шестиярусную фигуру, толкуя ее как в предыдущем случае.

Например, в час принятия решения в небе пролетает косяк из двадцати одной птицы, стремящийся на восток. Количество птиц указывает на номер верхней трехъярусной фигуры. Но числу 21 нет соответствия, так как число возможных вариантов первоначальных фигур сводится к восьми. Значит из 21 нужно вычесть восьмерку столько раз, сколько потребуется для того, чтобы конечный результат был меньше или равен восьми. В данном случае, это будет число 5, указываю-

яа ЧТО ■*Р*НЄЙ ФИГУРОЙ будег ц ^ сторона свет* - аосгок, СИ,^Щ.

„,й Кык» __ ЧД

= (Цапля) - ІІ(*Ю = £Г

(фигура ЛЬ 42 ^ * Толкование: ^^Ои,

«Чрезмерная активность (от «дейсщ **°\

мент, будет помехой для дальнейшего «п в1/е>)^ а Л \

ситуации к лучшему) и приведет к <<nn,U^ \,- ятно, неудач). р Ум^ У (*еЛ

чл

Аналогично строятся шестияруСНы

признакам. При этом верхняя часть Л 6 У Phi

само рассматриваемое явление а иГУры Аол-J1 П° ^ 1

или отличительный параметр. ’ *н*я ^ оЛ I

г° AsS 1

Соответствие фигур по Шао Юну ^ 1

Змея (фигура Цянь) - единица сер.

Олень (фигура Дуй) двойка запУ°'3аг,*А с.

Черепаха (фигура Ли) - ТПпґД’ дьег И *п

игУра ZeJ)l Z2T' ЮГ’ -С; Р0С* 4

Цапля (фигура Сунь) - пятепИ^' В°Ст°к, Рад^Ря Паук (фигура Кань) - Щест? ЭЮго^ост R И *Роц

Медведь (фигураГэнь)-~сем! 3СЄВеР> лу£

"гр ^и07)а ^6) - Вос.^ РКаceBePo-eoc7vl Вода

“-«car-.

КаиЩ

Первый слой основного текста «Книги Перемен»

1. Творчество

2. Исполнение

3. Начальная трудность

4. Недоразвитость

5. Необходимость ждать

6. Тяжба

7. Войско

8. Приближение

9. Воспитание малым

10. Поступь

11. Расцвет

12. Упадок

13. Родня

14. Обладание великим

15. Смирение

16. Вольность

17. Последование

18. Исправление

19. Посещение

20. Созерцание

21. Стиснутые зубы

22. Убранство

23. Разорение

24. Возврат

25. Беспорочность

26. Воспитание великим

27. Питание

28. Переразвитие великого

29. Бездна

30. Сияние

31. Сочетание

32. Постоянство

1. Бегство

2. Великая мощь

3. Восход

4. Поражение света

5. Домашние

6. Разлад

7. Препятствие

8. Разрешение

9. Убыль

10. Приумножение

11. Выход

12. Перечение

13. Воссоединение

14. Подъем

15. Истощение

16. Колодец

17. Смена

18. Жертвенник

19. Молния

20. Хребет

21. Течение

22. Невеста

23. Изобилие

24. Странствие

25. Проникновение

26. Радость

27. Раздробление

28. Ограничение

29. Внутренняя правда

30. Переразвитие

31. Уже конец

32. Еще не конец

ГГ— мозга и приводит к „ик> сознания. Созерцание фигур мандалы Мож? СЧ лить и спонтанно, без фиксации взгляда на рцс ' 1|^,|,сцк сознание изменяется иными способами, наприм!" \ шью танца с бубном или исполнения песен. Тог; ° ",)'|Гк самостоятельно возникает в поле внутреннего J Р% большинстве случаев, воспринимается в качестве ,,[^И''

Шаманская мандала. иллюстрирующая гармонию н. стей Вселенной, строится согласно парности чисел |

7.3 - 6.4 - 5.0 - 9 в расширенном ряде абсолютных ^ чин (см. рис. 17). Ее составляют: четыре треугольни" (цифры I и 8). четыре прямоугольника (2 и 7), восемь трэд*

Все геометрические фигуры мандаты следует нанести,со. гласно вышеприведенной очередности, на бумагу и расположить изображение таким образом, чтобы на него падал свет (ом. рис. 21). Медитирующий садиться на пятки перед майдалой. отключает поток мыслей и устремляет взор

9 Ранее фигуры с вершинами в точках 4 и 5 были изображены как вьс тянутые треугольники. — Прим.О.Д.

пересечения прямоугольников, созданных цифрами 2 и 7, то есть в центр. Главное при этом — научиться смотреть, не моргая» как минимум 10-15 минут. Сначала подобное действие може і показаться невероятным, но тго свидетельствует лишь о том, что внутреннее безмолвие не достигнуто. Появится рс и» в глазах и слезотечение, но не стоит обращать на

і го внимания. Неприятные симптомы исчезнут, если перебором* себя, что достигается ежедневной тренировкой. Че- 10век может смотреть, не моргая довольно продолжительное время, намного превышающее десятиминутный отрезок. Когда борьба с самим собой закончится, мандала будет восприниматься не как нарисованные на бумаге фигуры, а как дверь, раскрывающая границы восприятия.

       
    Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru
 
А
 
Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru

На базе расширенного ряда абсолютных величин можно построить множество медитативных диаграмм, как геометрических, так и знаково-символических. Если все составляющие таблицу цифры перевести в знаки, описанные в первом варианте ритуала «Бросающий Кости», то получится

рунический текст.

; . <> »Я * t ^МимїииВОЛО» ~ Г'

«Р-УМ, ^ ' янание>>- ^о»

,пение над этим текстом и расшифро * Р“*« открыть тот- СМВ0ЛЫ 6удут clO\

“°£ сД 00,3 " 6 а "P^oN

отдельные без слов. °Х *

в понимание смысла и,ч

П^водиа* раб«та 2 * »

м «тематика предсказательного процеС|

™ (по А.А. Мальцеву)

I f |1У 4 А«« •* " I ✓ /

гппасно -к™»» "Н0П,Х "Р»Ф'“ТалькЫ| ЧЧс,

ГГ*""""- ™"наших дн'"'сложные

дараии» лучше производить во ир„„ “ *ел„„-, шопринтным днем «вляетсн поиедель,,,., ,

четверг, пео ю т0 чт0 пр„ предсказательном *

Мальцев, О. Y ^ от фИЗИЧеского и психического СОСГО,- цессе многое^ ателя, сделал математические вычис- ния самого Р овали это общепринятое мнение, ления, которые СКИе системы функционируют 1

Как извести0- ^ синхронизирующие воздействие

колебательном ре • > й актИвности и вращение

„а них оказывают фа кодебанийі как правило, кратны Земли. Поэтому пері Д м цев устанавливает «функ- суткам. Исходя из этого, А АМал у т

Z блягоприятиости иредекззянию ^ £

Их) = -sin X при 0 < х _ аіЛ , ^

f (х) = О при 2л < X < Зл; 4я _ х - , от нулядо*‘

и-™ “ лн°;л« от«л»»- -*

приходится минимум, на Р

мум, на четверг (т.е. от Зя до 4я) — максимум. Во всех остальных случаях функция равна нулю.

Затем А.А. Мальцев, ввиду неудобства анализа, переносит начало координат на ночь с понедельника на вторник (см. рис. 226):

f(х) = sin х при - я < х < я ; 2я < х < Зя, f (х) = 0 при х < - я ; я < 2я; Зя<х

1 ^

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru | Mr I L6 | Be | Ни Rf | Ср | Чт | П?

В, • Ср I Ч» I Пт I Сб | Вс і Пн

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru

После разложения полученной функции в ряд Фурье и дальнейшего редактирования результатов, из-за отсутствия сведений о некоторых днях, получаются три приблизительно равных коэффициента. На их основании А.А. Мальцев предлагает следующее уравнение (см. рис. 22в):

2х 6х 8х

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru

График показывает максимальные величины во вторник и четверг и минимум в субботу и понедельник. Среда и воскресенье занимают промежуточную позицию, а пятница практически равняется нулю. Из этого построения можно сделать

„„««vtcc I«W>WM H

чснф-* |'"с“'м ««4

&&& <•» •»’РРтемин>-

"V*" V11 'L*" -T,г'аскл«4.

г|*6уют..м ОТ

<п^“5^е,,,,ОСШ " "пыта.

„о* cWP|1i, „КСП..РУСІНЛ фигур*

сое1**" „,wc. Ломускмте» ncp^

к-1* ,с »>СТСЙ ьК1, ,*>« ,ЧК11 - стало Две и ИаобоЛ

»&%#><" L бьи» „ всрхимЛ р«л И ИС,ч-м

6С таГ. »>ег0‘IV »** w'ppCKU"" нео6хС

X « ' „ .ipouecce перемет*,*, ^

VP*** "So •***£#»* ЧОПОЖ1ПСЛЫ10ТО ^

°6paJ0M'

ГЛАВА IV

ВСЕЛЕННАЯ

Вселенная — это совокупность всех безграничных мировкоторые существуют сегодня, были в прошлом и будут через миллиарды лет. Вселенная — это единая Сила, бесконечно создающая миры и бесконечно разрушая свое Творение. Пустота и Полнота, Бытие и Небытие. Сила и даже Несила — все это одна беспредельная Великая Ввезенная.

Синтаксис человеческого языка, построенный на причинноследственной связи и требующий строгого разделения понятий, просто не в состоянии охватить разнообразие Всетенной без помощи символов, аллегорий и без принятия целого ряда условностей.

Первой условностью можно считать установление отравной точки, то есть допущение, что Вселенная была рождена, хотя в действительности существовала вечно: рождение сливалось с небытием, смерть с бессмертием и рождение было самой смертью. Итак, согласно древнейшим воззрениям, принявшим устойчивую символическую форму на рубеже палеолита и меэолита, Вселенная изначально предсталяла собой безграничный Океан с принципом зарождением всех вещей. В космогонических мифах тот первопричинный Океан предстает в виде массы воды, но это не означает, что он был водой, в каком бы то ни было смысле этого слова. Океан нужно понимать как символ бескрайности, навеянный человеку физически необозримыми океанскими просторами. Вода — это символ рождающего начала; падающий с неба дождь пропитывает почву и дает жизнь семени. Несмотря на то, что Первичный Океан был самодостаточной системой, включающей в себя как «все» (9), так и «ничего» (0) одновременно, его иногда все же именовали пустотой, Хаосом и Бездной, но обязательно уточняли, что эта Пу-

«о-шной всех богов. Эти, казалось бЬ| . ^ піГІ) оьіла ' га положения на самом Деле

£>>52- поскольку самодостаточно,, -пшенную до бесконечное, пу>^ '«*мьи'« «обшить о- следователь*,, „>■

'мл рассмотрена, как пустота. ЧЛ

«"О1*1 “'Гном ТСК'С индейцев киче По„о,ь.в , ^

" С,"ї Начальном сунтесгаовании Вселенной с J V

qci ) ОО' а~ iv

мегкоа о »о». ка* все было , сос Ч ,Это - Ра хОЛОдное, все в молчании; все безд'и "е.

извес*»ости' ство неба было пусто. ,J4e

„ихое;« np°LJпасСказ. первое повествование. Ие 3тоПЄР1 рвотного, ни птиц, рыб, крабов, d J>

ЧЄП0Тпеиіер. У*** трав' НЄ бШ° ЛЄСОв:

AVI*** -

только не6°- и тогда еще не появилась. БыЛо т

ПТРе пространство и великое пространство небес*0 Х0ЛНе было еще ничего соединенного, ничто не могло Про_

/гм шума, не было ничего, что могло бы двигать** Т L или шуметь в небе. Не было ничего, что сущесп др0ЖТ чт0 могло бы иметь существование; была лиШь Только холодная вода, спокойное море, одинокое и тихое. Не Чествовало ничего. В темноте, в ночи была только лт

Неподвижность, только молчание»1.

Пб этой изначальной мифологической Пустоте нельзя си- ,ать ничего определенного, ибо любая характеристика в той или иной степени будет отражением чего-то существующей, то есть уже проявленного, рожденного. Единственное.™ остается это говорить о том, чем она не была, как, например, это делается в священном тексте «Праджна-Парашпт.т-

ZL, в Тибете „од названием .Шер;а*. « широкої- „ространенном в Маньчжурии, Монголии и Китае.

10 Перевод с языка киче Р.В. Кинжалова

*A7i**mtww«i не ииеет никакой (jtofiuhi: никакого восприятия, цііКй/вь'О ощущения, никакого хотения, никакого сознания; ни •!<***• HiiVXtі. ни носа, ни языка, ни тела, ни ума, ни (/юриы. ни чаї. ни запаха, ни вкуса. ни осязания, ни качества, рдг нет никакого глаза, не существует никакого жела- ни#.** Не существует никакого сознания желания.

Точно так же не существует никакого страдания, не су- шествует никакого зла. не существует никакого удаления, ^ существует никакого Пути, не существует никакой Муд- jxxrtnu. никакого достижения, ни недостижения»’1.

Для того, чтобы приступить к дальнейшему изложению, необходимо еще раз напомнить о принятой условности и сказать. что рассмотренная стадия Первичною Океана в действительности не была рождением Вселенной, как таковой, а являлась фазой, в которой начало представляло собой конец предыдущей фазы, как в бесконечном повторении периода абсолютных величин. Учитывая что, можно сделать вывод, что покой Первичною Океана складывался из непрекращаюшенея пульсации, которая проявляла себя как внешне, если принимать за Океан не имеющую параметров точку, так и внутренне, если расценивать его в виде не имеющего характеристик бескрайнего облака, что совершенно равноценно и непринципиально. Эта пульсация заключалась и заключается в сжатии и расширении Вселенной, причем движения происходят одновременно, уравновешивая друг друга и порождая тот самый покой во всей целостной структуре. При этом возникают два разно-полярных энергетических потока (будушая основа материн), в результате взаимодействия которых, образуется ни от чего не исходящий реликтовый свет, подобный северному сиянию, вызванному двумя противоположными электрическими течениями.

11 «Путь трансцецценталы-юй мудрости: Йога Пустоты Ответ Авалокитешвары». 13,14,16.

л да п0едста^ ‘ пвИ*ушук>< .......................................................... ~“чг» м*н^

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru ^' \1ТРа**°Т ДГ0,поДИ»ельницы, которая в 3 *4

— аГ'в> МЯ 0ПеНИХШИ ^ PUC

Г*и»'° СТ1^^1тс* от ОДНО'' из сестер-олених,^

«0* С‘Сток н^Гегс* в ГОРЛ0 ВеЛИШГ0 Зверя- С

ча<И ’ иной и вл^е в0положеннои стороны, £

край В°е> 1ви1ись с пРднимается к другой сестре^

*+* £&**** ,Гт ключевое WТЗК КаК <

***** гой схемь'име одной картой шамана, Отпрайд%

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru Знан"е ^разной путе« твие на мистической под* »«C*C^*'eCV°

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru  

В расширенном ряде абсолютних величин. рассмотренном как цифровая модель Миронлания (см. гл. 3), Вселенская Река предстает в виле решетки из цифр 3 и 6, леляшей »се пале на левять квалратов:

1.2-2.4; 4.5-8.1; 7,8-5,7; 4,S—5,1; 7,2-2,7; 1,5-8,4; 7.5—8.7; 1.8—5.4; 4.2—2,1.

Они являются девятью областями Вселенной. Максимально приближаясь друг к другу, два энергетических течения реки образуют вихреобразное силовое поле вторичной целостности, отраженное в таблице как центр 7,2—2,7 и четыре узла из девяток (см. рис. 24). Это уже творческий прорыв. проявление мира, точнее, обозначение его будущих основных параметров, а также глубины, соответствующей понятию Космической Оси. Об этом состоянии Вселенной, бытовавшем, по последним данным, около 15-20 миллиардов лет назад, мифы повествуют как о времени, когда боги, рожденные из яйца Мировой Утки, взбивают колом Первичный Океан и создают вторичный свет, посредством «добывания» у Хранителя шаров с заключенными в них светилами (рис. 25). К первым дням творения относятся и сюжеты «доставания» Уткой земли (материи) из бездны Океана, как, например, в нганасанских сказаниях:

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru Рис. 24. Центральная часть расширенного ряда абсолютных величин с нанесенными силовыми линями творения: 7J 2,7 Мировое Древо; 3,6-6,3 -3,6 6,3 Вселенская Река; 9 - 9 - 9 - 9 -основание Мировой Горы; в центре схемы изображение Матери Прародительницы.  

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru

Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru Олард Диксон – Шаманские учения. История, теория и практика коренных шаманских традиций 4 страница - student2.ru «Умка здесь сперва была, здесь сидела. «Аа\„ _ и (ММІ тш « він))'. Вниз пошла и маленько 3exZ.

і •> *• ftpUhPT'»

Утки че(>ная и земія черная»'*. r >

Различные описания Космической Оси имеются п чески во всех религиозных системах, даже весьма удалённые от круга шаманских представлений. Ось является, пожалуй наиболее архаичным мифологическим элементом, дШед* шим в практически неискаженном виде до наших дней. У порко-монгольских народов она предстает как Мирово«

Записано Б О Долгих со слов сказителя Турдагина Атакая в пос УстьБоганцца в 1957 г.

древо Замбу. растущие на вершине четырехгранной Мировой Горы Сумур* 4X0 стоит в центре Вселенной. Символизм Мирового Древа и Мировой Горы однотипен и часто предстает как один символ — Животворящий Стат. поднимающийся из центра и пронизывающий все вселенские ярусы.

Столп никогда не рассматривался как нечто определенное или имаошее место в пространстве. Он был чисто мистическим понятием. которое в земных условиях соотносится с видимым вращением небесной сферы. В этом случае, за конкретный центр принимается сама Земля, а за северный полюс мира — Полярная ззехіа — Хода хосикта (нанайск. «Звезда-Кол»). По шамаисаюй ехеме. через Хада хосиклу проходит Золотой Стат. ст>жаший налом для поддержания небосвода и космическим Мостом, по ы> торомч поднимается шаман во время трансовых тлешествий. По аналогии с окружающим миром, где небо — великий шатер, накрывающий землю, были созданы и окр\ллые жилища, в иэторых егенки отождествлялись с небесным купатом. срединный шест — с Золотым Столпом, пал—с Землей, а отверстие дымохода—с мистической дырой, находящейся за Полярной звездой. Таким образом. жилище отражало универсальные константы Вселенной и

становилось храмом, в котором человек был хозяином и творцом.

Появление мира было подобно взрыву, солровождаюшемуся

огромными температурами и скоростями разлетаюшегося протовещества. По шаманским представлениям, это был Огонь Творения. фаза, когда из условного ничто образовались вторичные Космические Силы — время и пространство. Протовешество еше не было материей как таковой, скорее, его можно было охарактеризовать как принцип зарождения четырех первоэлементов (стихий), возникновение духов огня, воздуха, воды и земли. Сами же элементы в виде вполне материальных азота, кислорода, водорода и углерода появились позже, когда Вселенная начата остывать. Под действием гравитационных сил частицы вещества стати собираться в скопления, формируя первые галактические системы. Это был

материальный космос, бесконечный в своем разнообразии, но с набором жестких физических законов, делающих его условно познаваемым. Древние назвали эту область Средним (земным) миром и отвели ей зачатие биологической жизни с высшим проявлением в виде умственной деятельности.

Основная характерная особенность Среднего мира состоит в непроницаемости вещества, которая напрямую зависит от тече- ния времени, мерности пространства и его линейности, а так же от плотности самой материн. Но время во Вселенной весьма не- однородно, а мерность

Наши рекомендации